ОТНОШЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ К БАКАЛАВРАМ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОТНОШЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ К БАКАЛАВРАМ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Пьяных А.В. 1, Ягунькина Р.А. 2
1ПМГМУ им И.М.Сеченова
2Станция скорой медицинской помощи г.Домодедово
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

На данный момент в России началась подготовка бакалавров сестринского дела, чье место и роль в здравоохранении должно определять содержание их подготовки, но какие должности займут данные выпускники в практическом здравоохранении пока не понятна, а также не ясно как работодатель отнесется к новым специалистам.

Для решения этой мало изученной темы было проведено данное исследование. Его целью было проанализировать мнения медицинских работников о роли и месте бакалавров сестринского дела в практическом здравоохранении. Для достижения поставленной цели были сформированы и решены следующие задачи:

1.Провести теоретический анализ по проблеме развития высшего сестринского образования в России.

2.Проанализировать образовательные стандарты высшего профессионального образования по специальности 040600 «Сестринское дело» и федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 060500 «Сестринское дело» (квалификация (степень) «бакалавр»).

3. Разработать анкету и провести анкетирование для выявления мнения медицинских работников о роли бакалавров сестринского дела в практическом здравоохранении.

4. Проанализировать результаты исследования.

Для решения выше представленных задачи были использованы следующие методы исследования: - теоретический анализ, анкетирование, статистический анализ с количественным и качественным методом.

Результаты теоретического анализа исследования:

В конце декабря 2009 года вышло Постановление Правительство РФ, которое закрепило в статусе специалиста все существовавшие в высшей медицинской школе специальности, кроме специальности «Сестринское дело». Поэтому в 2009 году состоялся последний массовый набор студентов по специальности «Сестринское дело» в вузах России. 17 января 2011г. Министерством образования и науки РФ утвержден и введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 060500 Сестринское дело (квалификация (степень) «бакалавр») [12]. В данном образовательном стандарте изменились виды профессиональной деятельности, а именно, добавлена реабилитационная деятельность, но не стало информационно-аналитической, маркетинговой, инновационной, воспитательно-педагогической, методической и консультативной деятельности. Однако вопрос о должностях, которые смогут занимать бакалавры сестринского дела в медицинских организациях остается открытым. Многое специалисты считают, что бакалавры сестринского дела могут занимать должности сестринского персонала и реализовать себя и в должности старшей медицинской сестры. Дальнейшая их специализация в области управления осуществляется на постдипломном уровне, что соответствует программам магистратуры.

Результаты практического анализа исследования:

В рамках данного исследования было проанкетировано 40 медицинских работников из них 1/3 часть группы респондентов (12 чел., 30%) относится к возрастной категории от 41 до 50 лет, более ¼ часть группы респондентов (11 чел.,27,5%) относятся к возрастной категории от 51 до 60 лет и к возрастной категории от 31 до 40 лет (10 чел., 25%), самыми малочисленными группами стали медицинские работники, в возрасте старше 60 лет (4 чел., 10%) и возраст до 30 лет (3 чел., 7,5%). Более половины группы респондентов имеют стаж работы в системе здравоохранения более 25 лет (52,5%) и должность - фельдшер ССМП (65%). Менее половины опрошенных медицинских работников (19 чел., 47,5%) имеют высшую категорию, более 1/3 респондентов (15 чел., 37,5%) имеют первую категорию. Основная часть группы респондентов (29 чел., 72,5%) имеют базовый уровень медицинского образования. Вся группа респондентов (40 чел., 100%) ответили, что в их медицинской организации медицинских сестер с высшим сестринским образованием не работает. На вопрос «Нужно ли медицинской сестре высшее образование?» более половины группы респондентов (21 чел., 52,5%) ответили, что медицинским сестрам нужно получать высшее сестринское образование, а менее половины группы респондентов (17 чел., 42,5%) ответили, что не нужно.

Далее на вопрос «Кем являются, по их мнению, бакалавры сестринского дела в практическом здравоохранении?» более половины респондентов (23чел., 57,5%) ответили, что бакалавры сестринского дела это - медицинские сестры с расширенным объемом полномочий, более 1/3 части группы респондентов (15 чел., 37,5%) - руководители сестринской службы, самая малочисленная группа респондентов (2 чел., 5%) ответила - медицинские сестры. Вся группа респондентов (40 чел., 100%) ответила, что в их лечебном учреждении бакалавры сестринского дела могут занимать должность старшего фельдшера.

На вопрос о готовности их руководства принять на работу в лечебное учреждение бакалавров сестринского дела менее половины группы респондентов (16 чел., 40%) ответили, что их руководство готово принять их на работу, более 1/3 части группы респондентов (15 чел., 37,5%) ответили, что их руководство не готово принять бакалавров сестринского дела на работу, более ¼ части группы респондентов (9 чел., 22,5%) затруднились с ответом.

Выводы

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что:

  • образовательные стандарты специалиста и бакалавра сестринского дела имеют ряд отличий. Образовательный стандарт специалиста имеют своей целью готовить руководителей сестринской службы и преподавателей сестринского дела, а образовательный стандарт бакалавров сестринского дела имеет следующие виды деятельности: реабилитационная деятельность, медико-профилактическая, лечебно-диагностическая, организационно-управленческая и исследовательская, что в свою очередь дает возможность занимать должности сестринского персонала и должность старшей медицинской сестры.

  • в тоже время, по результатам анкетирования медицинские работники не однозначно относятся к бакалаврам сестринского дела. Есть мнение, что они могут работать медицинскими сестрами с расширенным объемом полномочий или руководителями сестринской службы. Также многие респонденты ответили, что их руководство пока не готово принять на работу бакалавров сестринского дела.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бражников А.Ю., Камынина Н.Н. Болонский процесс и высшее сестринское образование // Медицинская сестра.–2006.-№ 6. – С. 28-31.

2. Бражников А.Ю., Камынина Н.Н. Высшее сестринское образование в России. Итоги 20-ти лет развития // Экономика здравоохранения, 2011. - № 5-6. – С. 58-60.

3. Воробьева В.А. Роль бакалавров сестринского дела в практическом здравоохранении. - М., Медицинская сестра, 2013. № 6. - С.7-8.

4. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 040600 - Сестринское дело (третий уровень высшего профессионального образования): ГОСТ высшего профессионального образования 05.12.1995. Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/gos_old/040600.htm

5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 040600 - Сестринское дело. Квалификация - менеджер. Регистрационный N 239 МЕД/СП" (утв. Минобразованием РФ 15.03.2000. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=327277

6. Двойников С.И. Развитие высшего сестринского образования в России // Главная медицинская сестра, 2011. - № 6. - С. 5-6.

7. Жаворонков Е.П. Сестринский персонал медицинских организаций в условиях реформирования здравоохранения [Электронный ресурс]/ Е. П. Жаворонков, Ю.О. Ким, Т.Г. Николаева, Н.В. Куликова // Медицина и образование в Сибири: электронный научный журнал. —2012. —№4. — Режим доступа: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=750

8. Камынина Н.Н. Подготовка сестринского персонала: зарубежный и российский опыт // НП «Ассоциация специалистов с высшим сестринским образованием» при поддержке ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Научно-практическая конференция «Роль бакалавров сестринского дела в практическом здравоохранении» , Москва, 2013, 12 марта.- Электрон. Изд. - Москва, 2013. - Режим доступа: http://nursemanager.ru

9. Камынина Н.Н. Научное обоснование и оптимизация подготовки управленческих кадров сестринских служб учреждений здравоохранения (монография). - М.: Новелла, Москва, 2011. С. 27-33 .

10. Колесников П.И. Результаты общественного обсуждения вопроса «Какие должности могли бы занимать бакалавры сестринского дела?// НП «Ассоциация специалистов с высшим сестринским образованием» при поддержке ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Научно-практическая конференция «Роль бакалавров сестринского дела в практическом здравоохранении» , Москва, 2013, 12 марта.- Электрон. Изд. - Москва, 2013. - Режим доступа: http://nursemanager.ru

11. Лапик С. В. Проблемы и новшества высшего сестринского образования (на примере Тюменской области) // Главная медицинская сестра, 2011 № 6. С. 22-23.

12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. N 57 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 060500 Сестринское дело (квалификация (степень) "бакалавр"). - Режим доступа: : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12084059/

13. Парахонский А.П., Венглинская Е.А. Болонский процесс и высшее сестринское образование // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2009. – № 4. С.73-74.

14. Пьяных А.В., Бурковская Ю.В. Профессиональные и образовательные стандарты: взаимодействие, перспективы и развитие на примере программ для бакалавров сестринского дела // Проблемы стандартизации в здравоохранении, М., Ньюмедиамед, 2013. № 7-8. С. 3-7.

15. Саркисова В.А. Основные направления развития сестринского образования в России.// НП «Ассоциация специалистов с высшим сестринским образованием» при поддержке ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации: Научно-практическая конференция «Роль бакалавров сестринского дела в практическом здравоохранении», Москва, 2013, 12 марта.- Электрон. Изд. - Москва, 2013. - Режим доступа: http://nursemanager.ru

7

Просмотров работы: 4658