В настоящее время ценность семьи как естественной среды, необходимой для полноценного развития ребенка, осознается все больше и глубже. Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжает расти с каждым годом вследствие лишения родителей их родительских прав из-за аморального образа жизни, отказа матерей от содержания и воспитания своих детей, роста числа матерей-одиночек, несовершеннолетних матерей и так далее.
Тувинцы с давних времен любили своих детей, уделяли большое внимание их воспитанию. Непрерывность рода считали священной. По старинным тувинским обычаям человеку нельзя жить без детей. Если мужчина или женщина по определенным причинам не могли иметь детей, то они просили их у многодетных семей. Такая распространенная практика передачи детей помогала человеку обрести смысл жизни. Дети рано начинали помогать родителям по хозяйству, легко осваивали народные знания и правила поведения. Они никогда не были лишними и не нужными, а наоборот, иметь много детей для тувинца, значит обладать неоглядным богатством и чувствовать гордость за себя и своих детей. Желание иметь детей считалось высочайшей ценностью у тувинцев.
В старину в Туве не было детей, которые оказались бы на улице или бродяжничали. Раньше не было отцов и матерей, которые оставляли своих детей. Если ребенок оставался без родителей, то родственники забирали его себе на воспитание. Потому что беспризорный ребенок считался позором для всего рода. Однако, сегодня, несмотря на всё еще существующие национальные семейные ценности, которые играют немаловажную роль при создании семей и чтимые обычаи и традиции тувинцев, число детей-сирот в учреждениях, предназначенных для данной категории, не сокращается. В Туве во многих районах есть детские дома и интернаты. Наличие учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей – явный уход от традиций. Существование подобных заведений порождает новых беспризорных детей. В старину же у тувинского народа старшее поколение несло прямую ответственность за подрастающую молодежь, поэтому было неважным свой это ребенок или чужой. Позже в традиционной уклад семейной жизни вошел такой прогрессивный правовой институт как ограничение или лишение родительских прав, который по смыслу законодателя, был призван защищать детей. Принудительное вмешательство государства в сферу семейных отношений размыло рамки должного морального поведения в сознании тувинцев. Если государство само отбирает детей у родителей, то значит так надо. Разумеется, периодически находятся родственники и совершенно чужие, но неравнодушные люди, которые берут детей на воспитание. [3]
В последние годы в Туве постепенно растет количество приемных семей, берущих на воспитание по 6-8 детей. Одновременное появление в семье большого количества детей вызывает психологическое напряжение у родителей. Дети, попадающие в новую для них среду, испытывают стресс. Одной из важных составляющих нормального функционирования приемной семьи является успешная адаптация детей к новому окружению, хорошо выстроенные отношения с родителями, с новыми братьями и сестрами. Хорошие отношения и существование благоприятного микроклимата в семье и являются началом социализации детей в приемных семьях.
Сегодня во всех регионах России вырабатываются и применяются новые эффективные методы психолого-педагогической работы с семейными формами устройства детей-сирот. Необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты в новой семье является разработка комплексной системы педагогического, медико-психологического и социального сопровождения замещающей семьи, которое позволило бы проводить обучение и подготовку семей к приему детей, специально готовить ребенка к помещению в семью. Психолого-педагогическое сопровождение приемных семей должно создавать психолого-педагогические условия, предотвращающие семейное неблагополучие, оказывать помощь в преодолении трудностей воспитания в семье. Результаты психолого-педагогического сопровождения приемных семей должны проявиться в гармонизации внутрисемейных отношений и внутреннего мира родителей, что обеспечивает возможность эффективно выполнять свою родительскую роль, воспитательную функцию; повышение психолого-педагогической компетентности родителей, овладение техниками эффективного взаимодействия с ребенком; повышение уровня психического и личностного развития детей; укрепление социальных связей семьи. [2]
На наш взгляд, включение в процесс психолого-педагогического сопровождения приемной семьи, постепенно утрачивающих свою ценность и влияние, семейных обычаев и традиций, национальных особенностей, попытка их возрождения, применение во взаимодействиях приемных родителей и детей могут стать источником активного вливания детей в семью. Обычаи и традиции, которые соблюдались раньше в тувинских семьях, процесс их познания, могут вызвать огромный интерес как у родителей, так и детей. Когда и родители, и дети узнают обычаи и традиции своих предков, они будут духовно развитыми гражданами общества. Правила поведения в семье сделают их более толерантными, они станут намного лучше понимать друг друга, ведь дети, имея отрицательный опыт жизни в кровных семьях и после того как пожили в детском доме, дезадаптированы к обычным семейным отношениям. Знание и соблюдение народных обычаев, передававшихся из поколения в поколение, могут способствовать сплочению семьи. Активное усвоение и воспроизводство национальных традиций за счет совместного времяпровождения, познание нового, может стать залогом крепкой семьи.
Список литературы:
1. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б., Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. 20013.
2. Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2004.
3. Тарбастаева И.С. Тувинская семья – традиции и современность [Электронный ресурс]. Электронный информационный журнал «Новые исследования Тувы» - Режим доступа: http://www.tuva.asia/journal/issue_6/1740-tarbastaeva.html - 30.05.2010
Научный руководитель: к.пед.наук, доцент кафедры социальная работа и менеджмент социальной сферы Морозова Н.И.