СОЦИАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОЦИАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ

Душина А. О., Березина А.В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Социальная патология - человеческие действия, поступки, типы поведения, которые общество расценивает как вредные, подрывающие правопорядок и общественную мораль: преступность, хулиганство, алкоголизм, наркомания и т.д.

Учитывая то обстоятельство, что в той или иной степени современное российское общество считают «больным», важно понять, что именно является проявлениями этой болезни.

На самом деле, когда мы слышим термин социальная патология на ум напрашиваются самые наболевшие проблемы нашей современной жизни – это алкоголизм, наркомания и суицидальные наклонности. Несомненно, существуют и другие проблемы, затрагивающие наш социум, но перечисленные мною являются более актуальными и наболевшими за последнее время.

Цель данной работы состоит в том, чтобы понять:

  • какими могут быть проявления социальной патологии,

  • с чем эти проявления связаны.

  • насколько общество находится в упадке и как из него выбраться.

Проявления социальной патологии

Поведение человека в социуме тесно связано с развитием и становлением культуры. Индивидуум не может выходит за рамки, сложившиеся в той или иной социальной среде. Нашим воспитанием с самого рождения занимаются не только родители, но и те люди, которые нас окружают. А уже в сознательном возрасте мы сами отвечаем за свое поведение и контролируем наши поступки. Разумеется, когда говорят, что тот или иной человек поступил правильно или не правильно все сознательно руководствуются нормами и моралью, которые сложились издавна в данной среде. Поведение индивида всегда должно быть согласовано с требованиями культуры, с требованиями развития данного общества. Отсюда можно сделать вывод, что человек психологически культурен лишь тогда, когда он находится в состоянии контролировать себя и свои действия.

На сегодняшний день выделяют несколько проявлений социальной патологии. Это агрессивное поведение, связанное с жестоким обращением с себе подобными; это наркомания; это пьянство, равнодушие, самоубийство1.

Все эти проявления тесно между собой связаны, и, часто, сопутствуют друг другу.

Если механизмы контроля ослаблены, то человек склонен к проявлению агрессии (Э. Фромм), синонимами которой можно считать деструктивность и жестокость2.

Когда индивидуума не устраивает что либо в себе – у него появляются комплексы, человек замыкается в себе и соответственно ограждает себя от общества. Если оставить такого человека полностью в «его мире», то будет уже сложно вырвать его из той реальности, в которую он попал. В мире такого человека закладываются свои понятия, свои законы и свои моральные принципы которые ему больше подходят. И когда он оказывается в обществе других индивидуумов, у которых свои общественные принципы и мораль, затрудняется общение и возникает барьер во взаимопонимании.

Когда человек оказывается в такой ситуации первым делом включается защитная реакция, которая как правило переходит в агрессию.

Проблема агрессивности

Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Важнейшими событиями истории человечества являются ситуация, в которых одни люди в массовом количестве убивали других людей. Современные общества не отличаются дружелюбием, люди буквально придавлены астрономическим военным бюджетом "мирного времени"

Болезнь общества, не ощущающего боли, так же безумно опасна для него. О бездушии высших чинов говорится немало.

Многое зависит от деятелей образования. По определению образование это не что иное, как приобщение подрастающего поколения к культуре. Неполнота, ущербность всего образования – одна из причин равнодушия к тому что происходит, касается каждого человека, его нельзя не заметить в нашей жизни.

Почему современный человек так часто прибегает к агрессии как способу решения жизненных трудностей? Как указывалось выше агрессии человек учится, т.е. можно смело говорить о том что человек учиться агрессировать. Как правило все зарождается в детстве, и если сказать о том, что ребенок учиться агрессировать в тех ситуациях, когда он требует новую игрушку или шоколад, то несомненно вы ошибетесь. Ребенок может научиться агрессии только тогда, когда он увидит ее в качестве живого примера. Как правило все проблемы связанные с социальными патологиями идут из семьи. В пользу этого говорит то, что ребенок, как правило, не выбирает агрессию осознанно, а именно отдает своё предпочтение в тех ситуациях, когда приходится добиваться успеха. Чтобы совершить агрессивное действие, человек должен многое знать: например, какие слова и действия причинят страдания, какие приемы будут болезненными и т.п. Например, дети с успехом агрессируют на других детей по играм, могут постоянно требовать от них всего, чего хотят – игрушек и то что они хотят получить.. Агрессия щедро вознаграждается и у взрослых. Лучший способ подкрепления агрессивного поведения - это прямое поощрение. Подкрепления похвалой, материальным вознаграждением, вещами, более высоким статусом или просто более приемлемым отношением со стороны других людей крайне эффективны.3

Усвоение агрессивных реакций на своем опыте играет важную роль, но учение через наблюдение оказывает даже большее воздействие. Нет необходимости вживую репетировать образцы агрессивного поведения - их символического изображения в кинофильмах, телепередачах, литературе вполне достаточно для формирования эффекта «научения» у наблюдателя. Человек, ставший свидетелем насилия, открывает для себя новые грани агрессивного поведения, которые ранее отсутствовали в его поведении. Наблюдая агрессивные действия других, человек может пересмотреть ограничения своего поведения: другим можно, значит и мне можно. Постоянное наблюдение сцен насилия приводит к утрате эмоциональной восприимчивости к агрессии и чужой боли. В результате настолько привыкает к насилию, что перестает рассматривать его как неприемлемую форму поведения.

Уголовное наказание вообще и смертная казнь в частности основаны на религиозной идее свободной воли, а если воля вовсе не является свободной, то и уголовное наказание теряет свой истинный смысл.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что в конечном результате убийство или суицид приводит к лишению человека жизни и тут не важно ваша жизнь это или постороннего человека, в конце концов, это все равно труп. Что касается алкоголизма или наркомании, то хочется сказать что эти «патологии» можно назвать как затянувшийся суицид.

Долгое время считалось, да и сейчас многие придерживаются мнения, что агрессивность – это обязательное свойство для человека, которое проявляется особенно остро в юношеском возрасте и как правило, бесполезно бороться с ним. Но некоторые факты рассмотренные мною позволяют мне усомниться в достоверности этого высказывания. Между тем, в последние годы в России неоднократно обсуждалась проблема беспричинной девичьей агрессивности. Опыт воспитания свидетельствует о том, что агрессивность – не у всех проявляется в юношеском возрасте. У многих подростков нет и намека на агрессивное поведение. Чем больше человек занят своими интересами - будь то учеба, спортивные секции, танцы или хобби, - тем менее он агрессивен. Напротив, отсутствие у человека хобби и проведения свободного времени в безделии приводит к агрессии и тем самым социальным патологиям, как алкоголизм, наркомания и суицид.

Список литературы
  1. В. В. Краевский. Равнодущие как социальная патология // Образование в процессе гуманизации современного мира. IV Международные Лихачевские чтения 20-21 мая 2004 года. СПб, 2004. С. 49 – 56.

  2. Ольков С.Г. О смертной казни и излечении социальной патологии //Право и политика 2004. № 8. С. 31 – 41.

  3. Рубанова Е.Ю. http://www.iatp.khb.ru/project. Агрессивное поведение: социальная норма или социальная патология?

1 В.Дриль Феноменология социальной патологии: преступность, наркомания, алкоголизм и токсикомания. М.: РОБИС, 2001. С. 78.

2 Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Пилигрим, 2005. – С.46.

3 http://www.follow.ru/article/294

Просмотров работы: 6218