К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ФОРМЫ И СУЩНОСТИ КАК ВОПРОС ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УПАКОВКИ) - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ФОРМЫ И СУЩНОСТИ КАК ВОПРОС ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УПАКОВКИ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема соотношения формы и сущности уже была поставлена в философии Древней Греции. В разные периоды философской мысли этот вопрос решался по-своему, но в любом случае подчеркивалась наполняемость формы познаваемой или непознаваемой сущностью. Для человека форма всегда лишь только служила вспомогательным знаком, информацией о наполняемой ее сущности.

Сегодня, в обществе потребления, ситуация в корне изменилась. Форма стала основным элементом потребляемым человеком. Она даже может не содержать внутри себя никакой сущности, а транслируемая ей информация так и остается пустым, но опознавательным знаком, знаком того, на что она претендует, а не того, чем она является.

Одним из проявления формы в современном мире является упаковка. Упаковка стала неотъемлемой частью современной жизни. Нас окружают различные упаковки – оригинальные, яркие, облегчающие использование содержимого, информативные. Первоначальное назначение упаковки самое разнообразное – она имеет защитную функцию, усложняет подделку товара, сохраняет целостность продукта, облегчает работу логистических компаний, дает гарантию качества, работает как реклама и т.д. Упаковка является одним из важнейших элементов маркетинговой коммуникации - процесса передачи информации о товаре. Использование современной упаковки, ее яркое оформление с необходимой рекламной информационной нагрузкой позволяют не только ускорить процесс продажи товаров, но и оказывают сильное эстетическое воздействие на покупателей.

Почему покупатель приобретает товар в той или иной упаковке? Сегодня этому вопросу уделяют внимание не только дизайнеры, менеджеры, производители товара, психологи и философы, но и экологи. Выясняется, что упаковка для потребителя служит еще маркером его статусности. Поэтому развитие современной розничной торговли стало решающим факторам новых упаковочных технологий. Упаковка стала не только выполнять присущие ей организационные функции, но и подчеркивать статус покупателя. «Стильный Я, стильная упаковка» для товара, который выбирают потребители. Такова психология человека. Даже фраза есть такая «упакован с ног до головы».

По данным социологических опросов, можно быть утверждать, что роль упаковки для покупателя стала первичной по отношению к свойствам самого продукта. В самом деле, упаковка может играть, а порой и играет решающую роль в восприятии брэнда. «Бренды являются способом получения одобрения окружающих и замещают людям эмоции и чувства, которых им недостает в реальной жизни. Хотите почувствовать себя утонченным интеллигентом — садитесь за руль Audi, ценителем и знатоком прекрасного — пейте Beaujolais Nouveau, бесстрашным искателем тайн — смотрите Indiana Jones, знающим то, что скрыто от масс, — пользуйтесь Apple.» [1.71].

Итак, на современном этапе главная функция упаковки – это реклама. И часто производитель заботится только об одном – как удешевить ее, не теряя внешних качеств товара. Самый стильный дизайн упаковки может «продать» даже самый ненужный товар. Таким образом, в гоне за мнимым статусом в диктуемой массовой культурой образом жизни, мы забываем о проблемах завтрашнего дня, которые уже начинают все сильнее и ярче проявляться сегодня. В первую очередь, это проблемы экологии. Изготовление упаковки путем переработки нефтепродуктов и ее использование уже сегодня не безопасно. Наглядный пример этому острова Тихого океана Мидуэй. Поэтому производители стали основываться на «зеленой моде». Как производители, так и потребители в «зеленом потреблении» прежде всего, видят финансовую выгоду. И только 8 % от общей мотивации является забота об окружающем мире [2].

Мотивация потребителей органической продукции объединяет такие требования и ожидания: здоровое и экологически безопасное питание, высокие вкусовые качества, сохранение естественной среды в процессе производства, отсутствие генетически модифицированных организмов. Такая мотивация предопределяет готовность заплатить больше на 10-50% от обычной цены за органические продукты и спрос на них в мире постоянно растет [3]. К сожалению, в России 83 % населения предпочитают яркую и недорогую упаковку экологически чистой («Зеленые кассы» торгового центра «Ашан»). В России не закреплено понятие «экологическая», «биологическая» и т.д. Между тем, ГОСТ 51074-2003 официально запрещает использование обозначения «экологически чистый». Между тем, в мае 2008 г. в России, за подписью Онищенко, вышел также ряд СанПиНов (санитарные правила и нормы). По данным СанПИНам нет ни одного сертифицированного Био-производителя.

Итак, мы видим, что казалось бы, философская проблема соотношения формы и сущности, далекая от практических интересов реализуемых в повседневной жизни, сегодня затрагивает самый серьезный вопрос - вопрос потребления человеческих ресурсов, организации экологического сознания и в конечном счете сводится к проблеме существования человека. Что есть человек – форма или сущность, Что для него самого важнее: то что он есть. Или то, что он кажется.

В Уральском Государственном Лесотехническом Университете готовят специалистов по созданию экологической упаковки, удовлетворяющей запросы населения. Именно перед этими специалистами стоит задача не только создания экологической упаковки, но и решение вопросов мотивации потребителя на ее приобретение, изучение проблем спроса и формирования экологического сознания. Поэтому будущим специалистам по изготовлению экологической чистой упаковки важно быть не только дизайнерами, химиками, экологами, но и психологами, социологами, хорошо разбирающимися в философии массового потребления и формирования экологического сознания.

Библиографический список

1. Мамлеева Л., Перция В. Анатомия бренда. М.: Диалектика, 2011, 240 с.

2. "Зеленое" потребление: с заботой о природе или о кошельке? [Электронный ресурс]/статья. 2013. URL: http://www.ecology.md/section.php?section=fsociety&id=10295

3 Экологическая упаковка [Электронный ресурс]/статья.2011. URL: http://otherreferats.allbest.ru/ecology/00126147_0.html

Просмотров работы: 1059