Все бюджетные учреждения, как и другие предприятия должны самостоятельно формировать свою учётную политику, исходя из своей структуры, специфики отрасли и других особенностей деятельности. Хотя, в настоящее время сложилась противоречивая ситуация: с одной стороны Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учёте» от 01.01.2013 г. № 402 (далее – Закон №402-ФЗ) устанавливает обязанность разработки учётной политики бюджетными учреждениями, к которым относятся и учреждения, состоящие на местном бюджете, с другой – бюджетные учреждения выведены из-под действия базовых нормативных актов, устанавливающих основы для формирования учётной политики [1, С.1]
Слабая изученность проблемы учётной политики бюджетных учреждений, привела к тому, что на практике сложился стереотипный подход к формированию учётной политики. Главные бухгалтеры бюджетных учреждений нередко формально подходят к разработке учётной политики. Подобную позицию трудно считать оправданной, поскольку у бюджетного учреждения существует реальная возможность сформировать на основе принятой им учётной политики достаточно эффективную систему бухгалтерского учёта.
Учётной пoлитикoй для бюджетнoгo учреждения является инструкция пo бюджетнoму учёту, принятая Приказoм Министерства финансoв РФ от 23.12.2010 г. № 183н. Некoтoрые oбязательные элементы учётнoй пoлитики раскрыты недостаточно. К примеру, ведомость форм первичных документов, вoпрoсы устрoйства бухгалтерии, метoдика oбрабoтки учётной инфoрмации, сoставление правил и графика дoкументооборота, распределение oрганизации учёта в структурных пoдразделениях и прoведения инвентаризации, установление проверки за сохранностью имущественно-материальных ценностей, взаимоотношения головной организации с филиалами и пр.
Такие элементы, как выбор формы ведения бухгалтерского учёта, метод начисления амортизации по нефинансовым активам, методы оценки израсходованных товарно-материальных ценностей, оценки активов и обязательств, вопросы ведения раздельного учёта бюджетных и внебюджетных средств, специфика бухгалтерского учёта исполнения смет расходов и доходов в соответствии с пределом бюджетных обязательств, определение финансового результата за средства, полученные в результате оказания платных услуг, и средств бюджета в учётной политике, будут у всех учреждений аналогичны, но с отраслевыми особенностями.
В учётной политике бюджетного учреждения также должны присутствовать компоненты, которые не встречаются у других предприятий. К примеру, деление накладных расходов по источникам финансирования (доходов) или отражение отдельных операций по учёту предпринимательской деятельности или иной, приносящей доход [3, С.51].
Не смотря на это, присутствие таких особенностей не меняет основной потребности к содержанию приказа об учётной политике – раскрывать ее сущность в организационно-техническом и методологическом отношениях.
В обязательном порядке в учётной политике бюджетного учреждения утверждаются:
1. Рабочий план счетов бюджетного учёта. В нём предполагаются счета не как для органов, осуществляющих исполнение бюджета, так и для органов, проводящих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, чем объясняется наличие в данном плане большого количества позиций. Также, к синтетическим счетам открыто много аналитических счетов. Список счетов, которые используются в организации, отмечается в рабочем плане счетов бюджетного учёта. Можно его оформить как приложение к учётной политике и указать корреспонденцию счетов (проводки) по основным операциям финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
2. Формы первичных учётных документов, применяемых для утверждения хозяйственных операций, по которым Приложением № 2 к Инструкции № 183н не предполагаются типовые формы первичных учётных документов, а также формы документов для внутреннего бухгалтерского отчёта. Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учёте» от 22.11.2011 г. № 402-ФЗ (далее – Закон № 402-ФЗ) эти формы должны содержать такие обязательные реквизиты, как:
1) название документа;
2) дату составления документа;
3) название организации, от которой был составлен документ;
4) содержание хозяйственной операции;
5) измерения хозяйственной операции в денежном и натуральном выражении;
6) название должностей лиц, которые отвечают за совершение и правильность хозяйственной операции;
7) личные подписи указанных лиц [2, С.9].
3. Порядок и сроки проведения инвентаризации, кроме случаев, в которых проведение инвентаризации обязательно.
4. Перечень лиц, имеющих право подписи на первичных учётных документах, который утверждается руководителем предприятия совместно с главным бухгалтером согласно ст. 9 Закона № 402-ФЗ.
5. Правила документооборота, представляют собой график, где указывается вид операции, лицо, отвечающее за составление и оформление документа при выполнении операции, срок, в течение которого документ должен быть составлен, и срок его предоставления в бухгалтерию, либо другое структурное подразделение организации и пр.
6. Порядок хранения бухгалтерского архива и номенклатура дел.
7. Метод обработки учётной информации. П. 8 Инструкции № 183н предполагается, что автоматизация бюджетного учёта основывается на единой технологической процедуре обработки первичных учётных документов и отражения операций по соответствующим частям Плана счетов бюджетного учёта. Операции вырабатываются в базе данных программного комплекса, используемого учреждением в условиях комплексной автоматизации бюджетного учёта. Создатели новой Инструкции предусматривали, что учёт в подобных учреждениях ведется при помощи специальной бухгалтерской программы. В этом пункте достаточно указать лишь название программного продукта, с помощью которого будет производиться учёт.
8. Последовательность проверки хозяйственных операций, которая обеспечивает сохранность материальных ценностей организации.
9. Последовательность выдачи денежных средств под отчёт. При этом должен быть определен:
- перечень материально-ответственных лиц, имеющих право на получение денег под отчёт, с которыми были заключены договоры о полной материальной ответственности;
- предельный размер подотчётных средств;
- сроки представления авансового отчёта об израсходовании подотчётных сумм или их возврата.
10. Организационная форма ведения бухгалтерского учёта. Согласно Закону 402-ФЗ, руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.
Однако не все из перечисленных способов актуальны для бюджетных учреждений. Вести бухгалтерский учёт лично руководитель бюджетного учреждения не вправе. Не пользуются такие предприятия и услугами специализированных организаций. Однако есть специалисты в области бюджетного учёта, которые предлагали передать ведение бухгалтерского учёта специализированным организациям по причинам трудоемкости внедрения новой Инструкции и малой технической оснащенности бюджетных организаций. Обычно бухгалтерский учёт бюджетных учреждений ведёт или централизованная бухгалтерия, или структурное подразделение. В любом случае способ организации бухгалтерского учёта бюджетного учреждения определяется вышестоящей организацией.
Литература
1. О бухгалтерском учёте [Текст]: Федеральный закон РФ от 01 января 2013 г. № 402-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2013 г. – № 21 – Ст. 1.
2. О бухгалтерском учёте [Текст]: Федеральный закон РФ от 22 ноября 2011 г. № 402-ФЗ // Собрание законодательства РФ, – 2011 г. – № 48, – Ст. 9.
3. Брызгалин В.В., Новикова О.А. Учетная политика организации. [Текст]: учебник / В.В. Брызгалин, О.А. Новикова – СПб: Вершина, 2011. – 192 с.
4. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению [Текст]: Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. № 183н // Собрание законодательства РФ. – 2011 № – 19713.