КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Игра является одним из самых эффективных средств обучения, что особенно актуально в отношении младших школьников. Основанием тому служат ведущие характеристики детей данного возраста, к которым относится их стремление к игровой деятельности. Оптимально подобранные и методически верно организованные игры способствуют всестороннему и гармоничному развитию учащихся, помогают им расширить знания, выработать необходимые в учебе и жизни в целом полезные навыки и личностные качества.

Однако современный ребенок живет в условиях чрезвычайно информационно насыщенной среды, в мире электронной культуры, технологических символов и знаков, что меняет детское восприятие. По мнению Т. В. Яценко, «компьютерное пространство значительно расширяет поле активности обучающихся школьников и является более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой» [6, с. 1].

В данном контексте большие возможности в обучении младших школьников открывает компьютерная игра, трактуемая наукой как вид деятельности, который характеризуется взаимодействием игроков, действия которых ограничены правилами и направлены на достижение определенной цели (4, с. 94). Особенностью компьютерных игр является то, что в качестве одного из игроков выступает компьютер, что позволяет их реализовывать ученику индивидуально, в том числе во внеурочных и внешкольных условиях. Для образовательной сферы весьма актуальна также и способность компьютерных игр быть обучающими, следовательно, иметь двойственную цель. Это подразумевает, по мнению И. В. Марусевой и М. В. Патрушевой, совмещение игровой цели – получение вознаграждения (выигрыш, победа) и учебной цели – приобретение знаний, умений и навыков посредством деятельности по заданным правилам (4, с. 95).

Компьютерные игры дают возможность предельно активизировать участников игровой деятельности, усилить яркость впечатлений и эмоциональное воздействие. Это приобретает повышенную значимость в процессе музыкального развития детей, где средством коммуникаций и предметом изучения выступает вид искусства.

Музыкальное развитие ребенка предполагает приобретение знаний и совершенствование его музыкальных способностей, к которым относятся: музыкальная память, звуковысотный, тембровый и динамический слух, чувство ритма и другое [5, c. 121]. Опираясь на характеристику и классификацию музыкальных способностей, предложенную Б. М. Тепловым, и обобщая идеи возможности их развития посредством игровой деятельности, является очевидной эффективность применения компьютерных игр в музыкальном обучении современных младших школьников. Об этом свидетельствует и существующий соответствующий опыт. В доступной игровой форме дети быстрее справляются с требованиями музыкально-образовательного процесса. Однако, с помощью компьютера возможно не только ускорение музыкального развития младших школьников, но и облегчение реализации принципов развивающего, индивидуального, проблемного, игрового обучения, а также достижение результатов, получение которых затруднительно, а, иногда, даже невозможно с использованием традиционных технологий.

При постановке конкретных музыкально-развивающих целей учителю необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников, которые включают, в первую очередь, эмоциональность, открытость, восприимчивость, фантазию, стремление к самостоятельности и игровой деятельности, но одновременно и неспособность к проявлению длительных усилий, низкие волевые качества, желание получать внимание со стороны взрослых. Компьютерные игры способны вывести на более высокий уровень развития данные качества, усилив потенциал положительных и компенсировав «отрицательные», затрудняющие обучение детей. Для учителя также важно учитывать и возможности компьютеров, которые можно разделить на технические (средства графики, цвета и звука) и интеллектуальные (программное обеспечение, предполагающее использование интеллектуальных экспертных систем, способных адекватно реагировать на действия учащегося в интерактивном режиме).

Все компьютерные игры при реализации требуют от ребенка определенного напряжения, степень которого зависит от уровня его физического и интеллектуального развития, что зависит от возраста и особенностей индивидуума. Множественность возможностей компьютера и вариативность их преломления в играх позволяет учесть данные показатели, чем индивидуализировать процесс обучения, усилив его гуманистическую направленность. Предлагая индивидуальные задания, каждому школьнику создаются условия, в которых он может выполнять посильные по сложности задачи в удобном для себя темпе, а во внеурочное время и выбирая наиболее комфортный режим их решения.

Компьютерные программы, связанные с музыкой, являются сегодня одной из самых развитых областей информатики. Основой тому служит стремление удовлетворить существующие потребности современного подрастающего поколения. Применение информационных технологий в музыкально-образовательном процессе становится все более активным, что создает базу для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала школьника и его гармоничного личностного развития.

Учитывая, что освоение компьютерных технологий учащимися начинается со второго класса, то к третьему году обучения дети хорошо овладевают навыками работы на компьютере и готовы к проведению интегрированных уроков (или с использованием компьютерных технологий и игр) по различным школьным предметам, в том числе и по музыке. Так, например, Н. Е. Бородкина указывает, что, выполняя творческие задания, дети могут создавать компьютерные нотные тетради, сочинять мелодии, писать ноты, строить музыкальные графики, использовать игры, музыкальные кубики, караоке, веселые музыкальные упражнения [3].

Из множества компьютерных программ для музыкального обучения, часть получила апробацию на практике и используется сегодня в школе. К таковым относятся «Шарманщик», «Praktika musiсa», «Huper Studio» и другие. Они способны решать различные педагогические задачи. Так, с помощью программы «Praktika musiсa» можно проводить музыкальные диктанты, решать задачи поиска ошибок в записи мелодии, сочинять музыку и т. д. Указанные возможности обусловлены тем, что данная программа позволяет записывать мелодию с помощью нанесения нотных знаков на нотный стан или посредством «игры» на виртуальной клавиатуре воспроизводить записанную мелодию заданным тембром (вокальным и инструментальным, в сольном и коллективном исполнении), а также корректировать, сохранять, копировать, загружать мелодический материал [2, с. 85]. Обучение детей нотной грамоте может осуществляться при помощи музыкального редактора «Шарманщик», который специально создан для этого, обеспечивая наглядность и увлекательность процесса. При изучении музыкальных инструментов не всегда предоставляется возможность их увидеть, услышать их звучание. Для преодоления этого с помощью программ диска «Мusical instrument» можно познакомиться с внешним видом, внутренним устройством, звучанием и историей создания музыкальных инструментов.

Следует отметить, что арсенал разрабатываемых компьютерных игр направленных на музыкальное развитие неуклонно пополняется. Большинство из них доступны к реализации детьми младшего школьного возраста, либо могут быть адаптированы для этого. В данном контексте наиболее распространенными являются компьютерные игры, основанные на музыкальном материале известных произведений, что способствует их освоению (запоминанию и изучению музыки, знакомству с творчеством композитора и культурно-эстетическими вопросами и т. д.). В частности, решить указанные задачи позволяют такие компьютерные игры, как «Алиса в стане чудес», в которой используется музыка скрипичных концертов «Времена года» А. Вивальди, или «Щелкунчик», опирающаяся на музыку одноименного балета П. И. Чайковского.

Помимо перечисленных преимуществ, которые дает использование компьютерных игр в музыкально-образовательном процессе, учитель получает возможность контролировать и оценивать знания конкретно каждого из учеников [1, с. 85]. Более того, реализация детьми в домашних условиях предлагаемых учителем компьютерных игр, актуализирует данное средство обучения и, через расширение временных рамок уроков, способствует более эффективному музыкальному развитию современных младших школьников.

Литература

  1. Ажгиреева, О. В. Изучение графического редактора в начальной школе / О. В. Ажгиреева // ИНФО. – 2003. – № 1.– С. 79–84.

  2. Ананьев, К. В. Музыка в компьютерном классе / К. В. Ананьев // ИНФО. – 2003. – №1.– С. 84–85.

  3. Бородкина, Н. Е. межпредметные связи на уроках музыки и использование современных мультимедийных технологий в эстетическом воспитании школьников: [Электронный ресурс]. Губкинский, 2010 – 2013. URL://www.zavuch.info./methodlib/98/52821. (Дата обращения: 13.10.2013).

  4. Марусева, И. В. Компьютерная игра: учим или играем / И. В. Марусева, М. В. Патрушева // ИНФО. – 2002. – №8. – С. 93-96.

  5. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов // Избранные труды. В 2 т. Т. 1. – М., 1985. – С. 111–127.

  6. Яценко, Т. В. ИКТ на уроках музыки: [Электронный ресурс]. Нягань, 2008 – 2013. URL: http://www.86mmc-nyagan/edusite.ru/DswMedia/iktnaurokaxmuzyki.pdf. (Дата обращения 13.10.2013).

Просмотров работы: 1969