МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ ОБЩИХ ПРОБЛЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ ОБЩИХ ПРОБЛЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Педагогическая наука рассматривает межпредметные связи как важный дидактический принцип, обеспечивающий «единую методологическую основу предметной системы на базе выделения таких систематизирующих научных идей, которые должны пронизывать обучение по всем предметам» (И. Зверев, В. Максимова). Систематизирующим элементом дисциплин сферы искусства выступает художественный образ как целостная эмоционально- интеллектуальная «форма мышления в искусстве» (Ю. Борев) и как конкретное его проявление в каждом отдельном произведении. Художественно-образная специфика различных видов искусства и является тем фундаментом, который позволяет осуществлять межпредметные связи соответствующих учебных дисциплин. На уроке общность произведений музыки и изобразительного искусства, музыки и литературы устанавливается не столько на основе сюжетного единства, сколько через созвучие эмоционального тонуса, характера, настроения этих произведений. Художественная образность является тем системным компонентом, который делает естественным вхождение в педагогическую ткань одного урока материала смежного вида искусства. На этой основе создается возможность широкого привлечения дополнительного материала (фрагментов музыкальных произведений, литературы и поэзии, репродукций картин, произведений архитектуры, скульптуры), выходящего за рамки обязательного списка изучаемых на уроках художественных памятников. В этом заключается одна из особенностей реализации межпредметных связей музыки в системе дисциплин художественно-эстетического блока. Понимание одного искусства через другое осуществляется путем выявления характерных черт художественного образа, позволяющих обнаружить черты общности или контрастности произведений музыки, литературы, изобразительного искусства и др. Такая диалоговая (или полилоговая) форма проникновения в художественный образ способствует многостороннему, более целостному представлению об отдельном произведении и об искусстве в целом. При этом важное место занимает учет «языковой» специфики искусств.

Анализ различных сторон художественно-педагогического диалога выявляет многофункциональность взаимодействия музыки с другими учебными предметами. Интегративное объединение видов искусства, используемое учителем при организации работы с учащимися, предполагает вариативные способы применения музыки на уроках и во внеучебной деятельности. В. И. Юдина, обобщая результаты исследований Э. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Н. Л. Гродзенской, Л. В. Горюновой, выделяет три основных способа применения музыки в учебно-воспитательном процессе: декоративный, иллюстративный и сравнительно-видовой (1).

Автор указывает, что декоративный способ применяется в том случае, когда музыка является фоном, создающим эмоционально-образный настрой на изучение материала основных предметов (изобразительное искусство и художественный труд, литературное чтение и др.).

Иллюстративный способ используется с целью пояснения содержания художественного полотна, стихотворения, литературного фрагмента музыкальным произведением.

Сравнительно-видовой способ направлен на выявление сюжетно-тематической или структурно-композиционной близости произведений музыки, литературы или изобразительного искусства.

Иллюстративный и сравнительно-видовой способы применения музыки в учебно-воспитательном процессе схожи друг с другом и, представляют собой, по определению Г. П. Шевченко, связывающий тип взаимодействия искусств.

Рассматривая обусловленность типов взаимодействия искусств дидактическими и воспитательными целями учебно-воспитательного процесса, Г. П. Шевченко выделяет также коррелятивный тип взаимодействия искусств – создание эмоционального настроя на уроке и во внеклассной работе; интегративный тип, где один из видов искусств является доминантным, а произведения искусства подбираются по принципу тематического сходства, и творчески-преобразующий тип – передача художественного образа одного искусства средствами другого. Коррелятивно-интегративное взаимодействие искусств на уроках и во внеклассной работе, отмеченное Г.П. Шевченко, способствует установлению языковой общности различных видов искусств, базирующейся на «одновременности» и «параллельности» эмоционального восприятия произведений.

Исходя из представленных в литературе (Л. В. Горюнова, В. В. Медушевский, Д. К. Кирнарская, В. Н. Холопова Л. В. Школяр) особенностей восприятия музыки слушателями, Т. А. Казарикова определяет также интонационно-образный способ применения музыки в учебно-воспитательном процессе. Данный способ направлен на формирование у младшего школьника целостного восприятия музыкального произведения как прообраза окружающего мира, взаимосвязи и взаимообусловленности составляющих музыкальное произведение компонентов, многогранному рассмотрению художественного явления посредством нахождения общности образно-смысловой, интонационной, языковой областей различных видов искусств.

Интонационно-образный способ применения музыки соответствует мнению В. В. Медушевского об «организации познавательно-эмоциональной деятельности слушателя, непрерывному поддержанию высокой активности и заинтересованности восприятия». Использование данного способа применения музыки в учебно-воспитательном процессе «облегчает процессы распознавания, ориентировки, запоминания» художественных произведений и проявляется «в эффектах ясности, доходчивости, простоты, цельности восприятия» основной темы урока или внеклассного мероприятия.

Литература:

1. Юдина В.И. Музыка в системе межпредметных связей начальной школы / В. И. Юдина // Начальная школа. – 2003. - № 8. - С.105-108.

Просмотров работы: 3674