РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемой развития эмоциональных качеств младших школьников занимались многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Д. Б. Кабалевский, П. К. Анюхин, П. П. Симонов, К. Изард, Н. А. Ветлугина). По мнению Б. М. Теплова, эмоцияминазываются «специфические переживания человека, связанные с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона» [6, с. 59].

И. В. Дубравина характеризует младший школьный возраст, как период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка [2, с. 45]. Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется высокой впечатлительностью, возбудимостью, гибкостью, отзывчивостью на все яркое, новое, необычное [8, с. 121]. В этом возрасте, в связи с общим развитием эмоциональной сферы, усложняется и содержание эмоционального общения.

П. М. Якобсон считает, что в младшем школьном возрасте происходит развитие также собственной эмоциональной выразительности, что сказывается в большом богатстве интонаций, оттенков мимики [8, с. 121]. Однако ребенок данного возраста уже имеет до определенной степени сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств: он может удержать слезы, скрыть страх. Это говорит о том, что ребенок учится управлять своими эмоциями, что позволяет ему не только подавлять их внешнее проявление в случае надобности, но и сознательно их показывать, информируя окружение о своих чувствах и даже воздействуя на других. Кроме того, младший школьник вполне усвоил «язык» эмоций – принятые в обществе формы проявления оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса. Эмоции младшего школьника достаточно разнообразны и насыщены: это и радость от похвалы, и печаль от неудач, и страх сделать ошибку, и восторг от достижений, и злость на обидчика, и надежда на успех, и обида на другого. Это сложная гамма чувств, в которой начинают постепенно созревать и социальные чувства – ответственности, сопереживания. Конечно, в эмоциональном развитии детей наблюдаются большие индивидуальные различия: у одного ребенка преобладает положительный эмоциональный фон настроения, эмоции положительной модальности (радость, удивление, интерес), а у другого – отрицательный (печаль, грусть, скука).

Музыкальное воспитание, знакомит младших школьников с различными эмоциональными состояниями, делает его более способным к переживанию тех эмоций, которые не входят в структуру темперамента данного возраста, тем самым расширяет и углубляет его контакты с окружающей действительностью и с другими людьми.

Особое место в развитии эмоциональной отзывчивости ребенка занимает музыка, так как дети младшего школьного возраста испытывают больше эмоций, чем дети других возрастов.

Специфика музыки – выражение содержания на уровне высокого обобщения, воздействия в первую очередь на сферу человеческих эмоций. Музыка может выражать гамму самых разнообразных состояний человека, так как она представляет собой художественную модель человеческих эмоций и вызывает соответствующий эмоциональный отклик слушателя благодаря возникающим у него ассоциациям с конкретными явлениями окружающего мира и душевными переживаниями.

Сила музыки и заключается в этом, что способна передавать смену различных настроений и переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда тот испытывает эмоцию грусти; достаточно только дать услышать грустную мелодию, и они начинают понимать состояние печали с первых тактов произведения. Дети младшего школьного возраста очень впечатлительны и эмоционально остро реагируют на все то, что касается его каким-либо образом. Поэтому после первых услышанных тактов музыки, дети начинают выполнять движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, улавливают настроение музыкального произведения и передают в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, динамику – усиление и ослабление звучности, характер мелодии, художественного образа.

Нельзя понять содержание музыки иначе как эмоциональным путем – музыкальное переживание по самому своему существу – эмоциональное переживание. В то же время Б. М. Теплов обращает внимание на то, что для того, чтобы эмоционально переживать музыку, нужно прежде всего воспринимать ее звуковую ткань. Если человек может лишь немногое различить, расслышать в музыкальной ткани, то естественно, до него дойдет только незначительная часть выразительного содержания музыки. Поэтому, согласно концепции исследователя, музыкальность предполагает достаточно тонкое, дифференцированное восприятие, слышание музыки [7, c. 219].

Эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения, по мнению Л. Н. Мартыновой, являются частью эмоциональной отзывчивости личности на переживания других. У младших школьников эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения выражается в адекватном и устойчивом различении основных эмоции (своих и чужих); соотнесении их с эмоциональном содержанием музыкальных произведений; владении способами выражения этих эмоций [4, с. 51].

Эмоциональная отзывчивость на произведения искусства понимается:

  • как умение откликаться на события, явления, произведения разных жанров;

  • как способность сопереживать героям, соотносить определенные факты с жизненным опытом;

  • как способность эмоционального сопереживания музыке;

  • как эмоциональный отклик на произведения искусства.

Эмоциональная отзывчивость понимается как переживание выразительного значения музыкальных образов, а не просто как «эмоция, случайно возникшая во время музыки».

Особую роль в развитии эмоциональной отзывчивости у младших школьников имеют те виды деятельности, которые вызывают эмоциональную реакцию субъекта, например слушание музыки.

Проблемой формирования слушательской деятельности занимались в своих исследованиях многие учёные, музыканты, такие как Э. Б. Абдуллин, Б. В. Асафьев, Л. Бернстайн, Л. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский, Е. В. Николаева, А. А. Пиличяускас, Б. Л. Яворский и другие.

История курса «Слушание музыки» уходит корнями в начало XX века. Значительный вклад в её развитие внёс отечественный музыковед I половины XX века Б. Л. Яворский. Особое внимание он уделял процессу восприятия музыки, и явился создателем новой для того времени учебной дисциплины «Слушание музыки» [5, с. 78].

Впоследствии многие музыкально-теоретические и педагогические идеи Б.Л. Яворского получили дальнейшее развитие, например, в трудах Б.В. Асафьева, Н.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, М.Ю. Самакаевой, В.Н. Шацкой, Л.В. Школяр и других.

На сегодняшний день содержание, организация музыкально-слушательской деятельности основательно разработана учёными Э. Б. Абдуллиным, Е. В. Николаевой. В своих трудах авторы определяют следующие педагогические условия: а) какая музыка (народная, классическая, современная) будет изучаться на уроке; б) каков уровень общей и музыкальной (в первую очередь, слушательской) культуры данного класса; в) каком направлении предлагается развитие музыкально-творческих способностей учащихся; г) каков круг музыкальных интересов и потребностей учащихся [1, с. 74].

Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития эмоциональной отзывчивости детей на музыку, позволяющий представить детям широкий спектр сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют, так же дает возможность познакомиться учащимся с творчеством различных композиторов, живших в различных эпохах и работавших в различных жанрах, формах, стилях. И конечно же слушание музыки предоставляет возможность услышать и сравнить исполнения выдающихся исполнителей.

Процесс слушания музыки, несёт огромный положительный эмоциональный заряд, в связи с тем, что музыкальный репертуар может быть представлен мажорными, улучшающими настроение произведениями как классической, так и хорошей эстрадной детской музыкой.

Во-вторых, процесс слушания музыки позволяет ребёнку «прожить» собственное эмоциональное переживание. Это происходит в том случае, если содержание музыкального произведения близко к эмоциональному состоянию ребёнка, а педагог лишь помогает ему установить такую связь, это существенно обогащает эмоциональное развитие школьника.

В-третьих, в процессе слушания музыки возникают эмоции восхищения мастерством исполнителя. Бесспорно, дети должны слушать музыку только в хорошем исполнении. От хорошего, а тем более виртуозного исполнения юный слушатель испытывает сильные эмоции, которые часто становятся причиной возникновения интереса к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью.

В-четвёртых, в процессе слушания музыки ребёнок воспринимает выраженные в музыке эмоции. В художественном образе музыкального произведения заложено определённое эмоциональное состояние. В таком случае лучше представлять детям примеры программной музыки. Мировая музыкальная классика имеет целый пласт так называемой «детской музыки» – произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми, например, цикл детских пьес П. Чайковского, С. Прокофьева, Р. Шумана и др.

В-пятых, в процессе слушания музыки ребёнок воспринимает природные эмоции музыки – музыкальные средства художественной выразительности. Сама природа музыкального искусства является источником эмоций. И в первую очередь это касается моторно-ритмической сферы музыки, которая более заметно воздействует на человеческие эмоции. Чем устойчивее связь ребёнка и музыки, тем успешнее его эмоциональное развитие.

Литература

  1. Абдуллин, Э. Б. Методика музыкального образования. Э. Б Абдулин, Е. В. Николаева / Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / Под общей редакцией М.И. Ротерштейна. – М. : Музыка, 2006. – 336с.

  2. Дубравина, И. В. Психология / И. В. Дубравина. – М. : Академия, 2003. – 464с.

  3. Закаблук, А. Г. Возрастные особенности прогнозирования школьником своих эмоциональных состояний: автореф. дис. канд. психол. наук / А. Г. Закаблук. – Л., 1986. – 16с.

  4. Мартынова, Л. Н. Формирование эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у 5-7 летних воспитанников детских домов: на материале праздников: дис. канд. пед. наук: 13.00.07 / Л. Н. Мартынова. – Елец, 2008. – 235с.

  5. Морозова, С. Н. Из истории массового музыкального воспитания. С. Н. Морозова, Б. Л. Яворский // Музыкальное воспитание в школе. Сост. О. А. Апраксина. Вып.12. М., Музыка, 1977. – С.75-85.

  6. Теплов, Б. М. Избранные труды. В. 2т. / Б. М. Теплов. – М. : Педагогика, 1985. – Т. I. – 328с. ; Т. II. – 360с.

  7. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов // Проблемы индивидуальных различий. – М. : Владос, 1991. – 324с.

  8. Якобсон, П. М. Чувства, их развитие и воспитание / П. М. Якобсон. – М. : Просвещение, 1966. – 198с.

 

Просмотров работы: 4952