Данная статья посвящена вопросам развития научно-исследовательской мобильности студентов в условиях системы высшего образования. Одной из основных форм развития научно-исследовательской работы КарГУ им. Е. А. Букетова является научно-исследовательская мобильность обучающихся. В связи со спецификой образовательных программ в университете ведется постоянная работа по привлечению обучающихся уже в процессе обучения к участию как в научных, так и творческих проектах, конкурсах и программах. Организация научно-исследовательской работы студентов КарГУ постоянно выдерживает ряд нововведений, направленных на повышение интереса к этой деятельности со стороны студентов, учет творческого характера осваиваемых ими специальностей и, в конечном итоге, широкое вовлечение обучаемого контингента в процесс овладения навыками самостоятельных исследований.
Научно-исследовательская работа студентов осуществляется в трёх основных формах:
1) в рамках написания курсовых и дипломных работ, а также прохождения учебных и производственных практик, в процессе которых студенты собирают материалы для дальнейшего выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ;
2) в рамках участия в научных конференциях, проводимых на базе КарГУ и в других вузах;
3) в рамках участия в конкурсах студенческих научных работ.
Учебные программы дисциплин социально-гуманитарного цикла и теоретических специальных дисциплин в обязательном порядке содержат задания исследовательского характера. Учитывая специфику вуза и творческо-практический характер результатов учебной деятельности студентов (спектакли, концерты, выставки), в учебные программы отдельных профильных дисциплин введены проектные виды заданий, предусматривающие научно-исследовательскую проработку тематики проектов. Дипломные проекты студентов включают научно-исследовательский раздел, выполнение которого предусматривает такие основные этапы и составляющие исследовательской работы, как поиск и сбор материала, работа с источниками, обоснование выбора темы исследования, организация научного аппарата, составление библиографического аппарата, конкретизация результатов исследования и его выводы.
Студенческие конференции, проводимые в КарГУ, используются как один из основных факторов стимуляции научно-исследовательской работы студентов. Свои доклады студенты выполняют под руководством квалифицированных специалистов, имеющих многолетний опыт научно-исследовательской работы. Лучшие работы публикуются в сборниках материалов конференций [1], для отбора которых в соответствии с письмом Департамента высшего и послевузовского профессионального образования Министерства Образования и науки РК от 4 ноября 2009 года № 03-4/1056 «О проведении ежегодного республиканского конкурса научно-исследовательских работ студентов по естественным, техническим, социально-гуманитарным и экономическим наукам в высших учебных заведениях Республики Казахстан» и ежегодным Приказом ректора создается комиссия под председательством проректора по научной работе. В состав комиссии входят ученые, деятели культуры и искусства и профильных вузов [2].
Необходимость эффективной организации научно-исследовательской мобильности студентов вуза актуализируется все больше возрастающей потребностью в обществе молодыми специалистами, владеющими высокими навыками научно-исследовательской работы.
В связи с этим научно-исследовательская деятельность студентов на этом этапе профессионально направлена, основной целью которой является реализация исследовательских компетенций в сфере будущей профессиональной деятельности. Большинство студентов воспринимают свое участие в исследовательской работе как подготовку к будущей практической деятельности после окончания вуза.
Научно-исследовательская мобильность (научное творчество) является основной разновидностью творческой деятельности. Её суть и смысл состоит в создании и постоянном совершенствовании теоретической модели объективной реальности.
Способность к научному творчеству, составляющая важную сторону любой деятельности, свойственна человеку вообще, хотя отдельные люди одарены ею в разной степени. Эти способности можно и нужно развивать каждому. Однако научное творчество в полном смысле этого слова - особый вид деятельности, направленный на совершенствование научного знания, т.е. на совершенствование теоретической модели реальности. Для того чтобы стать творцом в науке, развитию этих способностей необходимо посвятить всю жизнь. Однако базовыми компонентами научной деятельности должен овладеть каждый, что бы стать «творцом» своей жизни.
В структуре научной деятельности (творчества) выделяются её содержание и продукт. Особенностью продукта творческой деятельности (в том числе и научной) является то, что он обладает двойственной природой, с одной стороны - это новый фрагмент теории объекта исследования, с другой - прирост в развитии самого человека - субъекта творчества.
Смысл этого явления был раскрыт в своё время П.Я. Гальпериным, показавшим, что всякая деятельность, помимо продукта в обычном его понимании (т.е. продукта объектного происхождения, или «внешнего» продукта), своим результатом имеет развитие самого субъекта деятельности, его образование [3].
С точки зрения информационной структуры моделирования целемотивационный и прогностический аспекты обычной, повседневной практической деятельности человека «… сродни научному творчеству, это как бы научное творчество в миниатюре» [4]. Прогностическую деятельность, не задумываясь об этом, человек выполняет повседневно. Это проявляется в том, что прежде чем выполнить любой вид деятельности, человек прогнозирует и проектирует цель, продукт, технологию и следствия. Поэтому опыт исследовательской деятельности востребован в практической жизни, особенно в ситуациях, характеризующихся неопределённостью и непредсказуемостью, когда приходится действовать не по готовым алгоритмам а, сталкиваясь с новыми условиями, принимать нестандартные решения и прогнозировать их последствия. Занятия наукой не только помогают овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт, но и содействуют формированию основных компонентов готовности будущих специалистов к профессиональной мобильности [5]. Проведённые нами исследования показали, что студенты, которые активно занимались научно-исследовательской деятельностью в процессе обучения в вузе, творчески подходят к выполнению своих профессиональных функций; обладают способностью к самостоятельному освоению знаний; у них выше уровень психологической готовности не только к профессиональной деятельности, но и к овладению новыми специальностями. Не случайно, научно-исследовательские компетенции, лежащие в основе познания окружающего мира, исследования его объектов, явлений и процессов, входят в число ключевых компетенций, которые особенно актуальны в ситуации множественного выбора, динамики перемен, многочисленных проблем свойственных современной действительности. Они рассматриваются как важнейшие способности человека к самостоятельному познанию, к разрешению проблем, к оптимальному выбору стратегий поведения и деятельности.
Литература
Герасимов И.Г. Структура научного исследования /И.Г. Герасимов. – М., 1985.
http://oner-academia.kz/ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov/
Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат /Ю.Г. Волков. – Ростов н/Д, 2001.
Федоров В.А. Профессионально – педагогическое образование: теория, эмпирика, практика / В.А. Федоров. – Екатеринбург: Изд-во Урал гос. проф-пед. ун-та, 2001. – 330 с.
Кузнецова Л.А. Основы научных исследований: учеб.-практ. пособие / Л.А. Кузнецова; Федер. агентство по образованию, Челяб. гос. ун-т, [Центр заоч. и дистанц. образования]. 2-е изд. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2005.