Большая часть ДТП, связанная с нарушением режимов труда и отдыха водителей. Статистика показывает, что максимальный ущерб приносят аварии с участием коммерческого транспорта, а основными причинами таких аварий является усталость водителя или превышение максимальной скорости движения, допустимой для данного типа транспортного средства.
Известно, что около 75 % ДТП на дорогах нашей страны происходит по вине водителей автолюбителей. Согласно статистическим данным, наибольшее число ДТП совершается водителями со стажем до трех лет. Наблюдающийся в настоящее время рост количества транспортных средств ведет к повышению доли водителей с малым стажем и, соответственно, к увеличению числа ДТП.
Практика использования тахографов в целях контроля соблюдения водителем режима труда и отдыха получила свое распространение в Европе, начиная с Германии, с 60-х годов ХХ века. Применение тахографов зарекомендовало себя в качестве эффективной меры по снижению дорожно-транспортных происшествий. Влияние тахографов на безопасность дорожного движения осуществляется за счет фиксации параметров движения автомобиля для восстановления картины ДТП и повышения дисциплины и ответственности водителей транспортных средств. Согласно оценкам экспертов, применение тахографов приводит к снижению количества ДТП с участием транспортных средств, оснащенных тахографами, на 20 – 30 %.
Вступление России во Всемирную торговую организацию и присоединение к ЕСТР потребовало изменений. В постановлении правительства от 2 апреля 2012 г. № 280 указано, что с 1 января 2013 года запрещается выдавать лицензию на перевозки на транспортным средствам, не оснащенным тахографами. Таким образом, на территории Российской Федерации постепенно, но целенаправленно вводится использование на своей территории устройства контроля за режимом труда и отдыха водителя. Цель тахографа - обеспечение непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.
Внедрение тахографов в Европе позволило снизить аварийность перевозок в два раза за несколько лет их применения, а смертность в результате ДТП — в 4 раза. Россия решила ввести на своей территории такие же требования и призывает всех членов Таможенного союза ввести аналогичные требования. Современные тахографы соответствует самым современным требованиям безопасности. Эффективным дополнением, обеспечивающим безопасность, является появление дополнительного независимого сигнала движения, который подается в тахограф только через CAN-шину автомобиля. Этот сигнал был стандартизирован для большинства автопроизводителей и теперь автоматически согласуется с сигналом скорости и проверяет достоверность движения транспортного средства, что обеспечивает дополнительную защиту от несанкционированного использования тахографов.
Применение вышеуказанных приборов может решить следующие задачи на транспорте:
- повысить безопасность дорожного движения путем соблюдения режимов труда и отдыха водителей;
- увеличить ресурс двигателя, шин, тормозных механизмов и автомобиля в целом;
- исключить несанкционированные поездки, т.к. весь маршрут непосредственно фиксируется на тахограмме или карточке водителя;
- дать объективную оценку профессиональных качеств водителя. Чем кривая ровнее, тем меньше водитель разгоняется и тормозит, реже переключает передачи, т.е. едет равномерно, меньше расходует топливо и экономит ресурс автомобиля;
- обеспечить социальную и правовую защиту водителей. Тахограмма является документом и может служить доказательством вины или не виновности в суде;
- поможет ввести на предприятии объективную систему подсчета заработной платы по фактическому объему выполненных работ, что достигается документированием на тахограммных дисках и картах водителей всего объема выполненных работ;
- согласовать объективный расчет с заказчиком за фактически выполненную работу по перевозке грузов и простоев по различным причинам.
Использование тахографа позволит увеличить безопасность дорожного движения. Использование тафографов позволит соблюдать скоростной режим движения, что увеличит ресурс двигателя, шин, тормозной системы и автомобиля в целом. Данные, полученные с помощью тахографов, поможет снизить потребление топлива, расходы на ТО и эксплуатацию АТС; позволит оптимизировать маршруты перевозок и графики движения по результатам сравнительного анализа тахограмм. С его помощью можно дать объективную оценку профессиональных качеств водителей. Можно сделать вывод, что тахографы, как комплексные единые приборы, обеспечивающие многозадачность и высокую функциональность, надежность и защищенность от манипуляций будут усовершенствоваться и развиваться. Их применение позволит не только повысить безопасность движения, но и существенно сэкономит ресурсы, выделяемые на перемещение грузов, что, в свою очередь, повысит энергоэффективность транспортной отрасли в целом.
Библиографический список
Моисеев Ю.И. перспективы применения тахографов с ГЛОНАСС в Российской Федерации // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2013. Т. 2. – №2с(71). – С. 18-20.