СПЕЦИФИКА ДИАГНОСТИКИ МУЗЫКАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕН-ТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СПЕЦИФИКА ДИАГНОСТИКИ МУЗЫКАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕН-ТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Детские музыкальные школы в системе дополнительного образования призваны способствовать развитию общей и музыкальной культуры в стране, пропагандировать интерес к мировому и отечественному музыкальному наследию. Одновременно одной из важнейших задач этих школ является определение одаренных в музыкальном отношении детей и подготовка их к дальнейшему профессиональному обучению. Процесс самоопределения личности учащегося в профессиональной деятельности сложный, противоречивый и длительный.

Успешность профориентационной работы с выпускниками музыкальных школ обеспечивается необходимостью комплексной диагностики интересов и способностей школьников, выявление их знаний о содержании профессионального труда, на чем впоследствии и основывается профконсультационная практика в учреждении дополнительного образования.

По нашему мнению, для изучения личности выпускника музыкальной школы успешными могут быть следующие методы, описанные С. Н. Куровской:

– наблюдение (непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, включенное и не включенное, кратковременное и длительное, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое);

– анализ документов и результатов деятельности учащихся (карты личных дел, итоги медицинских обследований, журналы, творческие сочинений, выступления на концертах и экзаменах и т. д.);

– анализ практических действий учащихся (подведение итогов реализации жизненных планов выпускников школ);

– анкетирование (анкеты для определения типа нервной системы, темперамента, экстраверсии – интроверсии; анкета самооценки учащихся, анкеты для изучения мотивов учебной деятельности, жизненных ценностей, желаемого социального статуса, ориентировочные анкеты для определения направленности личности Б. Басса и для изучения направленности личности В. Смекала и М. Кучера);

– беседы-интервью (их проведение возможно не только с учащимися, но и с учителями, завучами, директорами школ, родителями);

– педагогический эксперимент (может быть применен для исследования эффективности тех или иных методов и форм профориентационной работы);

– метод обобщения независимых характеристик для составления объективной характеристики личности школьника (в этом процессе принимают участие все педагоги-музыканты, с которыми взаимодействова ученик за все время обучения в музыкальной школе, директор школы, завуч, родители и др.).

Так же для изучения личности школьника могут быть использованы и другие методы; например, статистический и аппаратурный. Однако более глубоко и разносторонне осваивать личность ученика эффективнее при использовании нескольких методов. Далее полученные данные обобщаются, в результате чего получается целостная, системная сумма знаний об ученике [3, с. 183–187].

Согласно Е. А. Климову, носитель профессии типа «человек – художественный образ», к которому принадлежат профессии музыкального профиля, определяется следующим образом: «Труд людей этой группы профессий связан, с преобразованием, созданием, исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичных экземплярах (дирижер, музыкант, вокалист, актер…)» [2, с. 512].

Помимо необходимых физиологических, интеллектуальных, психологических особенностей профессий музыкального профиля должны быть и специальные музыкальные способности, знания и навыки, к которым предъявляются соответствующие требования: хорошая зрительная, слуховая, «мышечная» память, наличие тонкого музыкального слуха (гармонического, мелодического, фактурного), чувства ритма, музыкальности и развитого музыкального воображения предполагают физиологические требования к профессиям, связанным с музыкальной деятельностью.

Однако есть и необходимые личностные качества, которые опосредованно влияют на эффективность овладения музыкальной профессией. Среди них – аккуратность, усидчивость, самостоятельность, общительность, выносливость, настойчивость, терпеливость, высокая трудоспособность, хорошая координация движений, эмоциональность, умение быстро переходить из одного эмоционального состояния в другое, артистизм, творческая инициативность.

К особенностям музыкальной деятельности относится важность интеллектуального аспекта, требующего многопланового музыкального мышления, охватывающего умение слышать музыкальную ткань «по горизонтали» и «по вертикали», умение грамотно выражать свои мысли и чувства, ставить и решать музыкально-художественные задачи.

Уровень развития психологических функций также должен быть на достаточном уровне: учащийся, выбирающий профессию, связанную с музыкальной деятельностью, должен обладать хорошим вниманием (его переключаемость и распределение, способность к длительной концентрации внимания), умением легко вступать в контакт с незнакомыми людьми, способностью свободно держаться на сцене, способностью воспринимать большой объем информации, наличием наглядно-образного мышления.

Из вышесказанного видно, что профессии, связанные с музыкальной деятельностью (композитор, исполнитель-инструменталист, исполнитель-вокалист, дирижер, музыковед), предъявляют повышенные требования к человеку, именно поэтому изучение личности выпускника в профориентационных целях становится особенно необходимым. На основании диагностики педагоги имеют возможность трансформировать знания, умения, навыки из цели обучения в средство развития способностей и музыкально-профессиональных потребностей учащихся.

Литература

1. Калугин, Н. И. Профессиональная ориентация учащихся: учеб. пособие для студентов пед. институтов / Г. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. – М. : Просвещение, 1983. – 191 с.

2. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов // Ростов н/Д : Феникс, 1996. – 512 с.

3. Куровская, С. Н. Социально-педагогические основы профориентации : пособие / С. Н. Куровская. – Гродно : ГрГУ, 2009. – 321 с.

4. Шмелев, А. Г. Психодиагностика личностных черт / А. Г. Шмелев // СПб. : Речь, 2002. – 480 с.

5. Шмидт, В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников : 8–11 класс / В. Р. Шмидт. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.

Просмотров работы: 3111