ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня мы все чаще говорим о глобальных проблемах современности, но все же, на первом месте для человечества в настоящее время стоит проблема «экологии» и связанная с ней проблема существования человечества как такового.

Термин экология (от древнегреческого οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»)1.

В. Хёсле в своей статье «Философия и экология» пишет: «Прежде всего, сама тема представляется проблематичной. Никто сегодня уже не отрицает того, что экологический кризис является важнейшей политической проблемой, но при чем здесь философия? Она не дает прогнозов о большей или меньшей вероятности наступления климатических катастроф, и, точно таким же образом, вряд ли именно ей будут задавать вопросы об экологической приемлемости отдельных технологий». Именно философия экологического кризиса должна определить место экологической опасности в пределах философии человеческой культуры2

Итак проблемы экологии это проблемы взаимодействия человека и окружающей его среды, природы. Под природой в самом широком смысле слова понимается вся Вселенная, объективная реальность, весь материальный мир. Потребности человека растут не только по мере роста населения, но и по мере роста самих этих потребностей на душу населения, часто просто не оправланных, дающих возможность подчеркнуть свой статус и ту или иную позицию в обществе. Стараясь воплотить полную свободу себе, человек забывает о проблеме ответственности перед природой и воплощением свободы для развивающегося мира вокруг него. Во второй половине ХХ в. процесс угнетения природы, вызванный самим человеком, ускорился.

Угнетение природы является следствием не только промышленной деятельности человека, но и любых небрежных действий, приводящих к засорению бытовыми отходами парков, лесов, зон отдыха, скверов и т.п. Окрестности многих городов превратились в свалки.

Уменьшение многообразия природы губительно для человека буквально физически. Окружающая человека среда, пусть и в грубо измененном виде разогнется, распрямиться как пружина и ее видоизменение может стать губительным для человека не только будущего, но уже и ближайщего настоящего. То есть эта среда обитания может стать не пригодной для жизни человечества. Тем более, что в глобальном масштабе параметры среды обитания для человека имеют очень узкий, специфически ограниченный диапазон цифр и риск нарушения этого диапазона довольно велик.

Еще сложнее современному человеку понять, как это губительно в духовном плане. Выясняется, что истребление хищников, угрожающих человеку, ведет к ещё более опасным последствиям. Теперь для науки, и философии в том числе, нет сомнения в том, что на Земле действует круговорот, в котором нет ничего лишнего. То, что жизнь в огромной степени зависит от существующих на Земле условий и их изменений, было известно, по крайней мере, со времен античности. Также давно было замечено и обратное воздействие на условия жизни со стороны живых организмов. Ещё в 18 в. Ж.-Б. Ламарк (1744-1829 гг.) доказывал, что все вещества, находящиеся на поверхности земного шара и образующие его кору, сформировались благодаря деятельности живых организмов.

Человек современного мира свободен, свободен в своем выборе. Но, как во многих своих произведениях подчеркивал Э. Фромм, свобода порождает чувство ответственности, которое и делает выбор осознанным, предполагая анализ оснований и последствий того или иного принятого шага. Свобода = это не только ответственность, но и труд. Современный человек, человек общества потребления, в гонке за статусом теряет чувство ответственности, кажущаяся ему свобода лишь призрак, выбор сделанный им никогда не бывает добровольным, а всегда произведен под давлением тех или иных факторов. Труд становится актом насилия над самим собой, а не еще одним шагом к полной свободе, к полной духовной свободе.

Такое отношение порождает рад экологических катастроф, даже зная наперед последствия которых мы не в состоянии избежать их не изменив психологию раба на психологию свободного, самореализованного человека.

Список источников

1.Философия:учебник для высших заведений/Назаров И.В., Аржанухин С.В., Верб М.С. Романова К.С., и др.

2. Антропова, Н. К. Философия : учебно-методический комплекс для студентов заочного отделения / Н. К. Антропова, А. Ф. Посыпайко ; Урал. гос. лесотехн. ун-т, Каф. философии. - Екатеринбург : УГЛТУ, 2010. - 16 с. - Библиогр. в конце тем.

3. В. Хесле Философия и экология // Степин В.С. Экологический кризис и будущее цивилизации. М.: Издательская фирма АО «Ками». 1994. с. 4.

1 Википедия // http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EA%EE%EB%EE%E3%E8%FF

2 В. Хесле Философия и экология // Степин В.С. Экологический кризис и будущее цивилизации. М.: Издательская фирма АО «Ками». 1994. с. 4.

Просмотров работы: 1245