К ПРОБЛЕМЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

К ПРОБЛЕМЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Процесс самореализации общественного сознания, его проявление происходит через совокупность множественности различных коммуникативных связей в общества и его элементов и подразумевает развитую коммуникативную цепь. Как отмечает Т.В.Бородина, в человеческом обществе коммуникация и общение выступают в разных качествах: это передача информации, взаимообмен эмоциями, трансляция опыта, обучение, социализация1.

Данные качества коммуникации способствуют сплочению индивидов в общество, а общества сплачиваются в единую глобальную систему, в мир глобального туризма, туризма как феномена бытия и способа самореализации общественного сознания.

Через туризм выражается интенциональность общественного самосознания, которую мы видим как "формирование социального заказа". Поэтому туризм обладает способностью воспроизвести и отразить палитру социальной жизни, ее гармонию и дисгармонию.

Содержание и сущность туризма, направленность его на те или иные объекты бытия формируется под воздействием многочисленных социальных и культурных факторов. Выбор туристского путешествия всегда социально обусловлен.

Слухи, мифы, недосказанность в СМИ, рекламе, сложившиеся стереотипы в общественном мнении влияют на направленность интересов в обществе и структурируют форму туристского воздействия, как форму осознания общественного развития и бытия. Туризм выступает как форма социальной коммуникации.

Выявляя реальную роль туризма как феномена, отражающего общественное сознание, приведем для примера те социальные явления, которые наиболее ярко отражаются на развитии самого туризма. Например, проявление социальной апатии значительных слоев населения постсоветского общества.

Туризм способствует передаче культурных образцов по вертикали, от поколения, к поколению «которое характеризует комплекс средств, способов и форм накопления, фиксации, трансляции и распространения культурного арсенала, осуществляет механизм функционирования социальной (внегенетической) памяти человечества»2.

При помощи туризма осуществляется и горизонтальная передача культурных образцов. Например, распространение культур, обычаев одной местности среди народов другой местности. При помощи различного вида туристского взаимодействия происходит как бы диффузия культур, т.е. происходит усвоение, адаптирование мыслительного материала одной культуры к другой.

«Коммуникация помогает усилить имеющиеся в обществе диспозиции, делая неявное явным. Коммуникацию можно рассматривать как интенсификациюимеющихся коммуникативных интенций, перевод их в более технологическую форму, под которой мы понимаем достижение прогнозируемого результата в отличие от случайного процесса»3. В таком случае сущность экскурсионной деятельности будет рассматриваться через взаимосвязь с рядом фундаментальных категорий, таких как социальная связь, социальное взаимодействие, потребности, деятельность, общественные отношения.

Во всех исследованиях советского периода в качестве основной, базовой модели коммуникации рассматривалась схема “источник - послание – канал – получатель”. Эта линейная схема во многом определяла направление исследований - от проблем кодирования информации, семантической адекватности послания, до специфики восприятия получателя, эффективности и прагматики коммуникационных процессов. Линейность не вызывала сомнений, и сам термин “коммуникация” воспринимался не иначе как общение с целью запланированного воздействия, изменения отношения получателя в нужную источнику сторону. Естественно, экскурсионная деятельность в тот период рассматривались только исходя из линейной схемы. Государство – государственная идеология – экскурсовод, как ее носитель – массовая экскурсионная аудитория, на которую оказано соответствующее идеологическое воздействие.

В современной практике экскурсионного воздействия “убеждающим коммуникациям” (persuasive communications) по-прежнему отводится значительная роль. Однако, на финальной стадии коммуникационного процесса индивид воспринимает те послания, которые связаны с его интересами, созвучны его отношениям, конгруэнтны с его надеждами, ожиданиями и поддерживают его ценности.

Огромное значение в функционировании экскурсии как виду социальных коммуникаций придается невербальному общению.

Мы знаем, что значительная часть невербальных текстов вообще не может быть переведена в код какого-либо языка без существенной потери их смысла для партнеров. Невербальная коммуникация представляет собой непосредственный канал передачи личностных смыслов в экскурсионной деятельности.

В данном анализе лучше воспользоваться определениями, которые дала Лабунская В.А. Невербальное общение – наиболее широкое и абстрактное понятие. Невербальное общение - это средство передачи информации, организации взаимодействия, формирования собственного образа, представления о партнере, осуществления влияния на другого человека невербальными средствами. Невербальное общение в понимании социальной психологии влечет за собой изменения в когнитивной и эмоциональной сфере личности, в области отношений и взаимоотношений, в формах поведения и способах обращения к другим людям. Невербальное поведениевключено в понятие невербального общения. Его характеризуют целостность, или континуальность, непроизвольность и вариабельность. Невербальные коммуникации – данное понятие включено в понятие невербальное поведение. Под невербальными коммуникациями понимается «система невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точности, которая в той или иной степени отчуждена и независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как лингвистическая знаковая система»4.«Невербальный символ, обращенный к человеку посредством жизненных форм разного происхождения, может быть наиболее репрезентативным элементом особого рода языка, языка эстетических значений»5. Невербальный символ способен передавать и подразумевать смыслы, выступать в интимно-побудительной функции. Невербальный символ можно трактовать как культурный уникальный феномен.

Человек получает информацию по всем имеющимся у него каналам. Но часть из них носит особый характер для общения. Это, в первую очередь, визуальная коммуникация. Имея такой мощный визуальный канал, человечество несомненно ведет по нему не только передачу информации, но и определенное накапливание информации. Еще Ницше в своих афоризмах написал: «Люди свободно лгут ртом, но рожа, которую они при этом корчат, все-таки говорит правду»6. Эти слова достаточно точно передают как автономный характер передачи информации по визуальному каналу, так и то, что мы не умеем в равной степени контролировать визуальный канал, как это делается с каналом вербальным. Человек обязательно должен выдавать определенную информацию невербальным способом, чтобы его не воспринимали отрицательно7. Вспомним П.А. Флоренского: «Жест образует пространство, вызывая в нем натяжение и тем искривляя его»8. То или иное искривление пространства будет по-разному восприниматься зрителем. Визуальная коммуникация порождает тексты, которые лучше воспринимаются и лучше запоминаются.

Мы считаем, что объект социального освоения – это человеческая жизнь и ее естественная среда. Можно ли экскурсионную деятельность считать деятельностью по социальному освоению мира? Можно. Только субъектом творчества здесь является не индивид. Субъектом в данном случае мы можем признать все общество в целом, включая его сознание, его понимание жизни, его идеалы, которые выражаются в общественных ценностях, в нравственности и морали. Именно в экскурсионной деятельности мы встречаемся с ярко выраженной формой соединения внешней социальности и присущей людям индивидуальности, что представляет, по В.Е.Кемерову, проблему, возможно самую трудную, что приходится решать человечеству9.

Одним из основных элементов экскурсионной деятельности является экскурсовод. В данном виде коммуникаций он ведущий: 1.Он передает информацию, свое видение объекта, свое понимание исторического события, связанного с этим объектом. 2.Он использует различные методы толкования той информации, которую заложило общество в экскурсионные объекты. И первое совсем не противоречит второму.

В экскурсионной деятельности мы сталкиваемся с довольно серьезной проблемой – проблемой понимания. В данном случае эта проблема связана не только с гносеологическими аспектами, а в первую очередь с ценностными ориентирами индивидов. В гносеологическом плане процесс понимания складывается из: 1) установления связей между отдельными составными частями, 2) из определения общего плана, 3) из постижения общего смысла. Но, исходя из ценностных ориентиров индивида, на акт понимания немаловажное значение накладывает обыкновенное желание понять. Далее, немаловажное значение имеют онтологические характеристики процесса понимания. Чтобы увидеть объект, который требуется понять или не понять, для того, чтобы выделить его требуется определенная человеческая практика, обусловленная историей человеческого бытия.

Для экскурсовода важно не выпадать из цепочки "общество – экскурсовод – экскурсант", а понять, воспринять символы, которые разворачивает общество в процессе социального освоения действительности. Здесь важно уяснить идеологический заказ, и свойственную данному заказу аксиологическую детерминанту.

Л.В.Костина в своей работе "Понимание и объяснение: сравнительный анализ" подчеркивала, что сутью процедуры понимания является раскрытие смысла объекта. Смысл трактуется ею как мера освоенности реальностей мира. Смысл и значение выступают как регулятивные принципы ориентации и поведения индивида10. Г.А.Антиков понимает смысл как способ включения человеческого опыта в социальную коммуникацию. «Понимание – это восприятие смысла»11. Ортега-и-Гассет в «Размышлениях о "Дон-Кихоте" говорил, что понимание – это максимальное высвечивание чего-либо… Собственно культурным актом является созидательное действие, посредством которого мы извлекаем logos некоего объекта, до этого момента являвшегося неозначенным (i- logico)»12.

Мы видим, что данные утверждения в чем-то дополняют друг друга, в чем-то взаимно пересекаются. Соглашаясь с ними, обратим внимание на то, что раскрытие смысла объекта экскурсоводом каждый раз происходит по-разному. И это зависит от того, кто есть экскурсовод, какими способами он связан с обществом, как он осмысливает эти связи, как эти связи влияют на становление оценочной деятельности экскурсовода. Каждый член общества является одновременно и его продуктом. Экскурсовод, не исключение. Раскрытие смысла объекта экскурсоводом происходит в тех рамках, в которых задает ему общество. «Понимание творений мировой культуры – определяется культурой же, но той, к которой принадлежит воспринимающий»13. Иначе и не может быть. Человек живет в искусственно созданном мире культуры. Экскурсионный объект воспринимается исходя из наличия тех символов, которыми владеет экскурсовод. «Знаковый язык должен быть понятен, иначе попытка воздействия не может быть удачной»14.

Понимание информации, заложенной в экскурсионном объекте, предполагает установление личностного отношения к предмету познания, индивидуальные личные особенности не могут не сказаться на этом процессе. Понимание происходит в результате соотношения объективных свойств и качеств экскурсионного объекта с потребностями общества, пониманием этих потребностей экскурсоводом, с его ожиданиями той или иной информации, которая заложена в объекте. «Понимать, таким образом, всегда означает с кем-то коммуницировать. …Понимание выражает отношение субъекта к тексту, оно синоним того, что с некоторым явлением оперируют определенным образом, а именно как с единицей коммуникации, знаковым образованием»15.

Понимание информации экскурсоводом, - есть единство эмоционального и рационального. По И. Канту: «Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание»16. Кроме того, понимание информации экскурсоводом есть еще единство общественного и индивидуального. Общественное – это нравственная ценность «…требования, обращенные к доброй воле, цели, стоящей перед человеком…»17. В процессе понимания информации экскурсоводом, более значимым становится эмоциональное и общественное. А.В. Емельянов считает, что «общество задает характер проявления удовольствия». От ценностных ориентаций, действующих в обществе, зависит, какие социальные смыслы выступают при этом, какое влияние общество оказывает на человеческую чувственность, каким оказывается характер общественного обозначения и маркирования удовольствия18. Дешифровка информации, заложенной в экскурсионных объектах, представляется возможной именно через преобладание эмоционального и общественно-значимого.

Понятие "экскурсовод" является системно – структурным. Экскурсовод является центральным звеном в цепочке "общество – экскурсовод – экскурсант". От процессов понимания знаковой символики общества, экскурсовод переходит к процессу объяснения. Деятельность экскурсовода предстает перед нами в диалектической взаимосвязи понимания и объяснения.

Рассматривая факты и явления окружающей жизни во взаимной связи и зависимости, сравнивая их между собой, подводя экскурсантов к выводам и обобщениям, экскурсовод не только способствует расширению их кругозора и развитию их интересов, но и является проводником определенных культурных принципов и установок. Ему не безразлично, что увидит экскурсант и как он воспримет увиденное. Экскурсовод подводит экскурсантов к необходимым обобщениям и выводам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия. Экскурсовод – это «дешифровщик» знаковой системы объектов, их толкователь. Полнота и объективность передаваемой информации во многом зависит от эрудиции экскурсовода. Его живое слово является источником знаний и идей.

Кроме того, экскурсовод – коммуникатор. И здесь мы можем говорить о становлении коммуникативной личности. Так, Т.В. Бородина выделяет три основных параметра коммуникативной личности. Это мотивационный, когнитивный, функциональный. Мотивационный параметр определяется коммуникативными потребностями и занимает центральное место. «Стимулом для коммуникативной деятельности служит потребность сообщить что-то или получить необходимую информацию. В случае отсутствия такой потребности акт коммуникации не состоится»19.

Диалог экскурсовода и экскурсантов игнорирует факт недопознанности партнерами друг друга, они участвуют в экскурсии, имея друг о друге лишь поверхностные знания. «Недопознанность ведет к неизбежной необычайности партнера»20. Необычайное для экскурсантов транслируется ото всюду: от экскурсовода, от воспринимаемых объектов, от текста, который раскрывает смысл экскурсии. Необычайное воспринимается как непосредственное, очевидное и практическое бытие непознанного, неизвестного, отсутствующее в обыденном сознании.

Экскурсовод для экскурсантов в первую очередь отождествляется с носителем значимых ценностей, и здесь, в этом случае имеет место отождествление с ценностями, заключенными в другом, с его индивидуальным жизненным опытом. Экскурсоводом в краеведческой экскурсии лучше всего сможет быть тот, кто вырос в данной местности, имеет неосознанный прошлый опыт общения с данной местностью, с данной культурой и постоянный опыт взаимодействия с данной культурой. Лучше ведут экскурсию те, кто постоянно ездит, путешествует. Именно они могут сравнить, уловить на фоне других тонкости своей культуры.

Экскурсовод, прежде всего детальный толкователь символов. Экскурсовод, как режиссер, но только он переводит не книжные тексты на живой язык жестов и мимики, а тексты истории, времени, культуры. Автором этой необыкновенно интересной и загадочной символики является культура определенной общности людей. В сообщение экскурсовода так или иначе закладываются ценностные суждения. Экскурсовод ежеминутно творит образ экскурсии.

Экскурсовод всегда обладает определенной суверенностью и свободой. Общество нуждается в экскурсоводе, а экскурсовод обладает способностью эту нужду удовлетворять.

Экскурсионная деятельность проходит как некая практическая форма осмысления определенных, специфических целей и интересов. Экскурсовод, как прожектор, высвечивает невидимое, ускользающее и затемняет второстепенное (хотя правильно поставленная экскурсия не должна быть политизированной, но это уже другой вопрос).

«Объяснение – это и процесс и результат. …Объяснение предполагает обращение и к смыслу, значению анализируемого и рассмотрение объектов в контексте окружающих его факторов. Процедура объяснения предполагает выявление структуры объекта, анализ генезиса и эволюции его, а при необходимости и построении модели»21.

Роль модели в экскурсионном познании играет маршрут экскурсии. Именно он помогает выявить место, роль, значение экскурсионных объектов в данной экскурсии. При помощи маршрута экскурсии раскрывается связь между явлениями, фактами, законами. Маршрут экскурсии призван создать некоторую теоретическую систему показа экскурсионных объектов. Итак, экскурсионный объект выполняет функцию элемента какой либо экскурсионной модели – экскурсионного маршрута.

У индивидов формируется постоянная потребность в самообразовании, поиске новых ощущений и впечатлений. Экскурсовод, в первую очередь призван удовлетворить эти потребности, и только потом начинает решаться вопрос с воспитательным процессом. Коммуникация как многофакторный феномен позволяет при своем сознательном конструировании опираться на те или иные характеристики. Экскурсовод выступает в качестве коммуникатора. Он при этом имеет возможность отбирать выгодные для себя характеристики.

Успешный коммуникатор ведет свою коммуникацию по заранее проверенному пути. Это вариант актера, который уже заранее знает, в каком месте его аудитория засмеется, а в каком заплачет, поскольку у него есть опыт множества проведенных спектаклей. Это также знание метакоммуникативного плана профессионального уровня. Все мы, общаясь, накапливаем метакоммуникативный потенциал. Однако индивидуальный опыт и опыт профессионального порядка несопоставимы по эффективности. Профессионал достаточно четко прогнозирует дальнейшее поведение своей аудитории, основываясь на апробации предлагаемых подходов22. Другие важные сведения показывают зависимость восприятия вербального сообщения от иных компонентов: «Эмоциональная оценка сообщения на 55% зависит от мимики докладчика, на 38% от фонетико-артикуляторных свойств речи и только на 7% — от лексического наполнения доклада»23.

Экскурсовод только в том случае успешно передаст информацию, если экскурсанты будут чувствовать в нем лидера мнения, доверять ему.

Экскурсовод должен поставить дело так, чтобы экскурсанты во время экскурсионного процесса созерцали себя самих в созданном людьми мире, чтобы шел процесс очеловечивания сферы существования человека. Такая экскурсионная деятельность влияет на развитие тех качеств человека, которые "делают" его творцом социальных форм бытия. В этом и кроется суть процесса самореализации общества.

Экскурсовод должен представлять, для выполнения всех профессиональных функций, целостную личность. Воспользуемся для характеристики целостности экскурсовода, как субъекта экскурсионной деятельности данными Байбородова А.Ю., данными в его диссертационной работе24. Первое, что необходимо для полноценной самореализации экскурсовода – это психологическое здоровье. Материально – экономическийаспектвыражается в том, что экскурсовод за свою деятельность обеспечивается необходимыми и достаточными материальными благами, в уровне и качестве жизни, без которых невозможна самореализация его как экскурсовода. Экзистенциальный аспект отражает самобытную неповторимость индивидуальности в его уникальном творчестве. Социокультурный аспект характеризует включенность экскурсовода в определенный социум и культуру. Экскурсовод работает не просто с массой, а с индивидуальностями. В экскурсиях должен преобладать персонализирующий тип общения. «Осуществление желания быть понятым другим(и) сопряжено с трудностью выбора ответа на вопрос "Кто ты?" Это выбор между тем, что и как мы думаем о себе, и тем, что и как хотим и можем показать другим. Понимание нас другими связано с быстрым узнаванием нас, с объяснением этого узнавания, с обоснованием объяснения»25.

Повторимся, что важно изучение такого явления, как рефлексия экскурсионной деятельности, которая будет рассмотрена ниже. «Принятие нами других и принятие нас другими – это своего рода завершение персонализирующего общения, в результате которого указанный, понятый субьект – личность превращается в своего рода неподвижный образ и больше не способен быть непредсказуемым и неожиданным, а точнее ему отказано в этом праве»26. Это общение ограниченного типа. Здесь налицо преобразовывание другого по образу и подобию своему. При такой постановке экскурсионной деятельности возникает чувство неудовлетворенности и у экскурсантов и у экскурсовода. Важнее всего персонифицирующий подход в экскурсионной деятельности.

Можно выделить основные “барьеры” в сфере коммуникаций в экскурсионной деятельности: цензура экскурсионных текстов; ограниченные социальные контакты как экскурсоводов (в первую очередь), так и экскурсантов; ограниченность времени экскурсии, доступного для полноценного внимания к освещаемым проблемам; различные ценностные установки экскурсантов и экскурсовода; необходимость концептуализации и упрощения событий и явлений для того, чтобы вместить их в короткое “послание”; трудность выражения, передачи и получения в словесной форме (с размытыми значениями слов и их ограниченностью) явлений и событий большого, сложного мира.

«Познание и язык тесно переплетены между собой. В представлении они находят один и тот же источник и один и тот же принцип функционирования; они опираются друг на друга, беспрестанно дополняют и критикуют друг друга. В наиболее общей форме знать и говорить означает анализировать одновременность представления, различать его элементы, устанавливать составляющие его отношения, возможные последовательности, согласно которым их можно развивать: ум познает и говорит в том же самом своем движении»27,

Рассматривая экскурсионную деятельность как социально- коммуникативную деятельность, должны учесть то, как экскурсовод участвует в формировании общественного мнения, мыслительного образа экскурсантов, так и экскурсанты не только подвластны общественному мнению, но, являясь единицами общества, сами участвуют в формировании этого общественного мнения.

Через экскурсионную деятельность в общественном мнении реализуется одна из функций общественного сознания – аксиологическая (от греч. axia – ценность), которая определяет оценку ситуации и выбор линии поведения людей.

Экскурсовод работает с символами. Символику задает общество. И правильное их прочтение зависит от его субъективных качеств. Экскурсовод – это персона. Для индивида, взявшего на себя роль экскурсовода важно эту роль сыграть до конца. Экскурсовод должен чувствовать себя экскурсоводом. «Слабая персонифицированность человека означает его неадекватность ролевой структуре межчеловеческих отношений. Недоперсонифицированный человек конфликтен в отношении с другими, он не реализуется, и для него остра проблема неизбывности его "я", непонятости, невыразимости, ненужности и невостребованности»28. «Персона – это компромисс между индивидом и обществом. Нельзя оценить как позитивное ни чрезмерное развитие индивидуальности, ни ее полное подавление»29.

У экскурсовода, рассматривая его как персону, можно выделить два слоя – внутренний и внешний. Внутренний слой составляет образ, приписываемый себе экскурсоводом, иными словами это то, как он себя представляет ("идеальный я-образ"). Внешний слой – это то, как воспринимается экскурсовод экскурсантами и какой образ персоны ей возвращается ("возвращенное я"). Решение вопроса о внешнем и внутреннем слое экскурсовода связано с выяснением соотношений между "я" реальным и "я" предъявленным. Экскурсовод должен развивать в себе способность создавать запланированное впечатление. К этому его приводит потребность во внимании других. Экскурсионная деятельность обычно диктует особый, только ей свойственный тип поведения экскурсовода. Ориентируясь на общий тип поведения, каждый экскурсовод работает над своим образом. Одной из мотиваций создания своего образа экскурсовода является также стремление к поддержанию чувства собственной уникальности, своего отличия от других с целью получения социального вознаграждения.

Огромное значение для коммуникативного воздействия имеет интонация, с которой подается весь вербальный материал. «В интонациях качественно- содержательная определенность переживания превращается в ощутимое, спонтанно представленное напряжение; индивидуально-личностное взаимодействие телесного и духовного преобразуется во взаимоборство стремления и выразительного оформления»30. Можно сказать, что в экскурсии интонация помогает развить и обогатить смыслы, духовное содержание коммуникативных процессов, потребностей, мотивов, ценностей человека.

Именно через интонацию раскрывается личность экскурсовода, его темперамент, его отношение к сказанному им же, особую личную углубленность. Интонация создает индивидуальную неповторимость и узнаваемость коммуникативной деятельности экскурсовода. «В этой универсальной оформленности всяческих проявлений человек желал бы соединить свои раздельно существующие субличности: то, каков он изнутри, для окружающих, каким хотел бы быть и каким хотел бы казаться»31. Интонирование сопровождает всю вербальную коммуникацию. Ритм речи становится особым клеймом экскурсовода.

Прикладной коммуникатор работает в сфере перекодировки вербальных в невербальные сообщения, поскольку его задачей является стимуляция нового поведения. Это в достаточной степени сложная задача облегчается тем, что коммуникатор должен не столько вводить новое поведение, сколько активировать типы поведения, уже присущие получателю информации32.

Именно поэтому экскурсант получает во время экскурсии удовольствие. А.В. Емельянов говорит о некоей упорядоченности удовольствия, об институтах и социальных формах, включающих проявление соответствующих эмоций в качестве необходимого элемента33. Экскурсионная деятельность в полной мере может являться таким общественным институтом.

Реально коммуникатор передает не сообщение, он передает "ключ" к новой программе действия, поэтому более удачным вариантом становится опора на уже записанные в сознании сходные или близкие программы. Т.е. это опора на уже известное, имеющее положительное окраску для получателя информации.34 Эта модель действует на любом уровне.

Сегодня на периферии, чаще всего встречается инерционный тип экскурсовода. Для него более важен взгляд в прошлое, будущее сравнивается с теми историческими событиями, которые уже имели место в данной общности, значимо то, что уже когда-то было сказано всеми признанным авторитетом. Значимы те объекты, на которые уже было указано в прошлом. Но для успеха экскурсионной деятельности востребован другой тип экскурсовода, инновационный. Все его тексты обращены с анализом в будущее. Для него значимы не только традиционные объекты, он старается самостоятельно выделить новую символику современности. Чаще всего, такой экскурсовод – креативная личность. Экскурсия у него принимает порой очень неожиданные жанры.

Экскурсовод первого типа чаще всего встречается со случайной аудиторией. Экскурсовод второго типа работает с аудиторией, сознательно выбравшей данную экскурсию. Экскурсовод первого типа – это экскурсовод тоталитарной системы. Экскурсовод инновационной направленности – тяготеет к демократическому обществу. Этот экскурсовод не боится включать в свои экскурсии сегодняшние события. Его экскурсии эмоционально окрашены, но не лишены аналитики. Экскурсовод должен приспособиться к своеобразным ходам мысли экскурсантов, к ее логике не с тем, чтобы ее направить на путь истины тут же, сиюминутно, не с тем, чтобы манипулировать аудиторией для достижения временного эффекта, а с тем, чтобы заставить задуматься над поиском истины, озадачить экскурсантов решением вопросов нравственности, морали, бытия человеческого. Инерционный тип экскурсовода подразумевает освещение только ярких событий прошлых лет, которые подкреплены соответствующей символикой. «При распространении диалогичности, многоголосия, права на истину, которое зависит не только от иерархического уровня начальственного кресла, ситуация резко меняется. Новое коммуникативное пространство порождается равноценными независимыми друг от друга участниками»35.

Экскурсионная деятельность должна быть рассчитана с той точки зрения, что до общения с экскурсоводом члены экскурсионной группы являлись объектом образовательных, идеологических, манипулятивных усилий творческой интеллигенции или работников СМК. Задача экскурсовода создать своеобразный субъект духовной жизни из даже случайных людей. Только в этом случае эта экскурсия сможет продолжать жить, и после ее проведения. Она будет служить рекламой самой себе.

«Всякое творение человека или народа, - писал А.С.Хомяков, - передается другому человеку или другому народу не как простое механическое орудие, но как оболочка мысли, как мысль, вызывающая новую деятельность на пользу или вред, на добро или зло. И часто самый здоровый организм не скоро перерабатывает свои новые умственные приобретения»36.

Таким образом, проанализировав взаимосвязь "общество – экскурсовод – экскурсант" в экскурсионной деятельности как деятельность по самореализации общества, мы с уверенностью можем сказать, что экскурсионная деятельность является своего рода довольно уникальным видом познания, познания имеющего особые коммуникативные основания, а, следовательно, и конструирования социальной реальности.

1 Бородина Т.В. Социальный диалог: коммуникативные стратегии личностной репрезентации общественных отношений: Дисс. …канд. филос. наук – Ростов н/Д, - 2003. –С.84.

2 Мирошников Ю.И. Психология познавательной деятельности // Новые идеи в философии науки и научном познании: Сб. статей. Екатеринбург: УрО РАН, 2002. , - С. 230.

3 Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – С.20.

4 Лабунская В.А. Экскпрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 1999. – С.16–17.

5 Кислова С.В. Значащая форма как способ бытия невербального символа. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук, Екатеринбург – 1994.- С.14.

6Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Соч. - Т.2. - М., 1990. С. 303.

7 Мельник Г. С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. - СПб., 1996. с. 152

8 Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. - М., 1993. С. 56.

9 Кемеров В.Е.Введение в социальную философию., М.: Академический проект, 2001. – С. 28.

10 Костина Л.В. Понимание и объяснение:сравнительный анализ,Свердловск, - 1990. – С. 3 – 9.

11 Антиков Г.А. и др. Текст как явление культуры. Новосибирск:Наука, 1989. – С.21.

12 Ортега-и-Гассет Х. Размышления о Дон-Кихоте. – СПб., 1997. – С. 25.

13 Антиков Г.А. и др. Текст как явление культуры. – С. 68.

14 Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – С. 22.

15 Антиков Г.А. и др. Текст как явление культуры. Новосибирск:Наука, 1989. – С. 17.

16 Кант И. Критика чистого разума.// Сочинения. М., 1964. – С. -

17 Кант И. Критика практического разума.// Сочинения. М., 1964. – С. -

18 Емельянов А.В. С.74.

19 Бородина Т.В. Социальный диалог: коммуникативные стратегии личностной репрезентации общественных отношений: Дисс. …канд. филос. наук. – Ростов н/Д, - 2003. –С.84.

20 Павлов А.В. Индивидуальное постижение ситуации как философская тема. Екатеринбург, 1995. – С.27.

21 Костина Л.В. Понимание и объяснение: сравнительный анализ, Свердловск, - 1990. – С. 10 –11.

22 Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – С.41.

23 Оптимизация речевого воздействия. — М., 1990. С. 125.

24 Байбородов А.Ю. Экзистенциальные аспекты общения как объект социальн-философского анализа.Автореф. дис. …канд. философ. наук. - Пермь, 2003. – С. 16.

25 Максимова С.А. Образовательная практика и образовательное знание. Автореф. дис. …д-ра философ. наук. - Екатеринбург, 1999. – С.18.

26 Там же – С.18.

27 Мишель Фуко.Слова и вещи СПб., A-cad, 1994С.119

28 Суворова Л.Г. Феномен персоны: духовнообразующая диалектика индивидуального и социального. Автореф. дис. …канд. философ. наук. - Тюмень, 1998. – С. 2.

29Там же. – С. 13.

30 Там же. – С. 12.

31 Там же. – С. 14.

32 Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – С.43.

33 Емельянов А.В. С.74.

34 Почепцов Г.Г. Стр.43.

35 Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - С.11. .

36 Хомяков А.С. Письмо в Петербург // О старом и новом. – М.: Современник, 1988. – С.75.

Просмотров работы: 1301