ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ КОМПОЗИТОРОВ МОРДОВИИ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКЕ КОМПОЗИТОРОВ МОРДОВИИ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном музыкальном образовании утвердилась позиция о необходимости формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к миру (Д. Б. Кабалевский, Ю. Б. Алиев и др.), так как опыт эмоционально-ценностного отношения, приобретаемый в процессе общения с музыкальным искусством, обуславливает меру приобщения школьников к ценностям общества, стимулирует их социальную активность и способность к более успешному усвоению ими всех остальных элементов социального опыта.

В научных исследованиях (Е. П. Крупник, В. Н. Мясищев, Е. М. Торшилова, А. П. Якупова и др.) категория «отношение» является главным компонентом, составляющим структуру личности.

Данное понятие заключает в себе факт взаимодействия личности и социальной среды и характеризуется через ряд психологических категорий, таких как:

- интерес (избирательное отношение личности к объекту в силу его личностного значения и эмоциональной привлекательности);

- мотив (преобладающее отношение, выражающее действие, направленное на этот объект);

- ценность (субъективно-объективное отношение, связывает личность со смыслом явлений);

- оценка (определение ценности или значимости чего-либо для конкретного субъекта);

- эмоции (психологический механизм непосредственного переживания отношений);

- установка (отношение, имеющее целевой характер и отражающее готовность к целенаправленной деятельности) [8, c. 16].

Таким образом, в научных исследованиях (В. Н. Мясищев и др.) «отношение» рассматривается как эмоциональное осознание значимости какого-либо явления конкретным субъектом. Эмоциональная сфера личности является непременным, постоянным признаком, составной частью в содержании категории «отношения» личности.

В научной литературе (Е. М. Торшилова, А. П. Якупова и др.) также существует понятие «эстетическое отношение», которое рассматривается как «особое отношение человека к действительности, в процессе которого человек раскрывает и выявляет меру целостности предметов, явлений и ситуаций объективного мира, проявляет и переживает развитые в себе способности и возможности активной творческой деятельности, оценивает степень совершенства явлений действительности и степень гармонии человека и мира» [1, с. 101].

К системе эстетических отношений относится отношение личности к музыкальным явлениям, музыкальному искусству и музыкальной деятельности в целом. Данный вид отношений в исследованиях по психологии, а также педагогике музыкального образования (Б. М. Теплов и др.) трактуется как «эмоционально-ценностные отношения» - «переживание отношения к окружающей действительности (в частности, к музыкальной деятельности) через систему морально-нравственных критериев, ценностных ориентаций, принятых в обществе к сфере музыкального искусства» [9, с. 109].

В отечественных и зарубежных научных исследованиях (Г. Г. Коломиец, В. Олпорт, Х. Триандис и др.) в структуре эмоционально-ценностного отношения к музыке выделяют несколько компонентов: когнитивный (интеллектуально-познавательный), эмоционально-оценочный (где согласованы эмоции, переживания и оценочные критерии-нормы, вкусы, идеалы по отношению к произведению искусства), конативный (поведенческо-волевой, связан с активностью и творческой самореализацией) и сенсорный (способность воспринимать поток музыкальных звучаний как организованный, осмысленный, во взаимосвязи музыкальных элементов) [5, c. 90].

Основополагающим компонентом в структуре эмоционально-ценностного отношения является эмоционально-оценочный компонент (Е. П. Крупник, Л. П. Печко и др.).

Как указывает Е. В. Назакинский, эмоционально-оценочный компонент включает эмоциональное отношение ребёнка к музыкальной деятельности, проявляющееся в устойчивости эмоционального переживания, интеллектуальной отзывчивости и удовлетворенности от процесса освоения различных видов музыкальной деятельности, способности давать осмысленную оценку произведениям музыкального искусства, высказывать своё суждение [6, c. 62].

В исследованиях по педагогике музыкального образования (Ю. Б. Алиев и др.) отмечается, что систематические встречи учащихся с музыкой, реализация задач в сфере становления «национальной широты» музыкального вкуса и приобщение учащихся к «золотому фонду» народной, классической и современной музыки формируют музыкально-эстетическую культуру и её основополагающий компонент – эмоционально-оценочное отношение к жизни через музыкальное искусство. В этом аспекте национальная музыкальная культура (И. С. Кобозева, Л. П. Карпушина, Т. И. Одинокова и другие) выступает уникальным средством интенсификации процесса формирования эмоционально-оценочного отношения к окружающей действительности, исходя из её внутренних характеристик – нравственных и эстетических смыслов, отражающих родственную для растущей личности музыкально-культурную среду национального региона, где она проживает.

Произведения композиторов Мордовии также отражают современные тенденции развития мордовского музыкального искусства и расширяют музыкальный кругозор учащихся.

Национальная музыка синтезирует в себе общечеловеческие ценности и ценности народа, чувства, мысли, традиции. Музыка композиторов Мордовии характеризуется особым музыкальным языком (интонациями, созвучиями, мелодическими оборотами), близким и доступным мордовскому народу, подрастающему поколению и заключает в себе вечные, незыблемые духовные ценности. На этой основе может способствовать формированию ценностных позиций подростков, уважения к духовно-культурному наследию других народов, развитию музыкальной и нравственной культуры растущей личности в целом.

Однако, как показывает практическая музыкальная деятельность, национальная музыкальная культура, в частности профессиональная музыка композиторов Мордовии, не является в достаточной мере ценностным, эмоционально-осознанным явлением, особенно в подростковой среде, несмотря на свой богатейший гуманистический потенциал. Об этом свидетельствует ряд исследований ученых-музыкантов И. С. Кобозевой – «Национально-ориентированное непрерывное музыкальное образование: теоретико-методологический аспект», Л. П. Карпушиной – «Теория, история и практика реализации этнокультурного подхода к общему музыкальному образованию»; ряд научных работ Т. И. Одиноковой, И. А. Галкиной и других.

Поэтому проблема формирования эмоционально-оценочного отношения к профессиональной музыке национальных композиторов в практике музыкального воспитания и образования подрастающего поколения, в частности подростков, остается значимой и актуальной.

В данной работе обратимся к представленным педагогами-музыкантами научно-методическим основаниям, касающимся проблемы формирования эмоционально-оценоного компонента отношения к музыке композиторов Мордовии.

Так, педагог-музыкант И. С. Кобозева в качестве научно-методических ориентиров при формировании эмоционально-оценочного компонента отношения к музыке композиторов Мордовии рассматривает «отражение в содержании музыкального образования (в частности, музыкальном и художественном репертуаре) гуманистических идей; характеристику уникальности и самобытности как музыкальной культуры региона (края и др.), в сопоставлении и диалоге с музыкальной культурой народов России и всего мира; раскрытие в культурах российских (в том числе мордовских) народов общих элементов традиций, позволяющих жить в мире и согласии [4, с. 142]»

В свою очередь исследователь народной и профессиональной музыкальной культуры Мордовии Т. И. Одинокова акцентирует внимание на ряде особенностей освоения музыкального искусства Мордовии учащимися таких, как: «выделение и актуализация наиболее типичных и характерных черт мокшанской и эрзянской песенности в общемордовском значении и повсеместном распространении; некоторые особенности музыкального мышления, различающие эти культуры, составляющие их своеобразие и являющиеся показателями самобытности народного музыкального искусства мордвы в целом» [7, с. 3].

На наш взгляд, данные особенности освоения музыкального репертуара необходимо учитывать при формировании способности к осмысленной оценке произведений музыкального искусства, интеллектуально-эмоциональной отзывчивости на музыку.

Анализ научной литературы по проблеме рассматриваемого исследования показал, что эмоционально-оценочный компонент отношения является системообразующим в структуре отношений личности к музыкальным явлениям действительности, так как без эмоционального переживания и оценки художественного явления невозможно формирование направленности, мировоззренческой позиции, системы мотивов и поведения в целом.

В данном аспекте музыка композиторов Мордовии, как отмечает музыковед И. А. Галкина, благодаря «образному, художественному строю и тематическому складу музыкальных произведений», сама, как ценностно-смысловое явление, становится эмоциональной и оценочной основой и содержит в себе эмоционально-оценочный потенциал [2, с.70-73].

Таким образом, при формировании интеллектуально-эмоционального переживания и способности к оцениванию и формулированию собственного суждения необходимо опираться на раскрытие тематически-образных характеристик, заложенных в содержании профессиональной музыки композиторов Мордовии и использовать их в методическом инструментарии при реализации методической работы по указанному направлению.

В настоящее время педагогом-музыкантом Л. П. Карпушиной разработана программа «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе».

Программа Л. П. Карпушиной в качестве приоритетной задачи актуализирует необходимость формирования положительного эстетического отношения к художественным ценностям национальной музыки, а через эмоционально-нравственное ее освоение воспитание чувства национальной гордости и уважения к национальной культуре и культуре других народов [3, c. 32].

Программа разработана для учащихся начальной, основной и старшей школы. В ней представлен богатый музыкальный материал, адаптированный по возрастному развитию, актуализированы критерии отбора художественного материала, указаны приоритетные методы обучения музыке, в частности в качестве основных методов развития эмоционально-оценочного отношения у подростков к музыке композиторов Мордовии рассматриваются методы сопоставлений, сравнений. Так же исследователь отмечает важность «разбора» музыкального произведения, то есть непосредственного анализа музыкального произведения, где осуществляется его художественная оценка.

Таким образом, в научных и методических исследованиях проблема формирования эмоционально-оценочного компонента отношения у учащихся к музыке композиторов Мордовии реализуется с помощью ряда научно-методических ориентиров (выявления гуманистического аспекта содержания музыкального образования и др.), программного обеспечения, использования музыкального репертуара, педагогическими задачами которого является формирование положительного эстетического отношения к художественным ценностям национальной музыки, методического инструментария (использование различных методов, приёмов музыкальной деятельности) и ряда других аспектов.

Литература

1. Благонадежина, А. В. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие / А. В. Благонадежина // Вопросы психологии. – 1968. – № 4. – С. 92-147.

2. Галкина, И. А. Инструментальная музыка Мордовии: от фольклорных традиций к профессиональному творчеству : … дис. канд. искусствоведения : 24.00.01 – Теория и история культуры / И. А. Галкина. –Саранск, 2005. – 314 с.

3. Карпушина, Л. И. Программа «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе» (1–8 классы) (для углубленного изучения в ходе реализации национально-регионального компонента на уроках музыки, факультативах) / Л. П. Карпушина. – Саранск: МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 2000. – 120 с.

4. Кобозева, И. С. Кросскультурное образование как инновационное направление в обучении музыке / И. С. Кобозева, А. Ю. Янгляева // Развитие инновационного потенциала высшего музыкально-педагогического образования в системе непрерывного образования : монография / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. И.С. Кобозевой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – С. 131-144.

5. Коломиец, Г. Г. Музыкально-эстетическое воспитание (аксиологический подход): монография / Г. Г. Коломиец. – Оренбург : Изд-во Оренб. обл. ин-та повышения квалиф. работ. образования, 2001. – 240 с.

6. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. – М. : Наука, 1972. – 157 с.

7. Одинокова, Т. И., Мордовская музыка в начальной школе / Т. И. Одинокова. – Саранск: Мордов: кн. изд.-во, 1994. – С. 3.

8. Печко, Л. П. Уровни эстетического сознания и отношения старшеклассников к миру прекрасного / Л. П. Печко // Структура и уровни эстетического сознания у старшеклассников : сб. науч. тр. – М. : АПН СССР, 1989. – С. 6-20.

9. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – СПб. : Речь, 2011. – 450 с.

Просмотров работы: 2111