ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ

Баталова В., Христофорова Н.И., Березина А. В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В результате международной кооперации производства, развития международного разделения труда, внешней торговли и международных отношений происходит усиление взаимосвязи национальных экономик. Глобализация предстает как новый этап развития человеческого сообщества со своими отрицательными и положительными сторонами.

Использование новых технологий устраняет препятствия на пути движения товаров, услуг, капиталов, знаний, делая национальные границы прозрачными. Процесс преодоления национальных пространственных барьеров является объективным процессом международных культурных, экономических и политических отношений сегодня. Поэтому проблемы, которые поставила перед людьми глобализация, в своем решении неоднозначны, они влияют на все стороны человеческого бытия и попытки их рассмотрения и решения нельзя не считать актуальными.

Сохранение и развитие каждой культуры каждого народа – это сохранение и развитие генофонда человечества. Но как влияет процесс глобализации на этнокультуры? Насколько они могут быть устойчивыми, что поможет и что, наоборот, будет препятствовать сохранению этой устойчивости? Анализ результатов воздействия этих отношений на культуру этносов, как на локальную культуру, нельзя не учитывать.

Под культурой мы понимаем не только человеческую деятельность по взаимодействию с окружающим человека миром в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений, но и способ передачи методов этой деятельности. Культура как явление не характеризуется статичностью, ее изменчивость, гибкость и есть залог ее существования.

Из этого следует, что на формирование культуры немалое влияние оказывает геополитическая среда, в которой формируется и проживает этнос.

Мы все говорим, что человеческая мудрость запечатлена именно в этнокультурах. Этнокультуры являются кладезью мудрости. Сегодня множество исследовательских работ из различных областей гуманитарного знания посвящены вопросу жизнеспособности этнокультур, их формообразованию.

Все больше ученых обращают свое внимание на зависимость развития и сохранения культур этноса от сохранения и рационального использования природных ресурсов1.

Но, так или иначе, вопрос остается нерешенным. Поэтому актуальность определения основ, поддерживающих этнические культуры в современном мире, нельзя переоценить.

Рассмотрение данной проблематики производится на примере Артинского района Свердловской области.

Уникальные ресурсы Артинского городского округа Свердловской области (единственные в мире широколиственные леса, не тронутые ни природными катаклизмами, ни рукой человека; гора Кашкабаш, «Артинский ярус» - выход пород Пермского периода; сероводородные источники, река Уфа и ее притоки и др.) оказали значительное влияние на развитие и становление культур проживающих на данной территории этносов. Именно здесь наиболее яркое переплетение религиозных и культурных традиций славян, финно-угров, тюрок. Культурное, историческое, экономическое и естественно-географическое положение территории Артинского городского округа является уникальным источником для дальнейшего развития этнических культур.

Объект исследования. Взаимосвязь развития этнокультур и рационального использования природных ресурсов.

Предмет исследования. Этнокультурные ресурсы Артинского городского округа Свердловской области и его геополитическое (геосоциальное) положение.

Гипотеза: Развитие этнокультур напрямую связано с рациональным использованием природных ресурсов и актуализацией традиционных видов деятельности на новом информационном уровне.

Цель проекта разработать на основе теоретического изучения источников и проведения полевых исследовательских работ предложения по актуализации национального самосознания на примере марийского этноса компактно проживающего на территории Свердловской области.

Цель проекта реализуется через следующие задачи:

  1. Обосновать используемый в данной работе категориальный аппарат;

  2. На основе изучения литературных, правовых источников проанализировать современное состояние в проблемном поле сохранения этнокультур;

  3. Рассмотреть проблему межкультурного взаимодействия в современном мире;

  4. Исследовать природные и этнокультурные ресурсы Артинского городского округа;

  5. Провести социлогическое исследование на основе проведения опроса местного населения;

  6. Разработать и предложить алгоритм действий по сохранению природных и этнических и ресурсов на примере Артинского городского округа Свердловской области.

Теоретико-методологические основы и источники исследования.

Опираясь на методологию, выработанную феноменологическим подходом, автор разрабатывает новый подход к проблеме сохранения этнических культур.

Теоретическую базу проведенного анализа составили мировоззренческие и методологические основания, на основе которых написаны работы российских и зарубежных исследователей в области этнокультур. Комплекс проблем, исследуемых в этих работах, достаточно широк и разнообразен, а совокупность подходов и мнений охватывает самые различные области гуманитарного знания, поэтому, учитывая конкретные цели и задачи проекта, теоретическое исследование проводилось по тем направлениям, которые наиболее принципиальны для данной работы.

В первую очередь по проблемам глобализации автор проекта опирался на методологические основы работ З. Баумана, П. Бурдье, А. Шюца.

При анализе этнокультур руководством послужили работы Ю.В. Бромлея, Р.Ито, Г.Г.Громова, М.В.Крюков.

Степень разработанности проблемы. В современной социальной науке проблема обусловленности национального самосознания становятся объектом изучения.

Проблемами теории и практики национальных отношений занимались А.Г. Агаев, Э.А. Баграмов, Т.Ю. Бурмистрова, М.Н. Росенко, М.И. Куличенко, С.Т. Калтахчан, М.С.Джунусов и другие. Многие из их работ теперь уже устарели, а научные теоретические положения нуждаются в пересмотре; некоторые просто подлежат отрицанию как отжившие и не оправдавшие себя идеи и постулаты.

Последние годы прошли в поисках новых антидогматических подходов к изучению комплекса национальных проблем, процесса формирования национального эстетического самосознания, например работы Ф.С. Эфиндиева. В работах С. Никитина, Р.М. Баталова, И.М. Петербургского, в которых уделяется внимание описанию культуры марийского этноса через анализ быта, традиций, верований, языку, народному творчеству и т.д. В работах Н.С. Попов, О.А. Калининой раскрыты проблемы яркого выражения марийской этнокультуры через праздники и обряды. Подробное описание Артинского района отражено в работах Ю.И. Красильникова. Стоит отметить, что уникальные сведения о марийцах Урала передаются из поколения в поколение в словесной форме, они не отражены в специальной литературе. В результате чего происходит утеря уникальных знаний.

Несмотря на значительные успехи в исследовании актуальных национальных проблем, практически не исследуется вопрос о причинно-следственных связях взаимодействия этнической культуры и массовой в современном глобализированном мире. [15]

Глава I

Проблема сохранения природных ресурсов и культур в современном глобализированном мире

1.1Понятие глобализации. Достоинства и недостатки. Причины и история использования природных ресурсов. Особенности культуры общества потребления

Многозначность определений термина «глобализация» отражает подход к этому явлению через призму различных областей знаний человека об обществе.

Особенностью глобализации является всемирное значение и влияние на все сферы человеческой жизни, что обосновывает её объективный характер. Глобализация вписана в исторический процесс в силу своей объективности. Одной из особенностей глобализации является предоставленные ей средства мобильности. Как рассказывалось в книге Баумана «Глобализация»[11]: процесс глобализации тесно связывают с проблемой природных ресурсов. С появлением социальной мобильности капитал получил доступ к ресурсам независимо от места их расположения – он может «сесть на землю» и «выкачать из неё все соки», и, исчерпав ресурсы данной местности, перебазироваться на другое, не неся ответственности ни за культурное развитие, ни за рекреацию природных ресурсов. Подобные действия разрушают всё под девизом обновления: для реализации интересов капитала внедряется что-то, что приносит доход, манипулируя интересами масс, на территорию разных народов, тем самым оказывая влияние на их культуру, а с исчерпанием ресурсов и с исчезновением капитала на определённой территории, оставляют местный этнос на осколках их самобытности.

Инструментом реализации интересов капитала является массовая культура, которую «современные помещики» и вносят в культуры разных народов. Такое определение даёт нам весьма популярная интернет-инцеклопедия Wikipedia: «Культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка, массовая литература), средства массовой информации и т.п.».[12] Конечно же, культура – это способ передачи не только ценностей, а методов взаимодействия с окружающей средой и социумом, именно это и определяет то, что мы оставим будущим поколениям (духовное и материальное начало).

Особенности массовой культуры как инструмента реализации интереса капитала состоят в следующем: использовании как основы первичных потребностей человеческого бытия. Именно они являются общими для всех культур и народов в силу своей простоты и доступности (Потребности в пище, жилье, одежде, безопасности, общении). Именно на этой основе выстраивается рекламная политика, система вкусов и предпочтений, формируя общество потребления. Массовая культура оказывает влияние на всё большие массы людей, разрушая их самобытность, духовные и материальные ценности. Чтобы наглядно показать этот процесс, приведём в пример пирамиду Маслоу (см. рис.1)

Массовая культура базируется на нижнем ярусе пирамиды и не даёт индивиду подняться выше этих потребностей. Деньги становятся не средством самореализации, а целью. «За деньги можно купить кровать, но не сон. Книгу, но не ум. Женщину, но не любовь. Связи, но не друзей. Икону, но не веру. Место на кладбище, но не на небе». Смысл этого высказывания всё меньше и меньше понимается в системе общества потребления. В противовес ему мы слышим лозунг: «купи и будь счастлив».

В мире массовой культуры всё опирается на возможность потребления, следовательно: «деньги всему основа». Но, всё же, последнее слово остаётся за человеком и за его выбором. Процесс глобализации предоставляет только возможности, а субъект решает, как использовать их.

С исчезновением культур теряется адаптивная возможность человека выжить и продуктивно работать в непредвиденных жизненных ситуациях. Массовая культура создаёт тепличные условия для существования – индивид не способен выжить вне их.

В итоге можно констатировать 2 противоречивых движения: с одной стороны, подлинный интерес к этнокультурам, с другой - создание условий для их вымирания. Мы можем наблюдать, как одни и те же печатные издания публикуют статьи о том, что культуры малочисленных народов приходят в упадок, но при этом продолжают внедрять массовую культуру во все сферы жизни этих же народов. Получается своеобразная неразбериха: мы хотим помочь, но в итоге делаем всё только хуже. Мы пытаемся привлечь больше внимания к этой проблеме и начинаем искать публику. А где её искать? – конечно же, среди этих народов. Хоть они и малы по-отдельности – вместе они составляют весомую часть населения. Так и попадают малочисленные этносы под влияние нашей массовой культуры.

Процесс глобализации характеризуется внедрением новых технологий, обеспечивающих новые информационные возможности, инновационное, постоянно меняющееся производство, немыслимую скорость обращения капитала. Глобальное производство влечет за собой глобальное потребление природных ресурсов. Интересы локально проживающих этносов по сохранению и организации необходимого на данной территории природопользования в такой ситуации не принимаются во внимание.

На Среднем и Южном Урале в настоящее время сложилась очень тяжелая экологическая обстановка, особенно в связи с радиоактивным загрязнением. Экологические проблемы стоят здесь чрезвычайно остро.

Сильно изменена растительность Урала. В наибольшей степени пострадали леса, так как металлургическое производство развивалось на древесном угле. За три столетия его развития леса Среднего и Южного Урала подвергались неоднократной вырубке. В результате сильно изменился породный состав лесов и сократилась лесопокрытая площадь. Хвойные леса во многих местах уступили место малоценным мелколиственным, либо послелесным лугам. В предгорьях основные земельные массивы распаханы не только в степной и лесостепной зоне, но и в южной тайне.

Наиболее глубокие изменения природы, часто приводящие к нарушению существующих в природе взаимосвязей, исчезновению одних и появлению других, совершенно новых комплексов, подчас чуждых окружающей территории, связаны с горнодобывающей и металлургической промышленностью, которая развивается в некоторых районах Урала уже свыше трех столетий.

Так же подвержены антропогенным изменениям агроклиматические ресурсы Среднего и Южного Урала. Почвенные и агроклиматические ресурсы Южного и Среднего Урала позволяют в основном обеспечивать население многочисленных индустриальных центров Урала достаточно разнообразными продуктами питания. Но производство продуктов питания не выдерживает в силу своей повышенной себестоимости ценовую конкуренцию на рынке продуктов питания. Таким образом, имея свою собственную пищевую ресурсную базу, население урала развивает пищевую промышленность других регионов мира.

1.2Понятие этнической культуры

Вплоть до конца XVIII в. употребление понятия «этнос» было очень ограниченным. И лишь в XIX в. этот термин стал применяться в научной литературе в значении «народ». Во многом это заслуга известного немецкого этнолога А. Бастина, который рассматривал понятие «народный» и «этнический» как синонимы, а под понятием «этнический» подразумевал культурно-специфический облик народа [8. c.83]».

«Значительный вклад в разработку теории этноса в 20-е годы нашего столетия внес русский этнограф С.М. Широкогородов, который считал, что этнос – это форма развития и существования человечества. Согласно его определению, «этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличающих его от таковых других групп» [9. c.13]».

Для многих в обыденном понимании этноса важным является процесс воспитания, и такой турист будет требовать включения в этнотур в первую очередь знакомство с процессами освоения культуры в детстве, связанными с обучением.

Любое сообщество имеет свойственную только ему социальную структуру. Одно общество от другого отличается, прежде всего, по своему этнокультурному своеобразию, как sui generis оно выступает как всеобщая совокупность взаимопереплетений и взаимодействий человеческих отношений. Индивид осуществляет свою деятельность не изолировано, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в условиях данной социальной среды. В процессе взаимодействия людей социальная среда оказывает систематическое воздействие на индивида, равно как и он оказывает обратное влияние.

«Этническая культура - часть культуры этноса, которая воспринимается им самим и соседними народами как специфичная только для данного этноса, отличающая его от других. К этнической культуре относятся самобытные традиционные формы материальной и духовной культуры: архитектура жилища, убранство интерьера, костюм, национальная пища, обряды, обычаи, народное искусство и национально - специфические формы профессиональной художественной культуры. Следует различать понятия этническая культура и культура этноса. Культура этноса включает всю совокупность культурных явлений народа, в том числе иноэтничные заимствования, унифицированные формы культуры, общерегиональные черты, характерные сразу для нескольких народов, а этническая культура, равно как и язык, есть то главное, что отличает один народ от другого» [3]. Данное определение отображает все аспекты понятия «этнос»

«Этнические общности формируются под воздействием социально-экономических и природно-ландшафтных факторов. Это объективный закономерный процесс, который происходит на основе различия своих и чужих особенностей, отличительных черт. Поэтому очень важен опыт сохранения культур народов Кавказа, центра России и других регионов для разработки проекта по сохранению этнокультур на Урале. Человек является субъектом сознания и самосознания.

Глава II Возможности и тупики социально-культурных практик по сохранению природных и культурных ресурсов 2.1Проблемы сохранения природных ресурсов Свердловской области

Возможности и тупики по сохранению природных ресурсов в современном мире связаны с имеющимися на сегодня глобальными проблемами человечества.

Стала совершенно очевидной пагубность потребительского отношения человека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе.

Прежде всего, следует перейти от потребительско-технократического подхода к природе к поиску гармонии с нею.

Одной из мер, направленных на улучшение взаимоотношений человека и природы, является разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно — энергетических источников (нефть, уголь), имеющих для жизни человечества важнейшее значение.

Однако ощутимый эффект все это может дать эффект лишь при условии объединения усилий всех стран для спасения природы.

Поэтому в настоящее время наблюдается неподдельный интерес к вопросам рационального использования природных ресурсов на основе сохраненной натурфилософии этносов.

Развиваются в этом направлении этнографические, социально- демографические, культорологические исследования, которые предлагают внедрение этно- и эко-туризма на территориях, где сохранились необходимые для информационного обмена ресурсы. и т.п. Подобные виды деятельности позволяют понять самим представителям народа, что их культура ещё не забыта и представляет ценность.

Этнотуризм должен охватывать не только знакомство с костюмами народа, его песенным и мифологическим творчеством, но и знакомство с системой воспитания, окружающей место проживания природой, типами хозяйствования, как типами взаимодействия с окружающей средой. Так же этнотуризм напрямую связан с характеристикой принимающей стороны, развитием этнического самосознания, желанием демонстрировать культурные достижения своего этноса, его пониманием ценностей и основ своей культуры. Часто индивиды, составляющие его, не готовы к приему туристов. Это, возможно происходит по следующим причинам. «Люди, не удовлетворенные в настоящий момент социальным статусом, предоставленным им как членам группы меньшинства, могут попытаться покинуть свою группу», очень часто, имея пропагандируемые массовой культурой идеалы красоты, мы можем наблюдать то, что расовое меньшинство желает ассимилироваться, потерять свою расовую идентичность. Большую роль в самосознании этноса играет его экономическая независимость. Для малочисленных народов это, как правило, сельское хозяйство. Упадок сельскохозяйственного производства в нашей стране не лучшим образом сказался на самосознании этносов. Большую роль в самосознании этноса играет его экономическая независимость. Для малочисленных народов это, как правило, сельское хозяйство. Упадок сельскохозяйственного производства в нашей стране не лучшим образом сказался на самосознании этносов.

Поддержание культурных основ и ведения традиционного хозяйства через выделение грантов, программное финансирование без опоры на экономическое развитие этноса, ведет к иждивенчеству, забвению культурных основ и театрализованности.

Ошибочно предполагают, что туризм поможет становлению культур и этноса. Туризм в таком понимании служит консервации культурного наследия через его театрализацию, что, безусловно, никак нельзя назвать бесполезным для развития и становления этнокультур, но, все же, недостаточным. Ведь именно театрализация культуры помогает нам понять все её особенности. Мы же не можем просто взять и телепортироваться в прошлое, чтобы увидеть, как жил народ при расцвете его культуры. Поэтому подобные представления позволяют уловить суть культуры народа. Также они помогают самим представителям этноса «законсервировать» свою культуру и не дать ей смешаться с идеалами массовой. Это значит, что подобные вещи помогают представителям этноса вспомнить свои обычаи, традиции и культуру в целом.

Помогает сохранению культуры и её исследование. Подобный аспект крайне важен в освоении этнической самобытности, т.к. при проведении социологического исследования, мы можем дать возможность людям вспомнить те аспекты их культурного поля, которые они начинают постепенно забывать. При нашем исследовании мы опрашивали жителей этнической деревни «Курки»: было заметно, как под воздействием подобного опроса, люди начинали вспоминать свои культурные особенности. Это всего лишь воспоминания, но именно они позволяют представителям малочисленного этноса понять, что их культура ещё не забыта и к ней проявляют интерес другие люди.

Туризм – это в первую очередь закрепление традиций, песенного творчества, обрядовой деятельности и др. через театрализацию. Но процесс театрализации не спасает культуру от исчезновения, а лишь закрепляет ее наиболее эмоциональные основы от исчезновения, театрализация позволяет лишь законсервировать культуру, а не возродить её. Например, молодое поколение некоторых этносов почти не знает своих обычаев, традиций и т.д. Во время самого процесса представители этноса лишь вспоминают обычаи своих предков, которые были в ходу лишь несколько веков назад, до прихода к ним представителей массовой и других культур. Вспомнить свои обычаи недостаточно – нужно же их поддерживать и развивать. В этом состоит главный тупик развития туризма, как театрализации культурного поля. Также есть противопоставление и в самом этнотуризме. Этнотуризм это «детище» массовой культуры и почти все представители этого движения её приверженцы. То есть - говорится о том, что нужно сохранять малые этносы. Этнотуризм – способ консервации, но не сохранения.

Это значит, что этнотуризм как направление имеет и отрицательные аспекты. Мы видим, как силой становления массового туризма погублено динамичное развитие культур американских индейцев, части этнического населения Европы и т.д.

Из подобных историй и высказываний можно сделать вывод: главная возможность спасения этнокультур это проявление к ним интереса. Этнотуризм является главным аспектом проявления такого интереса. Он помогает также понять и собственную культуру, т.к. без понимания соседних культур ты не поймёшь собственную. Но у подобной практики есть и свои недостатки: они заключаются в таких вещах, как театрализация, и массовое сознание «этнотуристов». Как упоминалось выше: театрализация культуры этот тот вид деятельности, который помогает представителям этноса вспомнить их обычаи, традиции и т.п. Но просто театрализации не достаточно, она лишь консервирует культуру, а надо именно продвигать её развитие. Подобная деятельность не может этого дать. Также недостаток подобной практики может быть в неопытных этнотуристах, которые, вместо того, чтобы практиковать попытки восстановления и развития культуры, только её портят.

2.2 Артинский район и его природные ресурсы

Артинский городской округ расположен на крайнем юго-западе Свердловской области. Районным центром является посёлок городского типа Арти. Район входит в состав аграрно-промышленного Предуралья. 48 % площади района составляют сельскохозяйственные угодья, 38,5% - леса, 6,8% - находится под населенными пунктами.

Артинский район как территория, приближенная к Южной части Урала, имеет множество географических особенностей. По территории, в которую входит Артинский район, проходит граница двух природных зон – лесной и степной. Этим объясняется создавшиеся здесь природные условия. Артинский район занимает четвёртое место в таблице распределения районов Свердловской области по количеству памятников природы областного и государственного значения. По территории района протекает река Уфа – её длина 918 км, общая площадь бассейна 53100 кв. км., в неё впадает в р. Артя. В старых описаниях, хранящихся в музейных архивах, река именовалась как Арта. «Арта» - измененное слово тюркского происхождения. На языке татар «артау» означает «крутой», «своенравный», «нарывистый». Очевидно, река была названа так за её полноводность и своенравность. Село Пристань расположено в 5 км от р. Уфы по реке Арте.

Из трёх памятников природы межгосударственного значения, имеющихся в Свердловской области, два находятся на территории Артинского района. Один из них Сабарский заповедный участок темнохвойно-широколиственных лесов. Сабарский заповедный участок темнохвойно-широколиственных лесов – это ландшафтный памятник природы.

Территория памятника расположена в западных предгорьях Среднего Урала, в среднем течении реки Уфы, по обоим её берегам, северо-западнее деревни Комарова, в 25 км от поселка Арти, по Границе с Нижнесергинским районом. Предельные абсолютные высоты достигают 485 м. Рельеф местности характеризуется высокими увалистыми равнинами, сильно изрезанными долинами рек и оврагов. Существенную роль здесь сыграли карстовые явления. Данный участок леса в значительном объеме не тронуты активной деятельностью человека, и представляет собой уникальный эталон хвойно-широколиственных лесов Западного Предуралья. Здесь видно отсутствие воздушной эрозии и признаки антропогенного смыва почв. Территория заказника является научной базой для проведения фундаментальных исследований в области морфологии растений, флорогенетики и др. наук.

Уникальность природных ресурсов, относительно хорошей (по сравнению с другими районами Свердловской области) развитой инфраструктурой (наличие дорог, комбинатов питания, связи, коммуникационных служб, терпимое наличие мест проживания, автотранспортное обслуживание) дополняется наличием уникальной культуры народов, проживающих на ее территории.

Второй природный памятник – гора Кашкабаш. Это гора на правом берегу реки Уфа, в 2 км на восток от деревни Курки. Односторонний отвесный склон, в виде нагромождения блочных камней, поставленных друг на друга как крепостная стена. На отдельных камнях можно обнаружить цифры и старинную надпись "Гипсъ". Сложена скальными обнажениями, песчаниками, глинистыми сланцами, представляющими вскрывшийся разрез Артинского яруса нижнего отдела Пермской системы. В 1873г. Исследователь А.П. Карпинский посетил окрестности Артинского завода, в частности гору Кашкабаш. Здесь он впервые в истории геологической науки обнаружил остатки особых ископаемых моллюсков-аммонитов, раковины которых свёрнуты в спираль. Открытие артинского яруса А. П. Карпинский считал «самым важным результатом своих исследований на Урале»

Уникальность природных ресурсов, относительно хорошей (по сравнению с другими районами Свердловской области) развитой инфраструктурой дополняется наличием уникальной культуры народов, проживающих на её территории.

2.3 Артинский район – место компактного проживания марийцев

Марийцы Артинского района сохранили свое самобытное мировосприятие, религию в форме язычества, проникнутого и переплетенного натурфилософскими концепциями. Мировоззрение марийского населения находит свое воплощение в удивительно красивой самотканой одежде, народных песнях, календарных обычаях и обрядах.

Осмысление духовного наследия народа, стремление многих людей приобщиться к нему привело к возрождению у марийцев очень популярного в прошлом праздника Ага-Пайрам. Его проводят после окончания весенних полевых работ в Артинском и Красноуфимском районах уже несколько лет. На эти праздники собираются люди из всех окрестных деревень, программу составляют песенно-хореографические ансамбли из разных марийских деревень. На праздниках поют старинные гостевые песни, играют на барабане и гармошке, угощают блюдами традиционной кухни. Частью праздника стали и песни, созданные современными поэтами и музыкантами. В местах пребывания марийского населения возрождается свадебная обрядность с магическими действиями и ритуалами. На свадьбах поют не только старинные песни-пожелания, там можно услышать и редкий в наше время жанр – причитание невесты перед отъездом из родительского дома. Играют не только на гармошке, но и на волынке – шовыр.

Марийцы Артинского района смогли сохранить народные традиции, среди них трудно найти человека, не знающего хотя бы на бытовом уровне родного языка. Яркие и нарядные национальные костюмы есть едва ли не в каждом доме. Есть и мастерицы, которые могут их сшить. И почти каждый знает свою большую родословную. Невозможно не согласиться с утверждением: «Обращение к родной культуре – залог хорошего будущего». И такому отношению самосознания народа к своей культуре можно позавидовать.

Название народа пошло от слова «мари», «марий», что означает «муж», «мужчина». Древнерусское название марийцев – черемисы. Но сами они себя так не называли. Марийцы Урала до наших дней не утратили территорий проживания, освоенных их предками в XVI – XVII вв., и сохранили многие праздники и обряды родной культуры. В основном марийцы – сельские жители.

Итак, объем собранного материала позволяет говорить о проектах этнотуризма в Артинский район, где туристы смогут познакомиться с культурой одного из коренных народов Урала. Вниманию туристов могут быть предоставлены не только выступления фольклорного ансамбля. Праздники – составная часть жизни каждого народа. Туристам обязательно повезет. Они будут гостями или на свадьбе, или на празднике урожая, или на дне рождения.

Интересны взгляды марийцев на природу. Туристы, посещая минеральные источники, заповедные участки, отдыхая на пасеке, могут услышать поговорку, в которой выражена взаимосвязь природы и человека: природа жива – человек жив, природа умрет – человек умрет.

В природе марийцы нашли источник удовлетворения жизненных потребностей, многое в ней одухотворили и обожествили. В чистоте содержали водные источники и даже не разрешали возле них кричать и грубо разговаривать, чтобы не обидеть Богиню матери воды. Родник для марийцев не просто вода, но и место поклонения богам и духам. Наиболее почитаемые родники обрастали священными рощами. В то же время вода была таинственной и опасной, в ней обитали разные духи и русалки.

Мир, в котором живут марийцы – это мир леса. Лес дает защиту, жилье, пищу. Ничего удивительного, что при намерении срубить дерево человек обращается к его духу-хранителю и объясняет свою нужду в дереве, при этом, просит простить за причиненный вред. Многие марийские сказки заканчиваются поучением: заходи в лес гостем, уходи добрым хозяином. Самым почитаемым деревом является береза. Она воспета в песнях, упоминается в сказках, поговорках, в молитвах. В магических целях марийцев используют рябину. Рябиновыми ветвями хлещут животных, когда весной первый раз выгоняют их на пастбище, колотят по стенам построек для избавления от нечистой силы, парят новорожденного, чтобы оберечь его от болезни. В каждой марийской деревне растут и охраняются так называемые родительские деревья, посаженные предками по случаю болезни или несчастного случая. Чрезвычайно обширны и разнообразны способы использования даров растительного мира в лечебных целях.

В сказках животные во многом похожи на человека и даже понимают речь людей. Многие животные наделялись охранительной силой. Так, заячью лапу охотники брали в лес как символ удачи, медвежью лапу использовали в качестве оберега от болезней, шерсть собаки подкладывали под углы дома для благополучия. Развитие этнотуризма в Артинском районе решает следующие задачи:

  1. В людях крепнет чувство своей этнической принадлежности, укрепляются и развиваются традиции;

  2. Местное население не забывает свою историю, не забывает свой язык, пусть небольшого народа, но народа с уникальными культурными традициями;

  3. Помогает развитию въездного туризма на Урале. Например, для финнов марийская культура сегодня представляет большой интерес, как культура родственного народа. Граждане Финляндии активно изучают культуру марийских народов и с удовольствием посещают эти места;

  4. Обогащает культурным наследием народы, проживающие рядом, какими являются русские, татары, удмурты, башкиры и т.д.

  5. Выполняет значительную рекреационную функцию;

  6. Формирует иммунитет к излишествам массовой культуры;

  7. Выполняет образовательную и воспитательную функции.

Глава III

Проектная часть

Этнокультурные проблемы и развитие национального самосознания в настоящее время приобретают особую значимость как проблемы сохранения генофонда человечества. В связи с этим возникает необходимость всестороннего изучения этносоциальных и этнокультурных процессов. Невозможно раскрыть общие закономерности и специфические особенности формирования и развития национального самосознания без этнической культуры.

Практическая часть включает:

  1. Посещение и описание природных объектов в комплексе с этнокультурной составляющей;

  2. Внесение предложений по разработке этно-тура на базе марийской деревни Курки;

  3. Проведение социологического исследования среди жителей.

  4. Участие в конференции «Традиционная культура финно-угорских народов в условиях глобализации»

  5. Создание видеоролика «Культура марийского народа села Курки» и рекламных буклетов.

  6. Участия в конференции «Этнос и природа»

  7. Участия в фестивале «Единство с природой»

  8. Организация фотовыставки на базе гимназии №94

Итак, объём собранного материала позволяет говорить о возможности роста этнического самосознания марийского населения на основе сохранения и трансляции этно ценностей данного народа.

Согласно разработанной нами теории мы предлагаем первые шаги в комплексном подходе к данной проблеме: включение в фрагментов жизни этноса в туристский бизнес в сочетании с другими формами деятельности.

Проблема исследовательской части: разрушение самобытности и ценностей культуры малочисленных народов.

Цель исследовательской части: содействовать развитию и сохранению культуры Уральских марийцев.

Задачи:

  1. Познакомиться с культурой и бытом марийцев, увидеть мир этого народа своими глазами.

  2. Выявить этнокультурные ресурсы на территории проживания марийцев.

  3. Посетить культурные центры: библиотеку, этнографический музей, муниципальное образовательное учреждение на территории с. Курки.

  4. Провести социологическое исследование среди жителей с. Курки

  5. Принять участие в празднично-обрядовом мероприятии: «Марийская свадьба»

  6. Разработать туристический маршрут с проведением по этому маршруту экскурсии.

  7. Принять участие в конференции «Традиционная культура финно-угорских народов в условиях глобализации».

  8. Принять участие в подготовке фестиваля.

Методы реализации задач:

  1. Метод наблюдения;

  2. Метод социологического исследования;

  3. Описание;

  4. Картографический;

  5. Математический;

  6. Мультимедийный;

  7. Выставочная деятельность;

  8. Деятельностно-организационный.

Способы реализации:

  1. Участие в театрализованном празднике «Марийская свадьба»

  2. Проведение социологического исследования среди населения с. Курки. Обработка данных и аналитическая характеристика исследования.

  3. Разработка туристического маршрута и проведение экскурсии по этому маршруту.

  4. Участие в конференции «Традиционная культура финно-угорских народов в условиях глобализации»

  5. Участие в Фестивале.

Результат проектной работы:

  1. Укрепление и развитие традиций, истории, языка марийского народа.

  2. Помощь в развитии въездного туризма

  3. Выполнение образовательной и воспитательной функции

  4. Привлечение внимания к проблеме марийского народа общественности

3.1Разработка туристического маршрута

Программа тура по артинскому району

«Четыре стихии»

Карта путешествия(см. рис. 13)

Время

Проводимые мероприятия

 

0800-0830

Сбор группы в Екатеринбурге на заранее согласованном месте. Краткое знакомство с группой. Проведение инструктажа.

 

0830-1100

Посадка в автобус. Туристам выдаются буклеты с кратким описанием маршрута тура. Знакомство с группой, водителем. Проводится инструктаж по технике безопасности. Отправление автобуса.

Во время следования автобуса – экскурсионное обслуживание: краткий рассказ о путешествии, описание проезжающих нами объектов, история марийского происхождения и понятие о народе.

 

1100-1330

Экскурсия по Артинскому музею

1330- 1430

Обед в столовой

1430- 1630

«Стихия Воды». «Стихия Земли». Экскурсия на Теплый ключ. Сабарский увал. Д. Комарово. Вода в мифах народов Артинского района (марийцев, татар, русских)

1630- 1830

с. Курки. «Стихия Воздуха». Интерактивная программа: «Эти удивительные Мари» (знакомство культурой марийского народа, сказания, былины, песни, пляски, ручное ткачество). Национальная кухня. Приглашение на свадьбу. Уникальная возможность познакомится с марийским языком, свадьба идет на 2-х языках. Конные прогулки. Участие в сельскохозяйственном труде. Ведет программу народный ансамбль «Нежил сем» (национальные костюмы, инструменты, на которых играют сами участники музыкального коллектива).

1830-1900

Ужин «Национальная кухня» в Доме культуры (приготовление на базе школьной столовой)

1900

Отъезд в г. Екатеринбург

Продолжение описания тура

   

1300-1330

Отъезд на экскурсию в Особо охраняемые природные территории.

1330-1415

Артинский ярус «Стихия земли»

1415-1515

д. Комарово. Произрастание Женьшеня

1515-1615

Встреча с Лешим – Хозяином леса, «испытания» для туристов. Веревочные городки – прохождение огня, воды и медных труб. Обряд «Единение с Природой». Вручение памятных знаков и сувениров.

1615-1945

Окончание тура. Посадка в автобус, отъезд в Екатеринбург. По дороге предусмотрена одна санитарная остановка. На обратном пути следования автобуса экскурсия сопровождается аудио- и видеоматериалом. Прибытие в Екатеринбург.

Во время тура экскурсоводы читают стихи Артинских поэтов.

Безопасность обеспечивается по линии отдела ГО ЧС Артинского городского округа, согласованы места стоянок маршрута. Заключены договора (см. приложения). Пункты питания согласованы с Центром госсанэпидемнадзора.

Необходимо для участия в туре – одежда по погоде, фотоаппарат, необходимые средства личной гигиены и личной аптечки (индивидуально)

Ценовая доступность

Согласно проведенным маркетинговым исследованиям, цена данного тура является приемлемой для выбранной целевой аудитории и находится в ценовых пределах туров на 2 дня, проводимых в Свердловской области.

Цена туров будет составлять 1200-1500 рублей.

Итак, для реализации туристского проекта мы имеем:

  1. Автодорожное сообщение до Артинского района 180 км от г. Екатеринбурга и в Артинском районе;

  2. Автотранспортные предприятия;

  3. Налаженную сотовую и спутниковую связи;

  4. Комплекс комбинатов оказывающих услуги питания (туристов готовы принять два кафе, расположенные в поселке Арти;

  5. Гостиницу в п. Арти (малокомплектную);

  6. Гостиницу в п. Малая Тавра (бывший детский садик);

  7. Фото и кино лаборатории;

  8. Сеть магазинов, аптек;

  9. Развитую сеть очистных сооружений, коммуникации;

  10. Сельские и поселковые клубы, Дома культуры.

3.2Социологические исследования. Опрос

Изучение этносов осуществляется с помощью различных подходов и методов, в выборе которых нет единодушия среди специалистов. Например, авторитетные американские профессора Р. Макинтош, Ч. Голднер и Б. Ритчи рекомендуют социологический подход.

Объектом нашего социологического исследования являются жители

марийского села Артинского района. Предметом изучения является проявление национального самосознания респондентов. Цель данного исследования – выявить возможности активизации национального самосознания для сохранения и развития культурного наследия малочисленных народов на примере марийцев, компактно проживающий на отдалённых территориях Свердловской области.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать состояние социального самосознания.

  2. Охарактеризовать детальную картину занятости населения этнографических поселений.

  3. Выявить социальную значимость самобытной культуры для её представителей.

  4. Рассмотреть перспективы развития культуры малочисленных народов.

  5. Анализируя все данные, сделать вывод о влиянии на психологию и самосознание представляемого этноса массовой культуры.

В рамках проекта нами был проведён соц. опрос. Он должен был удовлетворить интерес к изучению марийской культуры, также показать степень развитости проблемы. Для опроса нами были разработаны анкеты под разные возрастные категории населения. Опрос даёт нам представление о состоянии этнического самосознания. Участниками опроса стали марийцы с. Курки. С выбором респондентов мы не ошиблись, т.к. марийцы охотно отвечали на все вопросы и делились своими представлениями о культуре.

В Данном опросе приняли участие 400 респондентов. Анкеты заполняли как мужчины, так и женщины. Из них 200 детей. Поэтому мы можем сравнить по отношению к культуре повседневной жизни представителей этнического села от взрослых до детей. По результатам анкеты мы видим, что большинству людей нравится жить в деревне(324 респ.), но желание переехать в город всё же превышает желание остаться в деревне. Процент планирования взрослых переехать в город расходится с планами детей, взрослые всё же больше стремятся покинуть село в силу отсутствия развёрнутой системы образования, а так же из-за отсутствия работы. Конечно сферы, в которых хотели бы трудиться дети, отличаются от работы взрослых. Сбыт сельскохозяйственных продуктов, как отмечают взрослые (144 респ.), довольно сложен, потому что они не выдерживают конкуренцию с ценами китайских продуктов питания. Основная масса мужского населения работают на вахтах (75 респ.) или занимаются сезонными работами (48 респ.). Женщины заняты в системе бюджетного финансирования (45 респ.) или так же занимаются только сезонными работами (60 респ.). Фермерское хозяйство (из-за высоких затрат в Свердловской области энергоресурсов) пришло в упадок.

Взрослое население не чувствует и не видит возможности проявить свои национальные качества, полученные от этноса в адаптации к самореализации, поэтому культурой этноса не интересуются и не развивают её, хотя большинство отмечают, что знание культуры необходимо (304 респ.).

Исходя из данных социологического опроса, были разработаны приоритетные направления для восстановления этнического самосознания.

  1. Введение в сельской школе изучения родного языка

  2. Разработка экологических троп

  3. Развитие самосознания через обращение к истокам культуры (праздники, конкурсы, обряды, выставки)

  4. Сформировать этнокультуный лагерь, в котором будут находиться и дети, и взрослые (см. рис. 17-20).

  5. Развитие этнотуризма

3.3Участие в конференции «Этнос и природа»

В рамках проекта мы поучаствовали в научно-практической конференции на тему «Этнос и природа». На данном этапе работ нам удалось ещё больше углубиться в марийскую культуру. В этой конференции выступали представители не только марийского этноса, но и делегация из Удмуртии. Однако объектом нашего исследования они не являются, так что не стоит углубляться в подробности.

На конференции обсуждались особенности марийской культуры. Также были затронуты проблемы её продвижения в системе глобализированного мира. Перед нами выступал хор марийских бабушек «Ныжыл Сэм» (см. рис. 20-21). Параллельно с музыкальными композициями руководитель хора рассказывала о марийских традициях, обычаях, обрядах. Среди этого коллектива присутствовали молодые девушки. Это позитивный аспект данной конференции, т.е. молодое поколение заинтересованно в продолжении культуры.

Также был эпизод наглядного взаимодействия культур, т.е. русский народный хор УГЛТУ поучаствовал в марийских обрядах, а именно в свадьбе и проводах в армию.

Стоит упомянуть, что на конференции было принято решение присвоении звания «Народный ансамбль» коллективу «Ныжыл Сэм».

3.4Участие в фестивале «Единство с природой»

Недавно на базе п. Кедровка прошёл фестиваль «В единстве с природой».

Фестиваль «В единстве с природой» проводился в целях:

  1.  
    1. Содействия развитию национальных и культурных традиций коренных народов по сохранению и рациональному использованию природных ресурсов;

    2. Взаимодействия между творческими коллективами и образования подрастающего поколения.

Задачами фестиваля являлись:

Сохранение и развитие национальных культур народов, языка.

Привлечение внимания широкой общественности к национальным этнокультурам.

Привлечение к участию в Фестивале молодежи, укрепление эстетических и нравственных ценностей общества.

Обмен творческими и культурными традициями, идеями.

Формирование интереса публики к этнической культуре народов, экологическому образованию.

Фестиваль проходил в период с 07.09.2013 по 09.09.2013г. На нём поднимался вопрос сохранения природных ресурсов в местах проживания малочисленных народов Урала. Была организована выставка марийского народного творчества, Венгерское консульство представляло экспозицию, рассказывающую об истории венгерского народа.

Приехал кукольный театр из Челябинска с этнокультурной программой на двух языках.

По итогам фестиваля, после награждения участников, было принято решение продолжать данное мероприятие ежегодно, с включением в него научно-практической части.

Заключение

Из нашей работы вытекают выводы:

- мы смогли разработать и обосновать категориальный аппарат, т.е. у нас получилось обосновать гипотезу и прийти к решению проблемы, поставленной перед нами.

- Анализ этнокультур на основе литературных источников долго занимал наше внимание. Мы штудировали труды различных учёных как отечественных, так и зарубежных. Часть проекта построена на критике или согласии с различными высказываниями или теориями. Если судить по количеству литературы на данную тему, можно сделать вывод: множество учёных до нас были вовлечены в изучение этой темы.

- Также мы рассматривали проблему межкультурного взаимодействия. На основе прочитанной литературы нам становится ясно, что подобное зависит от большого количества аспектов: этноцентризм, этнодоминантность, национализм и т.д. На основе изучения данных факторов можно сделать вывод, что межкультурное взаимодействие сложно в изучении и постижении. Люди разных культур относятся друг к другу по-разному – всё зависит от факторов, указанных мною выше и особенностей данного этноса.

- Нашему исследованию поддалось место компактного проживания марийского этноса, т.е. Артинский район. Разумеется, в нём проживают не только марийцы, но именно они стали объектом нашего изучения. В нашем проекте рассказывается обо всех природных ресурсах данной местности. Мы тщательно изучили Артинский район и предлагаем по нему тур.

- В дополнение, нами был проведён соцопрос местного населения Артинского района, в нём приняло участие большое количество респондентов. Результаты нашего опроса вы можете увидеть в практической части и приложения в виде диаграмм.

- Наш алгоритм действий по сохранению этнокультуры изложен в теоретической части и основан на высказываниях и предложениях различных деятелей науки в области этнокультуры, этнопсихологии и т.п. Если учитывать все минусы современного мира, то подобную теорию сформулировать несложно.

Список используемой литературы

  1. Природные основы общественной жизни // http://socfil.narod.ru/glava_2_3.htm

  2. Федотова Ю.И., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: учебник / Ю.И. Федотов, И.Е. Востоков; под ред. В.А. Таймазова, Ю.И. Федотова. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Советский спорт, 2008.

  3. Толковый словарь Российского Этнографического Музея.

  4. Козин Н.Г. Бегство от России. Саратов, 1996.

  5. Татаринова Л.Г. Этническое самосознание в полиэтничекой среде. Саратов, 1999.

  6. Крашенинников К.А. Темпоральные аспекты этногенеза. Саратов 1993.

  7. Де-Вос Дж. Этнический плюрализм.

  8. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000.

  9. Широкогородов С.М. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. – Шанхай, 1923.

  10. Садохин А.П. Этнология: Учебник. – М.: Гардарики, 2002.

  11. Бауман З. Глобализация

  12. www.Wikipedia.com

  13. Библия. Книги Священного писания Нового и Ветхого заветов. М.: Издание Московской Патриархии, 1988.

  14. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм// Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.

  15. Эфендиев Ф.С. – Современное национальное эстетическое самосознание

  16. Дурович А.П. Организация туризма – СПб.: Питер, 2009.

  17. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003

  18. Исмаев Д.К. Организация въездного туризма в Российскую Федерацию: Учебно-практическое пособие. М.: МАТГР, 2005.

  19. Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник/ Г.А. Аванесова, Л.П. Воронкова, В.И.Маслов, А.И.Фролов; Под ред. Л.П. Воронковой. – М.: Аспект Пресс, 2002.

  20. Биржаков М.Б. Введение в ТУРИЗМ: Учебник – Издание 7-е, переработанное и дополненное. – СПб.: «Невский фонд» - «Издательский дом Герда».

  21. Полухина А.Н. Повышение роли этнотуризма в контексте развития региональной экономики//Региональная экономика: теория и практика, 2007. - №17.

  • Антипин А. Жизнь с косой // Русский репортер. № 35 (114) 17-24 сентябрь 2009

  • Елагина Е. Артинский район: дорога в мечту детства // Журнал путешествий «Билеты есть». Вып. № 11-12 (45-46) 2008. С. 10-11.

  • Саломатин К. Арти // Русский репортер. № 22 (101) 11-18 июнь 2009

Приложения к проекту

Рис.1

Пирамида Маслоу «Развитие потребностей человека»

Рис.1 Ваш пол

Рис.2 Ваш возраст

Рис. 3 Хотели бы вы переехать в город?

Рис.4 и 5 Планируете ли вы переехать в город?

Рис. 6 Сферы, в которых трудятся респонденты

Рис. 7 Кем вы работаете или вем бы вы хотели стать?

Рис. 8 Носите ли вы национальную одежду?

Рис. 9 Какие вы используете элементы национальной культуры в повседневной жизни?

Рис. 10 Как вы считаете, знание культуры современных народов необходимо?

Рис. 11 Как к представителям марийского этноса чаще всего относитесь вы?

Рис. 12 Вы гордитесь, что вы представитель марийского этноса?

Рис. 13 Карта тура по артинскому району

Рис. 14 Село Курки

Рис. 15 Девственные леса

Рис. 16 Бардынские пещеры

Рис. 17 Этнокультурный лагерь

Рис. 18 Этнокультурный лагерь

Рис. 19 Этнокультурный лагерь

Рис. 20 Этнокультурный лагерь

Рис. 21 Мастер-класс по ткачеству

Рис. 22 Мы были потрясены великолепным выступлением коллектива «Ныжыл Сэм»

1 Андреев А.. Этническая революция и реконструкция постсоветского пространства. ОНС. 1996. N 1.

Этнос – состояние или процесс? (Ландшафт и этнос: XI) // Вестнике Ленинградского ун-та. – 1971. – N 12. вып. 2. – С. 86-95.

Просмотров работы: 4418