До недавнего времени считалось, что подмена ребёнка – преступление, встречающееся исключительно редко. Многие факты подмены долгое время остаются латентными: преступление весьма нелегко раскрыть и доказать, особенно если с момента его совершения прошел не один десяток лет. Возможность проведения генетической экспертизы по установлению родственных связей изменила статистику - с каждым годом огласку получает все большее количество подмен. Основная доля происшествий приходится на халатность врачей, и, тем не менее, случаи намеренной подмены не исключаются.
В качестве преступления подмена ребёнка упоминалась ещё в ст.502 Уголовного уложения 1903 года: за подмен и самовольное удержание ребёнка моложе 14 лет преступника наказывали каторгой. Уголовный кодекс РСФСР 1960 года за данное деяние предусматривал наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет. Статья 153 ныне действующего Уголовного кодекса РФ текстуально продублировала аналогичную норму статьи 125 УК РСФСР 1960 г: «подмена ребёнка, совершённая из корыстных или иных низменных побуждений». Исключение составляет лишь санкция – к лишению свободы федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ был добавлен штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев.1 Ни в одном из вышеупомянутых нормативных актов сущность понятия подмены не раскрывается.
При анализе статьи 153 УК РФ выявляются некоторые нюансы, неурегулированные законодательно и затрудняющие квалификацию.
Преступление предполагает замену одного ребёнка другим путём совершения обманных действий. В соответствии с общепризнанными нормами международного права и законодательством РФ ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.2 Однако подмена ребёнка с чёткими индивидуально-определенными признаками представляется весьма затруднительной. Логично предположить, что подобное деяние возможно только в случаях, когда ребёнка ещё сложно идентифицировать. Зачастую потерпевшими становятся новорождённые (в педиатрии – до 1 месяца), либо дети в младенческом возрасте (до 1 года), которые, к примеру, по медицинским показаниям могли находиться вдали от родственников в лечебных учреждениях. По мнению Абрамовой С.Р., потерпевшими от преступления следует считать не только подмененных детей, но и их родителей (имеются в виду родители, непричастные к совершению преступления), так как подмена, если она будет раскрыта, способна причинить глубокую психологическую травму и детям, и родителям.3
Законодатель также не разграничивает виды субъектов данного преступления: ответственность наступает с 16 лет. На практике преступниками обычно оказываются сами родители, медицинские работники родильных домов и иные заинтересованные лица. Формой вины является прямой умысел, а значит, уголовная ответственность за неосторожную замену по статье 153 УК РФ не наступает. Если действие неосторожно было совершено медицинским работником, возможно его привлечение к ответственности за халатность или наложение дисциплинарного взыскания. Интересно, что обмен детьми с обоюдного согласия сторон (например, при желании иметь ребенка противоположного пола) законом также не преследуется.
В зависимости от того, кто является субъектом, различно и место совершения преступления: возможна подмена как в медицинских учреждениях (роддом, поликлиника), так и за их пределами (например, на улице в случае оставления ребёнка без присмотра).
Действия будут считаться преступными только при совершении из корыстных или низменных побуждений. Корыстные побуждения, как правило, проявляются в материальной заинтересованности лица, совершающего преступление, а низменные предполагают бесчестное, подлое или аморальное поведение.4
Цели совершения подмены могут быть различны: желание иметь ребенка без физических недостатков при рождении собственного больного, последующая его продажа и т.д.
Состав преступления формальный, т.е. преступление считается оконченным с момента фактической замены одного ребенка другим.
Думается, что высокая степень общественной опасности данного преступления недооценивается законодателем, в связи с чем представляется возможным внести в действующую норму следующие изменения:
Уточнить возраст детей, в отношении которых может быть совершена подмена.
Дополнить статью 153 УК РФ квалифицирующими признаками, а именно разграничить субъектов на общий и специальный (медицинский персонал).
Ужесточить санкцию статьи с целью усиления сдерживающего фактора при совершении данного вида преступлений.
Список использованных источников
Федеральный закон Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ «Уголовный кодекс Российской Федерации» (ред. от 25.11.2013г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – №25. – ст.2954
Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - №31. – ст. 3802
Абрамова, С. Р. Методика расследования торговли несовершеннолетними, подмены ребенка и незаконного усыновления : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Саратов,2009. -34 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под. ред. Н.Ю. Шведовой. М. – 1988. –736 с.