МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ НА ЭЛЕКТРОННОМ ФОРТЕПИАНО - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ НА ЭЛЕКТРОННОМ ФОРТЕПИАНО

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обучение игре на фортепиано занимает одно из важнейших мест в музыкальном образовании. Систематическое изучение фортепианного репертуара позволяет овладеть и освоить самые различные художественно-стилевые явления в истории культуры. Электронное фортепиано делает этот процесс еще более привлекательным и открывает перед учащимися и их преподавателями огромные просторы для творчества, может в разы облегчить обучение и сделать его увлекательным, превратить в сказочное путешествие в мир музыки.

Сегодня актуальность применения цифровых технологий в музыкальном образовании стала совершенно очевидной. Но вопрос - как их эффективно применять на практике с целью развития музыкальных способностей учащихся и совершенствования процесса обучения музыке вообще - остаётся мало изученным. В связи с этим мы предприняли попытку рассмотреть некоторые приемы и методы работы над музыкальным произведением средствами электронного фортепиано.

Аранжировка и исполнительство, как основные виды творческих заданий на электронном фортепиано, основаны на следующих видах творческой деятельности:

- работа над музыкальным произведением при игре вживую в различных режимах (Normal, Split, Single Finger (Casio Chord), Fingered);

- работа в режиме многодорожечной записи;

- игра в ансамбле с инструментом (режим «минус один»), с учителем или с другими учениками;

- подбор по слуху и оформление нотной записи;

- сочинение и импровизация музыки;

- работа над звуком  (редактирование, создание оригинальных звуков и акустического пространства их развертывания).

На первом этапе работы над музыкальным произведением, при знакомстве с нотным текстом, а также в процессе выработки и совершенствования навыков чтения с листа игра в ансамбле с электронным фортепиано поможет добиться безостановочности процесса воспроизведения музыкального материала. Эта возможность обеспечивается функцией метроритмического и стилевого сопровождения (автоаккомпанемента). Сопровождение электронного фортепиано дает ощущение равномерной и непрерывной пульсации, заполненной ритмическим содержанием [1]. Таким образом актуализируется метод «унификации ритмики», предложенный С. И. Савшинским, когда долгие звуки дробятся на более короткие (соответствующие соседним длительностям), а паузы также заполняются подходящими звуками. Благодаря всему этому ученик предельно наглядно усваивает временные расстояния.

В процессе аранжировки музыкального произведения методический прием совместного обсуждения возникающих проблем педагогом и учеником развивает творческую активность последнего. Такие дискуссии расширяют представления учащегося о средствах и способах аранжировки, а также о ее художественных возможностях, способствуя развитию музыкального мышления и воображения. Кроме этого, для развития музыкального мышления весьма полезен прием объяснения учащимися их собственных действий - почему на данном этапе актуальна эта проблема, почему надо применить именно это звуковое средство, как это отразится на характере и звучании музыкального образа и т. д.

В процессе работы над электронным воплощением музыкального произведения важно использовать метод «вживания в тембр». Учащийся должен представить себе акустический прототип инструмента, тембр которого он использует, и характерный для него способ звукоизвлечения.

Метод ориентировки на органичность взаимодействия музыкальных средств поможет ученику-аранжировщику найти органичное сочетание тембра мелодии и стиля аккомпанемента. Ему также следует проанализировать соотношение тембра и фактуры, суметь подобрать электронные голоса, наиболее соответствующие фактуре и образному строю оригинала. При этом необходимо учитывать состав исполнителей, для которого выполняется электронная аранжировка.

Методы, стимулирующие музыкально-творческую деятельность учащихся, - это подбор интересных и несложных творческих заданий, создание проблемной ситуации (когда введение нового теоретического материала вызвано требованиями практики). Также к этим методам следует отнести разнообразие форм урочной деятельности, создание доброжелательной атмосферы на занятиях, внимательное и бережное отношение к творчеству ученика, индивидуальный подход.

При разучивании произведения применяется метод интонационно-творческой антиципации (умение представлять результаты своего действия еще до его осуществления). Это способствует развитию внутреннего слуха и навыка перспективного слухового мышления [3, с. 3].

Метод игры в ансамбле с электронным фортепиано позволяет значительно быстрее достигнуть целостности и хорошего качества исполнения. Это относится и к разучиванию сольных и ансамблевых произведений (вокальных и инструментальных). Все это возможно благодаря функции записи и воспроизведения композиции.

Метод игры через «увеличительное стекло», рекомендованный К. Н. Игумновым, реализуется на электронном фортепиано благодаря возможности изменения настройки данных исполнения (запись MIDI-композиции), и прослушивания после записи исполнения (с изменением темпа). Это дает возможность «рассмотреть» все переплетения звуков, в деталях услышать свое исполнение и исправить неточности и недостатки.

Метод игры «поделим трудности на двоих», предложенный Г. А. Хохряковой (когда произведение для одного фортепиано играют в ансамбле учитель и ученик, меняясь местами) реализуется  в исполнении на электронном фортепиано благодаря функции воспроизведения партии для одной руки (MIDI-композиции). Таким образом, учащийся может играть партию левой руки, включив воспроизведение партии для правой руки и наоборот.

В данной статье рассмотрены лишь некоторые, самые очевидные, методы работы над музыкальным произведением на электронном фортепиано. Вместе с тем, необходима интенсивная исследовательская работа музыкантов-педагогов по их дальнейшему совершенствованию с помощью функциональных возможностей электронного фортепиано. Благодаря применению всех средств названного инструмента происходит интенсивное развитие общемузыкальных и творческих способностей учащегося, более последовательно воплощаются в жизнь принципы развивающего обучения.

Литература:

1.                 Карачарова, Т. И. Инновационный подход к обучению игре нот с листа на основе использования современных технических средств / Т. И. Карачарова // Управление общественными и экономическими системами [Электронный ресурс] : Электрон. журн. - 2006. - №2. - Режим доступа : http://umc.gu-unpk.ru/umc/arhiv/2006/2/Karacharova.pdf

2.                 Красильников, И. М. Электронное музыкальное творчество в общеобразовательной школе (младшие классы) : учебно-методическое пособие / И. М. Красильников, Н. А. Глаголева. - М. : Ижица, 2004. - 96 с.

3.                 Подкопаева О. А. Методы развития музыкального мышления студентов в классе клавишного синтезатора / О. А. Подкопаева // Педагогика искусства [Электронный ресурс] : Электрон. журн. - 2011. - №3. - Режим доступа : http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2011/podkopaeva-10-09-2011.pdf

4.                 Савшинский С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением / С. И. Савшинский. - М. : Классика XXI, 2004. - 192 с.

5.                 Хохрякова Г. А. Фортепиано: возможно ли обучение без мучения? / Г. А. Хохрякова. - Екатеринбург, 1998. - 62 с.

Просмотров работы: 2010