В настоящее время внимание психологов и педагогов привлекает проблема развития одаренных и талантливых детей дошкольного возраста. Особенно важной является проблема своевременного выявления специальных способностей детей. Решение данных проблем можно считать одной из задач, стоящих перед педагогом и родителями.
Очень часто за одаренность дошкольника принимают его конкретные знания и умения, например, рано стал читать и писать, быстро считает, различает музыкальные стили и жанры. Но нередко все это оказывается результатом обыкновенной тренировки детей любящими родителями. В решении же нестандартных задач, требующих от ребенка самостоятельности, такие дети могут проявить полную беспомощность [1].
Для того чтобы ростки одаренности не погибли и в будущем дали плоды, необходимо создать условия способствующие развитию способности ребенка.
Ученые советуют начинать развитие творчества ребенка с младенчества. Для этого необходимо как можно раньше дать ребенку карандаши и огромный лист бумаги. Ребенок, по мнению М. Ибука, уже с 8 месяцев может удержать карандаш. Нужно позволить ребенку трудиться столько, сколько он сам захочет, ведь для него важен сам процесс, а не результат. Не стоит навязывать ребенку книги, нужно просто с детства окружить ребенка ими.
На этапе дошкольного детства ведущую роль в формировании творческой личности играет семья. В семье складывается отношение к способностям ребенка, его неординарности, что в дальнейшем обуславливает формирование самооценки малыша.
Опыт показывает, что родители по-разному относятся к своим потенциально одаренным малышам. Некоторые считаю, что обращать внимание на фантазии, любознательность, стремление к познанию - это бесполезное занятие. Другие же родители склонны преувеличивать творческие и интеллектуальные возможности ребенка, удовлетворяя этим свое родительское тщеславие.
Но наиболее многочисленная группа родители интуитивно угадывают творческий потенциал своего ребенка, и пытается помочь в его раскрытии. Основная трудность, с которой сталкиваются родители данной группы, заключается в выборе оптимального соотношения между требованиями взрослых и интересами ребенка.
Специалисты отмечают, что одаренные дети развиваются с опережением своих сверстников. Но ни в коем случае нельзя «отбирать» детство у детей. Предметная игра, рисование конструирование, лепка – это те виды детской деятельности, которые способствуют раскрытию творческого потенциала дошкольника. А значит, необходимо вовлекать ребенка в данные виды деятельности.
Высокий творческий потенциал не исключает возможности слабого развития тонкой моторики рук, недостаточное развитие координации, а значит, не следует ожидать успехов малыша во всех занятиях. Чуткое отношение взрослых к трудностям ребенка поможет быстрее их преодолеть.
У одаренных детей, как и у обычных, часто проявляется развитие в более быстрых темпах интеллектуальной сферы по сравнению с эмоциональной, социальной. Одаренные дети очень чувствительны к мнениям, оценкам окружающих. Такой ребенок часто предъявляет высокие требования к себе и окружающим.
Успешность социальных отношений во многом зависит от его самооценки. Поэтому необходимо сформировать у ребенка адекватную самооценку к своей личности [2].
Учитывая особую ранимость ребенка, взрослым следует более осторожно высказывать замечания, при этом помнить, что одаренные дети остро реагируют не только на содержание, но и на форму высказывания (интонация речи, выражение лица, жесты) [3].
В заключении следует отметить, одаренный ребенок обладает уникальными возможностями, но нужно помнить, что, прежде всего это просто ребенок, и что ему необходима помощь и поддержка. Это должно быть не только внимательное отношение к его переживаниям, интересам, но и раскрытие новых возможностей для творческого поиска и самовыражения.
Литература:
Одаренный ребенок / Под ред. О.М.Дьяченко. – М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1997. – 140 с.
Кузнецова А.Я. Образование как духовное становление человека в обществе // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. –№ 1. – С. 56 – 57.
Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учеб. Пособие / Под ред. А.М.Матюшкина – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 192 с.