ЭФФЕКТИВНОСТЬ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЭФФЕКТИВНОСТЬ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На протяжении существования человечества перед людьми стояла задачи учета, накопления, сохранения и обработки различных данных. Долго время для этого использовали разные методы, включая бумажную работу или ведение учета данных в программах, как excel.

В настоящее время организации стремятся к автоматизации рабочих процессов. Что значительно повышает эффективность работы и позволяет меньше затрачивать рабочего времени на автоматизированный процесс.

Сейчас на рынке программного обеспечения появилось большое количество решений по автоматизации данного вида деятельности. Использование программы позволяет повысить качество, а также скорость работы.

При рассмотрении программных продуктов можно выделить следующие программы, например, такие как Информационная система БГПУ им. М. Акмуллы, информационная система «Электронные ведомости», программный продукт «Офис методиста» и прочих других различных продуктов.

Для получения более целостной картины необходимо рассмотреть каждый из них более подробно.

Информационная система БГПУ им. М. Акмуллы представляет собой Web-расширение информационной системы, созданное для студентов, их родителей и сотрудников. Сайт содержит следующие разделы:

- Факультеты — каталог информации обо всех факультетах, курсах, группах и студентах;

- Специальности — информация обо всех специальностях;

-Группы — список всех групп со студентами университета;

- Кафедры — информация о телефонах, аудиториях кафедр;

- Оценки — каталог электронных ведомостей за все учебные годы;

- Графики — семестровые графики учебного процесса с датами контрольных точек и экзаменов;

- Планы — рабочие учебные планы на весь срок обучения;

- Преподаватели — учебная нагрузка преподавателей и студентов;

- Рейтинг — рейтинг успеваемости студентов по итогам работы в семестре за любой период по факультету, курсу или группе;

- Успеваемость — статистика по студентам с задолженностям.

Студенты могут просмотреть следующую информацию:

- сводную ведомость успеваемости по итогам сессии;

- расписание и график учебного процесса группы;

- электронную зачетную книжку;

- проверить правильность заполнения рейтинга, оценок и пересдач;

- узнать телефоны и номера аудиторий кафедр и деканатов.

Сотрудники и преподаватели университета могут получить следующую информацию:

- по контингенту студентов университета;

- статистику по заполнению электронных рейтинговых ведомостей;

- списки незаполненных и незакрытых ведомостей своей кафедры;

- найти информацию о студенте, группе, специальности, факультете и другое.

Взаимодействие пользователей с системой осуществляется посредством Интернет браузера.

Однако для данной системы можно выделить недостатки, такие как:

- данные может просмотреть любой посетитель сайта;

- нереализованы информационные разделы «Нормативы» и «Вопросы и ответы»;

- в ведомостях учета успеваемости студентов по рейтингу вместо ФИО отображены номера зачетных книжек [1].

Информационная система «Электронные ведомости» как указано на сайте предназначена для учета и анализа успеваемости студентов. Она позволяет проводить контроль как в течении семестра, так и по итогам сессии. Система включает в себя программы:

- «Ведомости кафедры» – для создания и заполнение электронных ведомостей;

- «Деканат» – для ведения базы студентов;

- «Users Manager» – для администрирования подсистемы и управления доступом.

Электронная ведомость успеваемости – это компьютерный аналог бумажной ведомости, который обладает следующими преимуществами:

  1. Возможность автоматизированного создания всех ведомостей на текущий семестр с использованием информации из учебных планов, списка студентов и др. источников.

  2. Автоматическое вычисление рейтинга по итогам контрольных точек.

  3. Контроль логики заполнения результатов контрольных мероприятий, экзаменов и пересдач для предотвращения ошибок.

  4. Автоматическая отсылка заполненной преподавателем электронной ведомости в централизованное хранилище, для того чтобы к ним могли иметь доступ соответствующие деканаты.

  5. Автоматическое создание сводных ведомостей групп, определение статуса студента для расчета стипендии.

Подсистема «Электронные ведомости» позволяет использовать как 100-балльную рейтинговую систему, так и традиционную 5-балльную. Можно также использовать упрощенный вариант ведомости, если контрольные точки не проводятся. После экзамена/зачета предусмотрены поля для ввода трех пересдач.

Подсистема интегрирована с подсистемами «Деканат», «Планы», «Тестирование», что позволяет создать в начале семестра все необходимые ведомости без ручного ввода информации.

В конце семестра электронная ведомость выводится на печать для подписи преподавателем. Учет успеваемости в единой базе данных позволяет производить оперативный текущий анализ и быстро подводить итоги сессии.

Для анализа успеваемости предусмотрена сводная ведомость по группе, в которой отображается рейтинг или итоговая оценка по каждой дисциплине и рассчитывается статус студента.

Подсистема «Электронные ведомости» позволяет проводить общий анализ итогов сессии по различным критериям, например, по курсам, специальностям, кафедрам или группам. Шаблоны отчетов хранятся в Excel-файлах отдельно от программы, что позволяет адаптацию под требования образовательного учреждения.

Список студентов в ведомости обновляется автоматически при переводе или отчислении студента. Введенные в систему оценки могут использоваться для формирования электронной зачетной книжки и автоматического создания приложения к диплому.

На сайте предоставлена ознакомительная версия программы "Электронные ведомости", в которой отсутствует User Manager для администрирования системы, и справочное руководство.

Недостатком информационной системы является работа программы только в локальном режиме [2].

Программный продукт «Офис методиста» был разработана для организации электронного мониторинга успеваемости студентов университета. Был подготовлен и внедрен модуль «Электронная ведомость», который позволяет организовать одновременный ввод оценок по промежуточным контролям — модулям.

Организация работ по использованию модуля «Электронная ведомость» делится на такие этапы:

- Закрепление дисциплин за кафедрами;

- Создание базы данных кафедральных пользователей;

- Ввод оценок (баллов).

Для контроля правильности ввода оценок (баллов) в модуле «Электронная ведомость» предусмотрено комплекс мер по организации доступа к оценкам (баллам).

Обязательные параметры для доступа:

- Текущий семестр;

- Дата начала семестра;

- Дата окончания семестра:

- Отметка о разрешении ввода оценок (баллов) из модуля «Электронная ведомость».

Параметр «Текущий семестр» используется для выбора семестра, в котором изучаются определенные дисциплины и выставляются соответствующие оценки (баллы). Если дисциплина изучается в нескольких семестрах, то ввод оценок (баллов) возможен только по текущему семестру.

Параметры «Дата начала семестра» и «Дата окончания семестра» используются для выбора временных границ ввода промежуточных оценок (баллов).

Параметр «Отметка о разрешении ввода оценок (баллов)» используется для полного разрешения или запрета ввода оценок (баллов) для выбранной учебной группы [3].

И электронная ведомость, созданная в общеизвестной программе Microsoft Excel, которое предоставляет большие возможности для работы с таблично представленной информацией об успеваемости студентов.

В настоящее время многие ВУЗы, не имея своих разработанных программ или купленных, используют электронные таблицы для автоматизации учета успеваемости студентов.

Электронная ведомость в основном состоит из следующих разделов:

1. Текущая ведомость успеваемости учащихся;

2. Ведомость пропусков учащихся;

3. Ведомость успеваемости по семестрам;

4. Сводная ведомость успеваемости учащихся;

5. Персональные листки успеваемости каждого студента.

Электронная ведомость автоматизирована, единожды введенный список автоматически дублируется во всех разделах, где он необходим, что избавляет от повторного введения или копирования, обеспечивая тем самым процесс корректировки при движении учащихся. Но и этот процесс не является до конца автоматизированным и имеет свои недостатки, такие как:

- Реализация сложной структуры в рамках электронной таблицы требует огромного внимания к деталям программы,например, запомнить смысл множества адресов, встречающихся в сотнях формул;

- Формулы, выраженные в терминах адресов ячеек, при их большом количестве представляют большую проблему, это значительно затрудняет понимание формул вне контекста, а также затрудняет проверку корректности программы;

- Пользователь, имеющий доступ к таблице, может случайно внести в неё изменения, которые могут нарушить работу программы.

Исходя из выше проанализированных программ, у каждой есть какие-то незначительный или даже значительный недостатки, что побуждает к самостоятельной разработке программы с необходимым требованиями.

Литература

1. Башкирский Государственный Педагогический университет им. М. Акмуллы. Информационная система БГПУ им. М. Акмуллы: [электронный ресурс]/режим доступа: http://bspu.ru/

2. ММИС лаборатория. Учет и анализ успеваемости: [электронный ресурс]/режим доступа: http://www.mmis.ru/Default.aspx?tabid=159

3. Офис методиста. Автоматизация учебного процесса по Болонской системе обучения: [электронный ресурс]/режим доступа: http://www.office-metodist.com.ua/

Просмотров работы: 1574