О НАЦИОНАЛЬНОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

О НАЦИОНАЛЬНОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Не новость, что мы, поколение массовой культуры, превращаемся в людей «без памяти». Особенно актуально это для России. Связан данный аспект с долгой историей нашего государства, сменой власти, реформами, насаждением новой идеологии, постоянным равнением «на Запад». В свою очередь без культурных ценностей, некого самоопределения себя и своего народа в современном мире мы уязвимы, подвержены психологической ломке, теряемся в толпе так и не найдя искомых ценностей.

Несомненно, в такой ситуации ценность работ, посвященных этнокультурной проблематике бесспорна. Культура и народа, и человека обогащается при взаимодействии с другими культурами и формами их проявления.

Данная работа посвящается проблемам культурного взаимодействия населения Красноуфимского и Артинского районов, где проживают марийцы, русские и татары.

В работе используются следующие понятия:

Этническая культура — это культура в основе которой лежат ценности, принадлежащие той или иной этнической группе. Признаками такой группы являются общность происхождения, расовые антропологические особенности, язык, религия, традиции и обычаи1.

Национальная культура - совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением2.

Основные элементы культурыкак социальной системы: знаки, символы, язык, ценности, правила, социальные нормы, социальные санкции, представления о взаимосвязях, отношениях элементов реального мира и сферы сверхъестественного, внешние манеры поведения людей, этикет, обычаи, традиции, ритуалы3.

Термин «ценность» в философско-социологическом трактовке определяет социальный, культурный, человеческий смысл определенных явлений действительности. Проблема ценностей особенно актуализируется в условиях идеологического кризиса общества4.

В Свердловской области марийцы компактно проживают в Артинском, Ачитском, Красноуфимском, Нижнесергинском районах.

Особый интерес может вызвать культура и религия марийцев, проживающих в Красноуфимском районе (деревни Юва, Тавра, Усть-Маш, Сарсы, М. Ключики). Только в глубине сохранились национальные традиции. Ежегодно отмечается марийский национальный праздник Шорыкйол. Название праздника переводится как «Овечья нога». Овца для марийцев – культовое животное. Традиционно в этот день подают блюда из баранины и овечьего молока. Но главное в этот праздник – ряженые. Как только стемнеет, по домам отправляются общественные судьи – Васли кува ден Васли кугыза (Дед Василий и его жена). Одеваются они жутко: напяливают вывернутые на изнанку шубы, нацепляют рога, обвешиваются бубенцами, чтобы их слышно было за версту, и грозно кричат, возвещая о своем приходе. Тех, кто в прошедшем году вел себя хорошо, одаривают сладостями, а нерадивых хозяев наказывают, могут даже высечь5.

В четырех административных районах Свердловской области – Артинском, Ачитском, Красноуфимском, Нижнесергинском – проживает около 45 тыс. татар. Несмотря на то, что татары издавна проживают среди русских, обрусения их никогда не было. Смешанные браки у татар наблюдались редко. Татары на современной территории Красноуфимского района появились раньше русских. Многие современные семьи хранят татарские традиции и воспитывают в них своих детей. Национальные костюмы есть в каждом доме, правда, надевать их почти перестали. В традиционной татарской одежде на Сабантуе, к примеру, появляются лишь артисты6.

Башкирские и татарские общины сохранили все народные обычаи, включая песенный фольклор, праздничные обряды, национальное убранство. Именно на территории Артинского и Красноуфимского районов можно наблюдать уникальное взаимодействие четырех культур – русской, марийской, башкирской и татарской.

Осмысление духовного наследия народа, стремление многих людей приобщиться к нему привело к возрождению очень популярного в прошлом праздника Ага-Пайрам. Его проводят после окончания весенних полевых работ в Артинском и Красноуфимском районах уже несколько лет. Причем празднуют его люди всех этнических групп данной местности. На эти праздники собираются из всех окрестных деревень. На праздниках поют старинные гостевые песни, играют на барабане и гармошке, угощают блюдами традиционной кухни. Частью праздника стали и песни, созданные современными поэтами и музыкантами.

Во многих селах Артинского района осуществляется большая культурно – образовательная программа. Ученики школ изучают родной язык и литературу, активно участвуют в художественном творчестве.

Особый интерес и восхищение вызывают народные костюмы. Женщины издавна владели высоким искусством ткачества и вышивки. Дошедший до наших дней русский костюм поражает красочностью орнамента, он остается одним из ярких примеров ценности художественного наследия. Именно в орнаменте костюма наиболее ярко отражается взаимодействие культур всех проживающих совместно народов.

Мир, в котором живут жители Артинского и Красноуфимского районов - это мир леса. Лес дает защиту, жилье, пищу. Ничего удивительного, что при намерении срубить дерево человек обращается к его духу-хранителю и объясняет свою нужду в дереве, при этом, прося простить за причиненный вред. Многие марийские, башкирские и русские сказки заканчиваются поучением: заходи в лес гостем, уходи добрым хозяином. Самым почитаемым деревом является береза. Она воспета в песнях, упоминается в сказках, поговорках, в молитвах.

В сказках животные во многом похожи на человека и даже понимают речь людей. Многие животные наделялись охранительной силой. Так, заячью лапу охотники брали в лес как символ удачи, медвежью лапу использовали в качестве оберега от болезней, шерсть собаки подкладывали под углы дома для благополучия.

Итак, на примере изучения культурного наследия в Артинском и Красноуфимском районах, мы можем сказать, что истинно русская культура формируется не в изоляции, а, наоборот, при тесном взаимодействии культур всех народов населяющих Россию. Александр Пушкин писал: «Неуважение к традициям своих предков есть высшее невежество». Отрадно, что эти мысли попадают на плодородную почву. Один из учеников средней школы д. Приданниково на уроке по художественной культуре Урала, как рассказала учитель этой школы Надежда Смолёва, развил эту цитату русского национального поэта: «Если человек не знает своих предков, он может надругаться над могильными памятниками, такой человек — вандал»7.

Сегодня тоже жителей Красноуфимского округа волнуют сугубо мирные проблемы — как сохранить свой язык, свои традиции, свои песни и обряды. А это с каждым годом становится всё труднее. Деревни и сёла, где традиционно во все времена сохранялась национальная культура, постепенно пустеют. Старшее поколение, её носители, покидают нас, а молодые уезжают в города на заработки. В сельской местности сегодня жить нелегко8.

Всё в нашей жизни изменяется столь стремительно, что невозможно предугадать, что же несёт нам век грядущий, какие ещё испытания, и проблемы ждут нас впереди, что человечество воплотит в реальность, а что оставит за новым поворотом колеса истории. И всё таки есть ещё в мире вещи до которых не дотронулась рука прогресса, это самая прекрасное, то, что создавалось веками, то, что свято хранилось нашими предками и обегалось дабы поколения грядущие могли оценить, воздать должное и преумножить, добавив что-то новое - это наша культура. Ведь культура - это не только прекрасные произведения искусства, это духовная жизнь общества в целом, достижения науки, искусства, усвоенный в процессе обучения и восприятия способ поведения, духовный мир личности, уровень развития чего-либо, совокупность традиций передаваемых норм деятельности и поведения. Действительно традиции, обычаи, обряды, ритуалы играют немаловажную роль в нашей жизнедеятельности и непосредственно в нашем развитии. С другой стороны эти слова могут вызвать представления о силе прошлого, стремящейся подчинить себе новое, молодое, задержать ход развития жизни. Именно так мы иногда представляем смысл этих древних и мудрых слов, забывая порой, что обычаи и традиции всегда закрепляют то, что достигнуто в общественной и личной жизни, именно они стабилизируют общественные отношения, закрепляя то, что было достигнуто веками поколениями наших предков9.

1Кононенко Б.И.Большой толковый словарь по культурологии, 2003. URL: http:// dic.academic.ru›Этническая культура

2Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь.- М., 1999.- 343 c.

3Культурология. Ред. Л.Д. Столяренко, Самыгин С.И. Изд. 4-е. - РнД, 2010. - 352 с.

4Черепанова С.О. Философия родознавство. URL: http://uchebnikionline.ru/kulturologia/filosofiya_rodoznavstva_cherepanova_so/duhovnist_rodinnogo_seredovischa.htm

5 URL: http://vderevnyu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=19&Itemid=22&lang=ru

6 URL: http:// vderevnyu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=21&Itemid=23&lang=ru

7 «Областная газета», 2003 - 2011. URL: http://www.oblgazeta.ru/media/newspaperpdf/pages/2012-03-29_og_126-127_1.pdf

8 Валентина Смирнова, «Областная газета», 2003 - 2011. URL: http://old.oblgazeta.ru›news.htm?top_id=5355

9 ООО "Олбест"2000-2013. URL: http://knowledge.allbest.ru›Педагогика›Роль народных традиций

Просмотров работы: 1357