ЭВТАНАЗИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЭВТАНАЗИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Что есть такое жизнь? Что есть смерть? Возврат материи в мир минералов – «..все в землю ляжем, все прахом будем», или необходимый шаг перед Божьим судом? При каких обстоятельствах и кто вправе распоряжаться жизнью и смертью? Эти вопросы останутся вечными.

Смерть и жизнь являются вечной проблема человеческого существования, которая в которой происходят психологические, биологические, социально-культурные и другие виды изменений. Смерть – это конец жизни, а ценность жизни осознается лишь на фоне смерти. Если не смерть, мы не могли бы говорить и о жизни как такой. Проблема смерти весьма значима, так как понимание временного земного существования каждого человека выступает фундаментальной мировоззренческой основой для личностного самоопределения, осмысления целей и ценностей бытия, смысла жизни. Смерть не является концом жизни, вполне возможно она является началом нового пути.

Невозможно найти человека, который бы никогда не обращался к проблеме жизни и смерти, рано или поздно не задумывался о смысле своего бытия, предстоящей смерти, ее неотвратимости, конечности своего существования. Ведь смерть - это фактическая очевидность, которая поражает и ошеломляет при каждом столкновении с ней. Человек - единственное живое существо на Земле, которое осознает свою смертность и делает ее предметом своих глубоких размышлений. 1

Самоубийство известно с древних времен, но на разных этапах развития общества люди относились к этому явлению по-разному. Эвтаназии – добровольного ухода из жизни неизлечимо больного человека – стала обсуждением с конца 50-х годов нашего века на Западе. И в настоящее время в разных странах решается по-разному.

Проблема эвтаназии была сформулирована в глубокой древности, и уже тогда она вызывала многочисленные споры среди медиков, философов и юристов. Отношение к умышленному ускорению наступления смерти неизлечимо больного, даже с целью прекращения его страданий, никогда не было однозначным.

Эвтаназия – неоднозначное действие и требует глубокого философского осмысления, чтобы лучше понять ее суть следует рассмотреть такие понятия как: смысл жизни, ценность жизни, человеческая жизнь.

Смысл жи́зни, смыслбытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.2 В произведениях Л.Н. Толстого, Ф.Н. Достоевского, И.С. Тургенева и других писателей России, на вопрос о смысле человеческой жизни каждый мыслящий человек ищет свой ответ, пытаясь понять собственную жизнь, затем родовую, жизнь человечества.

Особое место занимает вопрос о нравственном смысле человеческой жизни. Сенека подчеркивал, что важно не то, долго ли человек прожил, а правильно ли он прожил. Всякая жизнь, хорошо прожитая, есть долгая жизнь, отмечал и Леонардо да Винчи. Эту же мысль высказывает и Монтель, говоря, что мера жизни не в ее длительности, а в том, как она ее использована.

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы: «В чём состоят жизненные ценности?», «Что является целью жизни?». 3

Начнем с понятия ценностей. Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.

Человек – это цель. Его жизнь – средство для этой цели. Ценность жизни как таковой двойственна. С одной стороны, жизнь дана нам как высший дар, универсальная возможность, и потому мы должны высоко ценить жизнь, испытывать к ней благоговение и уважение. С другой стороны, жизнь дана тому, кто есть не просто жизнь, а человек – существо, живущее своей жизнью, существо свободное, мыслящее, творческое, знающее жизнь, ее начало и конец, ее безграничные возможности и ее биологические границы, существо, осознающее конечность жизни. И потому тот, кому она подарена, отдана (буквально ни за что!) для того чтобы быть им прожитой – приоритетнее, важнее жизни, является ее субъектом. Хорошим или плохим – это другой вопрос. 4

Жизнь есть ценность потому, что она является исходной базой, способом, процессом, в ходе которого мы только и можем проявлять, вызывать к деятельному бытию, реализовывать нашу человечность, все наши положительные качества и добродетели, все наши ценности.

Тогда что такое жизнь? Ответ на этот вопрос лежит вне слов. Слова же всегда останутся словами - прекрасным вином для умов тех, кто вместо жизни выбирает концепцию жизни (если хотите - модель, описание, теорию). Люди придумали много теорий о жизни. Все они претендуют на универсальность и очень хорошо работают, особенно тогда, когда становятся догмами. Главное - знать, чего вы хотите - спасти свою душу (теология), удовлетворить свои инстинкты(Фрейд), добиться власти (Адлер) или... Так чего вы хотите?

Самое интересное, что само понятие «жизнь», также как «смысл жизни», «истина», «бог», тоже придумали люди, а их "смысл" зависит только от того, что они вкладывают в это понятие. И если кто-то считает, что истина в вине, а смысл жизни в деньгах, то так оно и будет. Есть люди, которым нравится жить на уровне концепций, придуманных другими. Некоторые идут дальше - создают свои собственные концепции и живут в их рамках, называя все это "жизненной философией".5

В переводе с греческого «эвтаназия» – это «хорошая, благая смерть». В наше время, в нашей стране особенно актуален вопрос о «праве на смерть». Здесь сталкиваются две противоположные позиции: с одной стороны, признается неограниченность свободы личности в решении этих вопросов, а, с другой, - ее полная подчиненность общественным и государственным интересам. 6

Проблема эвтаназии затрагивает два аспекта: право человека на выбор между жизнью и смертью и право человека, выбравшего смерть, рассчитывать на помощь медика в этом.

У нас в стране врачебная этика и деонтология (наука о должном поведении врача) исключает эвтаназии, рассматривая ее как убийство одного человека другим (медиком), что противоречит природе медицинской деятельности. И это, наверное, правильно.

Смерть с точки зрения христианства. В Псалмах и книгах пророков смерть определяется такими понятиями, как «тишина», «молчание», «страна забвения», «прах», «бездна». В этих понятиях очень характерно проявлено ветхозаветное отношение к смерти как к уничтожению возможности любого действия. Но все же есть и надежда на воскресение; о ней говорится в книге Исайи, в книге Иова, у Иезекииля.

Для христиан понятие смерти не исчерпывается чисто физическим смыслом, возвращением в прах. В православной богословской традиции смерть определяется двояко: как телесная и как духовная. Телесная смерть состоит в том, что тело лишается души, которая оживляла его, а духовная в том, что душа лишается благодати Божией, которая оживляла ее «высшею духовною жизнью». Душа также может умереть, но не так, как умирает тело. Тело, когда умирает, теряет чувства и разрушается; а душа, когда умирает грехом, лишается духовного света, радости и блаженства, но не разрушается, а остается в состоянии мрака, скорби и страдания.

О смерти как наказании за грехопадение говорится во многих книгах Священного писания. Смерть с точки зрения биологии. В биологии смерть трактуется как прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого – гибель индивидуума как обособленной живой системы, сопровождающаяся разложением белков и других биополимеров – основного материального субстрата жизни. Некоторые биологи выделяют понятие частичной смерти, т.е. смерти группы клеток или целого органа (некроза). У одноклеточных организмов – простейших – естественная смерть особи проявляется в форме деления, поскольку оно связано с прекращением существования данной особи и возникновением вместо нее новых двух.

Смерть с точки зрения философии. Уже античные философы задумывались о природе, характере смерти. Например, Платон в диалоге «Тимей» говорит, что естественная смерть безболезненна и сопровождается скорее удовольствием, чем страданием. В смертности тела древние не сомневались. Но что происходит с душой?

Последователи Платона доказательства смертности или бессмертии души искали между двумя доводами: или знание (сознание) – это припоминание жизненного опыта, или душа – гармония, существующая вечно и бесконечно. Последователи Аристотеля держались веры в божественное начало мира, дозволившее формам бытия развиваться и умирать по собственным законам. 7

В отношении к эвтаназии в настоящее время нет ничего правого и неправого. Споры по ней ведутся и по сегодняшний день. Может быть она и есть тот аварийный выход для некоторых. Но прибегать к такому выходу без нужды не стоит. Если за окном есть пожарная лестница, это еще не значит, что по ней всякий раз следует выбираться из квартиры на лестницу. Выходить надо не через окно, а цивилизованно, через дверь. Но если человек полез в окно, так как в доме начался пожар и это было единственный выход из ситуации? Кто в праве его осуждать?

1 Бобров О.Е. Эвтаназия – убийство или милоресдие. Журнал «Самиздат», статья: философия: URL: http://samlib.ru/b/ochenxlichnoe/zhiznxjusmertx.shtml

2Статья: Смысл жизни: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8

3 Философия: Учебник для высших учебных заведений / Назаров И.В., Аржанухин С.В., Верб М.С., Романова К.С., Аносова Т.Г., Макерова В.В.; Под ред. И.В. Назарова, Екатеринбург, 2001, 326 с.

4 Ценности человеческой жизни// Российской гуманистическое обществ. Центр исследования свободомыслия и гуманизма – Фонд «ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ: URL:» http://hum.offlink.ru/education/kurses/values/values2/

5 Жизнь// Проект о жизни: URL: http://lossofsoul.com/life/

6Сальников В. П., Кузнецов Э. В., Старовойтова О. Э. Правовая танатология. СПб., 2002. С. 70.

7Статья: Протеиерий Максим Бойко. Христианское учение о смерти: URL: http://www.hram-feodosy.kiev.ua/article/4/19/357/1
Просмотров работы: 1057