Введение
В условиях динамичного развития современного общества, роста предъявляемых требований к качеству оказываемых услуг, формированию информационной системы общества и все возрастающему значению сфер здравоохранения и образования информация становится одним из важнейших ресурсов. Развитие системы сбора, хранения, обработки и передачи информации становится обязательным условием совершенствования системы здравоохранения, как на государственном, так и на региональных уровнях, условием, обеспечивающим повышение эффективности организации здравоохранения и улучшение качества оказания медицинской помощи[1].
В Российской Федерации решению данного вопроса уделяется много внимания: информатизация здравоохранения выделена отдельным пунктом в Концепции развития системы здравоохранения Российской Федерации до 2020 года, создан департамент информатизации здравоохранения при Министерстве здравоохранения и социального развития, сформированы медицинские информационно-аналитические центры, как на федеральном, так и на региональных уровнях. Разработаны концепции информатизации здравоохранения регионов. Однако динамика процесса не удовлетворяет современным требованиям развития общества [2].
В настоящее время сформирован комплекс технических разработок, благодаря которым можно существенно сократить непроизводительное время профессиональной деятельности медицинского персонала, повысить эффективность профилактической работы с населением, удовлетворить потребность медицинского персонала и населения в медицинских знаниях, снизить временные и финансовые затраты на повышение квалификации работников системы здравоохранения, раскрыть научный потенциал, обеспечить возможность равного доступа к качественной медицинской помощи[3].
Приобретение всех вышеперечисленных преимуществ определяет необходимость организационных изменений в стиле работы медицинского персонала. Сопротивление изменениям (консервативный подход) со стороны персонала и населения в совокупности с финансовыми ограничениями, являются основными проблемами реализации задач информатизации системы здравоохранения[3].
Методы
Исследование оценки результатов информатизации рабочих мест сестринского персонала, в процессе выполнения профессиональной деятельности проводилось на базе Центральной клинической больницы гражданской авиации. В исследование принимали участие медицинские сестры стационарных отделений ЦКБ ГА в количестве 76 чел. В каждом клиническом отделении в исследовании принимали участие: старшие медицинские сестры, постовые медицинские сестры и процедурные медицинские сестры. Количество и структура респондентов по занимаемым должностям приведено в табл.1 и рис.1.
Таблица 1. Респонденты среднего мед.персонала стационарных отделений ЦКБ ГА
№ |
Отделение |
Старшая медсестра |
Постовая медсестра |
Процедурн. медсестра |
Медсестры (общее кол-во) |
1 |
Отделение эндокринологии |
1 |
6 |
1 |
8 |
2 |
Отделение кардиологии |
1 |
4 |
1 |
6 |
3 |
Отделение терапии |
1 |
7 |
1 |
9 |
4 |
Отделение урологии |
1 |
7 |
4 |
12 |
5 |
Отделение неврологии |
1 |
6 |
1 |
8 |
6 |
Отд. отоларингологии |
1 |
3 |
2 |
6 |
7 |
Отделение хирургии |
1 |
5 |
2 |
8 |
8 |
Отделение гинекологии |
1 |
6 |
- |
7 |
9 |
Отделение нейрохирургии |
1 |
4 |
- |
5 |
10 |
Отд. ЭВЛЛС |
1 |
5 |
1 |
7 |
|
ИТОГО |
10 |
53 |
13 |
76 |
В эмпирического исследовании с целью выявления оценки результата информатизации рабочих мест медицинских сестер стационарных отделений ЦКБ ГА применялись следующие методики:
- тестирование с помощью специально разработанных анкет;
- опрос и беседа с медицинскими сёстрами;
- статистическая обработка полученных результатов с использованием t - критерия Стьюдента.
Анкета-опросник (Приложение 1) имеет три шкалы, где соответствующие им пункты опросника позволяют определить уровень компьютерной подготовки респондента, навыки работы с электронной историей болезни и его оценка эффективности информатизации своего рабочего места.
Ключом к тесту являются следующие шкалы и соответствующие им пункты опросника:
- «уровень компьютерной грамотности опрашиваемого» - ответы по пунктам (1, 2, 3, 4, 7, 22, 24) - максимальная сумма баллов - 12.
- «умение и навыки работы с электронной историей болезни» - ответы по пунктам (9, 10, 11, 12, 13, 15, 26) - максимальная сумма баллов - 7.
- «мнение респондента об эффективности информатизации его рабочего места» - ответы по пунктам (5, 6, 8, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 25) - максимальная сумма баллов - 13.
Результаты исследования
Проанализировав результаты анкетирования, выявили, что большинство респондентов - постовые медицинские сестры (70%), старших сестер и процедурных примерно равное количество (13% и 17% соответственно).
Рис.1 Структура респондентов по занимаемой должности
По возрасту все опрошенные разделены на следующие группы:
До 30 лет 18 медицинских сестер (24%);
30 - 39 лет 19 медицинских сестер (25%);
40 - 49 лет 23 медицинских сестры (30%);
50 - 59 лет 14 медицинских сестер (18%);
Старше 60 лет 2 медицинских сестер (3%);
Рис. 2. Распределение респондентов по возрасту
На рисунке 2 наглядно видно, что в результате выборки по возрастному критерию из респондентов сформировались две основные равнозначные по количеству опрошенных группы: до 40 лет (37м/с - 49%) и старше 40 лет (39 м/с - 51%). Поэтому, для удобства анализа и статистической достоверности, исследования проводили с участием этих двух возрастных групп (табл.2).
Таблица 2. Выборка респондентов по возрасту
№ |
Отделение |
Медсестры (общее кол-во) |
до 40 лет |
старше 40 лет |
образование |
1 |
Отделение эндокринологии |
8 |
3 |
5 |
сред.спец. |
2 |
Отделение кардиологии |
6 |
1 |
5 |
сред.спец. |
3 |
Отделение терапии |
9 |
4 |
5 |
сред.спец. |
4 |
Отделение урологии |
12 |
9 |
3 |
сред.спец. |
5 |
Отделение неврологии |
8 |
3 |
5 |
сред.спец.
|
6 |
Отделение отоларингологии |
6 |
5 |
1 |
сред.спец. |
7 |
Отделение хирургии |
8 |
5 |
3 |
сред.спец. |
8 |
Отделение гинекологии |
7 |
2 |
5 |
сред.спец. |
9 |
Отделение нейрохирургии |
5 |
4 |
1 |
сред.спец. |
10 |
Отд. ЭВЛЛС |
7 |
1 |
6 |
сред.спец. |
|
ИТОГО |
76 |
37 |
39 |
|
В результате анализа вопросов анкеты №№ 1, 2, 3, 4, 7, 22, 24 отражающих степень владения компьютером были сформированы три основные группы (максимальная сумма баллов - 12):
1 - лица, не имеющие представления о работе с компьютером (0 - 5 баллов);
2 - посредственные пользователи (6 - 9 баллов);
3 - уверенные пользователи (10 - 12 баллов).
В первую группу попали 3 респондента, что составило 4% от всех опрошенных. Группа посредственных компьютерных пользователей насчитывала 60 человек - 79%. Уверенных пользователей 13 медицинских сестер, что составляет17% всех опрошенных (рис. 3).
Рис. 3 - Распределение респондентов по уровню компьютерных навыков
По сумме баллов в ответах на вопросы №№ 9, 10, 11, 12, 13, 15, 26 были определены три группы респондентов с разным отношением к работе с электронной историей болезни (максимальная сумма баллов - 7):
1 - лица, не имеющие представления о ЭИБ (0- 3 баллов);
2 -ориентирующиеся в ЭИБ (4 - 6 баллов);
3 - уверенно работающие с ЭИБ (7 баллов).
В первую группу попали восемь опрошенных, что составило 10 %. Группа ориентирующиеся насчитывала 66 человек - 87 %. Уверенноработающих с ЭИБ оказалось 2 медицинских сестры, что составило 3% (рис 4).
Рис.4 - Распределение респондентов по уровню умений и навыков работы с электронной историей болезни
Анализируя вопросы анкеты №№ 5, 6, 8, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 25, отражающих степень эффективности информатизации рабочего места были сформированы три группы мнений респондентов (максимальная сумма баллов - 13):
1 - считают информатизацию не эффективной (0 - 5 баллов);
2 - в существующем виде информатизация требует серьезной доработки (6 - 9 баллов);
3 - считают информатизацию рабочего места эффективной (10 - 13 баллов).
В первую группу попали 24 респондента, что составило 31% от всех опрошенных. 50 медицинских сестер (66%) считают, что информатизация требует серьезной доработки. И лишь, 2 опрошенных (3%) считают информатизацию рабочего места эффективной (рис. 5).
Рис .5- Распределение респондентов по оценке эффективности информатизации рабочего места медицинской сестры
Сравнивая средние значения в группах (рис. 6) обнаружено достоверное отличие в ответе на основной оценочный вопрос этой категории - на каком уровне респонденты специальными ресурсами (Word, Excel и т.д.).
* - достоверное отличие между группами (p<0,05)Рис.6 - Уровень компьютерной подготовки м/с разных возрастных групп
Сравнивая в выборке I группы (37 м/с) и II группы (39 м/с) по сформировавшимся критериям выявили, в первой группе нет респондентов, не владеющих компьютерными навыками. В группе старше 40 лет 8% не имеют представления о работе на компьютере. Уверенными пользователями себя считают 24% м/с до 40 лет и только 10% медицинских сестер старшей возрастной группы (рис. 8).
Рис.8 - Уровень компьютерной грамотности разных возрастных групп
* - достоверное отличие между группами (p<0,05)
Рис.9. Отношение к ЭИБ медицинских сестер разных возрастных групп
На диаграмме(рис.9) представлены средние значения ответов, на вопросы характеризующие отношение респондентов к электронной истории болезни I и II возрастных групп.
Рис. 10. Степень освоения работы с ЭИБ м/с I и II возрастных групп
В результате анализа полученных данных не выявлено достоверных различий в ответах на вопросы данной категории. Подавляющие большинство медицинских сестер ежедневно работают и на среднем уровне освоили электронную историю болезни. Не большое количество респондентов (8% и 13% соответственно) респондентов не сталкиваются в повседневной работе с электронной историей болезни. Только 6% медицинских сестер до 40 лет уверенно владеют навыками работы с электронной историей болезни. Подобных профессионалов во второй группе не отмечено.
Рассчитав и сравнив средние значения ответов на каждый вопрос не обнаружили достоверных межгрупповых отличий в оценке эффективности информатизации рабочих мест м/с (рис.11).
* - достоверное отличие между группами (p<0,05)
Рис.11. Среднегрупповые значения ответов в выборке I и II группы на вопросы № 5,14,16,17,19,21.
Рис. 12. Оценка эффективности информатизации рабочего места респондентами I и II групп
Подавляющие большинство медицинских сестер (60% и 72%) считают информатизацию своего рабочего места удовлетворительной, но с необходимостью усовершенствования. Треть медицинских сестер (35% и 28%) убеждены в не эффективности существующего уровня информатизации. И только не значительная часть респондентов первой группы (до 40 лет) считают, что информатизация их рабочих мест эффективна (рис.12).
Обсуждение результатов исследования
По мнению большей, части респондентов усовершенствование системы информатизации может быть достигнута двумя основными направлениями.
Первое направление - необходимо усовершенствовать программный продукт, что приведет к сокращению затрат рабочего времени, исключит дублирование в бумажном варианте. Для этого необходимо рационально увеличить количество компьютерных рабочих мест.
Второе направление - необходимо повышение уровня компьютерной грамотности работающего среднего медицинского персонала.
Выводы
Информатизация рабочего места среднего медицинского персонала ЦКБ ГА признана удовлетворительной, с необходимостью усовершенствования.
Сотрудники среднего медицинского звена практически единогласно выражают мнение о расширении внедрения информационных технологий в их рутинную работу.
Для эффективного использования информационных технологий в сестринском процессе с целью повышения качества медицинского обслуживания необходимо проводить постоянную работу, направленную на улучшение качества компьютерных навыков среднего медицинского персонала. Предпочтительными методами являются семинарские занятия и лекции.
Необходимо увеличить количество компьютерных рабочих мест для медицинских сестер.
Целесообразно постоянное обновление усовершенствованным программным обеспечением.
Список используемых источников
1. Мартыненко В.Ф., Вялкова Г.М., Полесский В.А., Беляев Е.Н., Гройсман В.А. Серегина И.Ф. Информационные технологии в системе управления здравоохранением Российской Федерации, М., "Гэотар-Медиа", 2009, с. 248
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р г. Москва" О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)" // Российская газета 16 ноября 2010 г:
3. Гаспарян С.А., Пашкина Е.С. Страницы истории информатизации в России. - М., 2002. - 304 с.