ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях современной России лица с ограниченными возможностями и их семьи являются одной из наиболее ущемленных категорий населения. Помимо общих социальных трудностей, характерных для значительной части населения в кризисной ситуации, они с трудом адаптируются к негативным социальным изменениям, обладают пониженной способностью к самозащите, испытывают практически стопроцентную малообеспеченность, страдают от недостаточности развития правовой базы, неразвитости систем помощи им со стороны государства и негосударственных организаций.

Несмотря на то, что многодетная семья является редким и нетипичным явлением для современного общества, определенный процент таких семей продолжает сохраняться. Поэтому многодетные семьи нуждаются во всестороннем изучении [1].

Одной из наиболее актуальных проблем социальной работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, и в частности с многодетной семьей. В связи с ростом числа детей с ограниченными возможностями особую значимость имеет проблема психосоциальной помощи не только ребенку-инвалиду, но и семье, в которой он воспитывается, ведь семья является для ребенка естественной средой обитания, первичным институтом его социализации, его индивидуального развития. Основное бремя заботы о ребенке ложится на членов семьи, что существенным образом сказывается на всех сферах их жизнедеятельности. Ведет к снижению таких качеств жизни, как адаптация и сплоченность, психологический климат, удовлетворенность семейной жизнью [4]. Семья, в которой живет больной ребенок, оказывается особой группой, которой соответствует присущая только для нее атмосфера межличностных отношений. Эти отношения по-разному проявляются и в различной степени влияют на развитие ребенка, протекание его заболевания, а также общее психическое состояние самих родителей, что подтверждается нашим исследованием.

Исследование проводилось на базе Центра социальной помощи семье и детям города Кызыла Республики Тыва. В нем приняло участие 50 родителей многодетных семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями. В процессе исследования использовались следующие психодиагностические методики: Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3/ тест Д. Х. Олсона), Диагностика отношения к болезни ребенка (Добр; В.Е.Каган, И.П.Журавлева) [3]. Кроме того, нами была разработана анкета, направленная на выявление качества предоставляемой помощи специалистами помогающих профессий многодетным семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями.

По итогам нашего исследования, выяснилось что, возраст детей с ограниченными возможностями в семье составляет от 2 до 18 лет, у детей различные диагнозы, но в основном преобладают такие, как синдром Дауна, ДЦП.

Основной уход за ребенком (87%) осуществляет мать, у 13% семей ребенком с ограниченными возможностями занимается отец. Большинство семей (61%) указали, что у них напряженные отношения в семейной системе; 19% отметили отсутствие взаимопонимания, нервозность, повышенную конфликтность и потребности женщины в таких семьях приносятся в жертву всем остальным членам семьи; и только у 20% семей благоприятный, дружелюбный климат.

Большая часть респондентов (70%) отметили, что качество медицинского обслуживания находится на среднем уровне, 30% родителей полагают, что низкое. Все респонденты указали на трудности при получении медикаментов. Несмотря на то, что все дети посещают медицинские учреждения, у 66% респондентов возникают проблемы при обследованиях в поликлинике, у 28% трудности в консультациях вовремя посещения специалистов и у 6% при сдаче анализов.

Половина многодетных семей, оценивают работу органов социальной защиты достаточно хорошо, 35% удовлетворительно, 15% затруднились при выборе ответа. Деятельность специалиста по социальной работе 68% опрошенных оценивают средне, 32% считают, что уровень предоставляемых услуг очень низок. Во многом все это обусловлено проявлениями интолерантности по отношению к клиентам социальных служб.

Профессиональная деятельность социального работника многогранна, и основу её составляет работа с конкретным клиентом социальной работы. Социальный работник как профессионал обязан работать с любым человеком (группой лиц), оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Для социального работника важно умение принимать человека таким, какой он есть, без осуждения и демонстрации негативного к нему отношения. Это становится возможным в том случае, если социальный работник в своей профессиональной деятельности руководствуется принципом толерантности. Поскольку именно толерантность позволяет решить многие проблемы посредством повышения эффективности взаимодействия социального работника и клиента, следствием чего станет повышение эффективности социальной работы в целом и с многодетными семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями [2].

Психологическую поддержку получали 35% родителей и детей, 65% редко обращались за психологической помощью. При этом 50% респондентов сталкивались с нарушениями прав своего ребенка, 34% родителей иногда сталкиваются с нарушениями, 16% затруднились ответить. Также 53% опрошенных знают свои права и права своего ребенка, 37% затруднились ответить, и 10% не знают о льготах и пособиях многодетным семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными способностями.

Нами были проанализированы потребности семей. Помощь в содействии в оформлении льгот, пенсий, пособий со стороны государственных учреждений хотели бы получить 55% опрошенных, 37% нуждаются в психологических консультациях, 8% необходимы путевки на отдых и лечение. На вопрос, что хотели бы получить в помощь от органов социальной защиты, большинство респондентов (59%) ответили, что нуждаются в психолого-педагогической помощи, 30% нуждаются в материальной помощи, 11% в социально-бытовых услугах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что деятельность специалистов по социальной работе, родители, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями, оценивают средне, это означает, что, социальные работники не помогают должным образом многодетным семьям, в особенности тем, у которых в семье есть ребенок с ограниченными возможностями. Такие семьи нуждаются в психолого-педагогической помощи, так как не оказывается в большинстве случаев психологическая поддержка. Они нуждаются в психосоциальной коррекции, реабилитации, поскольку в таких семьях преобладает негативный психологический климат.

При помощи опросника Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3/ тест Д. Х. Олсона) нами оценивалось два основных параметра структуры семьи — семейная сплоченность и семейная адаптация, также определялся уровень удовлетворенности семейной жизнью [3]. Все 50 семей нами были разделены на три типа: зрелые, молодые и семьи с подростками. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы (рис.1, рис.2).

Рисунок 1- Уровень адаптации и сплоченности в разных типах семей

Рисунок 2 - Уровень удовлетворенности семейной жизнью (Средние значения)

В зрелых семьях преобладает гибкий тип адаптации и связанный тип сплоченности. Гибкий, т.е., умеренный тип семейной системы, означает что, для зрелых семей характерен демократический стиль семейного руководства, открытые переговоры, способность при необходимости менять семейные роли. Например, правила могут корректироваться в соответствии с изменением возраста или с появлением новых членов семьи. Иногда такой семье может не хватать руководства, основанного на принятии каким-либо членом семьи ответственности за изменения. Однако это не приводит к потере стабильности системы. Такие семьи обладают способностью быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиям. А связанный тип сплоченности означает эмоциональную близость членов семьи, лояльность во взаимоотношениях, не достигающей уровня запутанности. Члены семьи часто проводят время вместе, и оно более важно, чем время, посвященное друзьям и интересам.

Также можно сделать вывод о том, что для молодой семьи характерен хаотичный тип адаптации. Семейная система в хаотичном состоянии имеет неустойчивое или ограниченное руководство. Решения, принимающиеся в молодой семье, часто являются импульсивными и непродуманными. Роли неясны и часто смещаются от одного супруга к другому. По типу сплоченности для молодых семей выявлен разобщенный, т.е., у них низкая степень сплоченности членов семьи, отношения отчуждения. В таких системах члены семьи эмоционально разделены, имеют мало привязанностей друг к другу, демонстрируют несогласованное поведение. Они часто проводят свое время раздельно, имеют различные интересы и разных друзей. Им трудно оказывать поддержку друг другу и совместно решать жизненные проблемы. Было установлено, что супруги в таких семьях чаще проявляют депрессивную симптоматику.

По итогам исследования у семей с подростками так же, как и у молодых семей, выявлен хаотичный тип адаптации. А тип сплоченности у таких семей, разделенный, это означает что, преобладает некоторая эмоциональная дистанцированность членов семьи. Семьи с разделенным типом взаимоотношений характеризуются эмоциональной отдаленностью членов семьи друг от друга, но она не является такой выраженной, как в разобщенной системе. Несмотря на то, что для членов семьи, прежде всего – супругов, более важно время, проводимое отдельно, они способны объединяться для обсуждения проблем, оказывать поддержку друг другу и принимать совместные решения.

По результатам исследования, выявлено, что зрелая семья в большей степени удовлетворена семейной жизнью, низкая степень удовлетворенности семейной жизнью наблюдается у молодой семьи, и средние значения у семей с подростками.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что семейная сплоченность является степенью эмоциональной связи между членами семьи, при максимальной выраженности этой связи они эмоционально взаи­мозависимы, при минимальной - автономны и дистанцированы друг от дру­га. Семейная адаптация в свою очередь, характеристика того, насколько гибко или, наобо­рот, ригидно способна семейная система приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров. Поэтому важно, чтобы семья могла приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, к различным препятствиям, которые ухудшают положение семьи.

При помощи «Методики диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР; В.Е.Каган, И.П.Журавлева)» нами диагностировалось отношение взрослых членов семьи к болезни ребенка в зависимости от заболевания, типа лечения, качества семейных отношений.

Выявлено, что у родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями, экстернальный родительский контроль болезни ребенка – причины болезни воспринимаются как нечто, не зависящее от родителей, что они не могут контролировать и ничем не могут управлять. Кроме того, у родителей преобладает тревожное состояние, онипреувеличивают тяжесть болезни ребенка (гипернозогнозия) и устанавливают на время болезни максимальные ограничения активности ребенка («покой лечит»). Также выявлены высокие показатели по шкале общей напряженности, которые характеризуют напряженное отношение к заболеванию ребенка, нeгaтивные переживaния у рoдитeлей, связанные с предстaвлeнием o пeрспeктивах и вoзмoжнoстях ребeнка в будущeм.

Таким образом, у родителей многодетных семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями, более выражена тревога, родители часто преувеличивают тяжесть болезни своего ребенка. К заболеванию ребенка родители относятся напряженно. В таких семьях преобладает негативный психологический климат, а заболевание ребенка оказывает неблагоприятное воздействие на семейную систему – нарастает нервно-психическое напряжение, личность и поведение больного отрицательно воздействует на других членов семьи, нарушаются семейные взаимоотношения, снижается социальный статус семьи в целом и ее членов, появляется чувство вины, тревоги, неудовлетворенности.

На наш взгляд, для решения проблем многодетных семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями нужны способы специализированной психологической помощи, ориентированные на изменение взаимоотношений в семье, личностных искажений ее членов, взаимное удовлетворение потребностей каждого из них. Также необходимо создать условия для формирования функциональной семейной организации, которая обеспечит максимальный рост потенциальных возможностей каждого члена семьи. Специалисты по социальной работе, психологи, должны помочь семье, чтобы у нее в дальнейшем было конструктивное развитие, т. е, сплочение семьи, концентрация ее активности.

Кроме того, специалистам помогающих профессий необходимо оказывать помощь и поддержку при создании благоприятного психоэмоционального климата в семьях, формировать адекватное родительское отношение к ребенку, находить ресурсы семьи, чтобы в дальнейшем она справлялась с проблемами самостоятельно.

Список литературы

  1. Аседова Э.М.Многодетная семья и ее проблемы // Современные проблемы культуры и воспитания. Выпуск 2 / Под ред. З.М. Магомедовой. – Махачкала: ДГПУ, 2007. –с. 36-38.

  2. Кривцова Е. В. Толерантность в профессиональной деятельности социальных работников: учебное пособие. – Кемерово: Офсет, 2012. – 115 с.

  3. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006. — 360 с.

  4. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие. / Под ред. проф. П.Д.Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 272 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-16-003292-4.

Научный руководитель: к.псих.н., доцент кафедры социальная работа и менеджмент социальной сферы Кривцова Е.В.

Просмотров работы: 2838