ПАРАОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПАРАОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Лисицкая М.В. 1
1Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время глобализационные процессы выступают одним из важнейших факторов, обусловливающих специфику международной системы. Ее ключевая характеристика − наличие глобальной проблематики. Перед участниками международных отношений встают такие задачи, как определение совместной повестки дня, максимизация взаимного выигрыша, выявление и реализация общих интересов. Такая постановка проблемы требует поиска путей совместного решения [6], что приводит к усложнению организационной структуры международных отношений.

Отличительной чертой современных международных отношений является увеличение числа участников, повышение их активности и возрастание влияния на мировой арене. Всё более широкое распространение получают неформальные международные образования, которые определяются как клубы, или параорганизации[2] (приставка пара- означает внешнее сходство с традиционной международной организацией).

В Словаре внешнеторговых терминов параорганизация определяется как образование, обладающее чертами организации, но не являющееся таковой с формально-юридической точки зрения[8].С точки зрения международного права параорганизация − подобное международной организации образование, не обладающее правосубъектными и правотворческими свойствами и явственными институционными качествами[2].

Как правило, международные параорганизации не имеют уставов или иных учредительных актов. Для них характерны более гибкие формы организации отношений между участниками, без применения строгой регламентации. Вместо этого они имеют координационные структуры, функционирующие между основными заседаниями, научные, программные комитеты, а также целый ряд публичных мероприятий.

Существуют межгосударственные параорганизации, например «Группа восьми», «Группа двадцати», БРИКС, Парижский клуб стран-кредиторов, и негосударственные − неформальные регулярные площадки для встречи ведущих политиков, государственных деятелей, бизнесменов и ученых с мировым именем: Бильдербергский клуб, Трехсторонняя комиссия, Римский клуб, Лондонский клуб. По компетенции различают секторальные клубы и клубы общей компетенции. Существует также особый тип параорганизаций − международные регулярные форумы неправительственного характера, специализирующиеся в сфере экономики. К ним относится, например, Всемирный экономический форум.

По большей части параорганизации функционируют в общемировом масштабе, со смещением акцента в сторону евроатлантического сообщества [6].

Появление таких неформальных объединений обусловлено целым рядом причин. В первую очередь, это фундаментальные изменения, произошедшие в мире за последние 60 лет. К ним можно отнести:

- распад колониальной системы и почти четырехкратное увеличение количества независимых государств. При этом большинство современных государств являются государствами с развивающимися экономиками;

- распад мировой социалистической системы хозяйства, что привело к изменениям в расстановке сил на международной арене по сравнению с теми условиями, в которых создавалось большинство из ныне действующих международных организаций;

- демографический взрыв и резкий рост численности населения. Важно подчеркнуть, что основной прирост населения произошел в развивающихся странах, жители которых составляют в настоящее время более 86 % населения Земли;

- интернационализацию экономической жизни, появление тенденции к созданию единого мирового хозяйства [4];

- возрастание экономического и валютно-финансового потенциала развивающихся экономик и экономик с формирующимися рынками [5].

Параорганизация представляет собой структуру, схожую с традиционной международной организацией. Последняя определяется как стабильная, четко структурированная форма международного сотрудничества, созданная ее членами на добровольной основе для совместного решения общих проблем и ведущая свою деятельность в рамках устава [1]. Параорганизация также создается ее членами на добровольной основе для совместного решения определенных проблем и задач. Эта структура довольно устойчива во времени, работает на регулярной основе, часто имеет привязку к определенному местопребыванию, постоянный и лимитированный состав участников [2]. Например, Всемирный экономический форум имеет постоянный исполнительный орган − Совет директоров и штаб-квартиру в Женеве.

Оба вида международных институтов могут быть классифицированы по компетенции деятельности на общие и специальные. И параорганизации, и международные организации могут иметь в своем составе как государственных, так и негосударственных участников, могут быть межправительственными и неправительственными.

Однако существует и ряд отличий:

- во-первых, клубы, как правило, лишены учредительного соглашения, устава, прописанных критериев членства [6]. Хотя они и функционируют с определенным составом членов, но не имеют формализованной организационной структуры;

- во-вторых, принципиальное отличие состоит в том, что параорганизации, в отличие от традиционных международных межправительственных организаций, не наделены международной правосубъектностью;

- в-третьих, клубы не обладают правом принятия юридически квалифицированных решений [2]. Решения, принятые неформальными организациями, не обязательны к исполнению, т.е. не может быть гарантировано их исполнение в соответствии с ожидаемым представлением [9].

Следует ли из этого возможность трансформации международной параорганизации в международную организацию? Для международных институтов характерно, по мере накопления опыта деятельности, искать более эффективные механизмы и формы решения поставленных задач. Это может выражаться как в расширении функций, так и в модернизации организационной структуры [9]. Таким образом, институализация международных параорганизаций представляется вполне реальной перспективой.

Об этом свидетельствует история деятельности некоторых институтов мировой экономики. Так, изначально сложившаяся на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле международная параорганизация ГАТТ в 1994 г. была «преобразована» в юридически полноценную международная организацию − ВТО [8]. Появление новых, формальных образований, таких как Банк развития, запланировано в рамках клуба БРИКС.

В то же время формат международного клуба имеет и свои достоинства. Как уже было сказано, международные параорганизации по природе своей являются более гибкими структурами, легче адаптирующимися к происходящим изменениям в мировой политике. Отсутствие строгой регламентации предоставляет больший простор для конструктивного диалога между членами клуба.

Какова роль многосторонних институтов и, в частности, параорганизаций в современных международных отношениях? На этот счет существуют разные точки зрения.

Сторонники школы политического реализма считают, что международные организации (и, следовательно, близкие к ним параорганизации) представляют собой только отражение внешнеполитических интересов их участников и не способны генерировать нечто новое, выходящее за пределы этого.

С точки зрения либерального институционализма, национальные государственные интересы подвержены трансформации под влиянием глобальных изменений. У государств возникают потребности в координации своей деятельности, в том числе помощи со стороны коллективных структур международных отношений.

Приверженцы транснационализма полагают, что международные институты потенциально могут превзойти государства по степени влияния. Уже сейчас многие международные организации играют в международных отношениях большую роль, чем некоторые отдельные государства [7].

Тем не менее, количественный и качественный рост числа многосторонних институтов уже стал данностью. Сложно отрицать, что параллельно с этим растет и их международное влияние. Так, например, среди современных международных клубов следует особо отметить такую параорганизацию, как G8. В настоящий момент ее деятельность приобрела важнейшее значение. Организация обладает фактически универсальной компетенцией, в круг решаемых вопросов входят как глобальные, так и локальные проблемы: проблемы безопасности, экономики, экологии, помощи развивающимся странам, проблемы глобализации и т.д. По мере необходимости проводятся встречи на министерском или экспертном уровнях [2]. Вместе с тем G8 не основана на международном договоре, не имеет формально определенных критериев приема, устава и постоянного секретариата. Решения «восьмерки» носят характер политических обязательств государств-участников.

В экономической сфере большое значение приобретает G20. Она является более представительной организацией. Эта параорганизация начала свою работу в 1999 г. как совещание министров финансов и глав Центробанков стран-участниц в связи с необходимостью преодоления последствий финансового кризиса в Азии. Сегодня в сферу ее деятельности входит способствование мировому экономическому развитию, реформа мировых финансовых институтов, развитие финансового регулирования, обсуждение финансовых реформ [10].

С другой стороны, с появлением разнообразных многосторонних институтов и ростом их влияния на международной арене связан и ряд трудностей. Возникает проблема ответственности международных акторов, международные отношения становятся более неопределенными и менее предсказуемыми [3]. Однако усложнение организационной структуры стало характерной чертой современных международных отношений, и такие образования, как параорганизации являются их неотъемлемой частью.

Итак, появление параорганизаций является закономерным результатом развития многосторонних отношений. В целом, параорганизации сходны с международными организациями по многим параметрам, но отличаются от них отсутствием учредительного документа, международной правосубъектности и жесткого регулирования отношений между участниками. Неформальный характер и гибкость формата параорганизаций предоставляет ряд преимуществ, что делает такой формат взаимодействия субъектов международных отношений весьма актуальным в современных условиях. При этом возрастающее влияние таких формирований на международной арене и рост их числа свидетельствует о том, что многосторонние институты такого типа постепенно становятся важной формой многосторонней дипломатии.

Литература
  1. Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики: учеб. пособие / Н.А. Ломагин и др. – СПб.: Сентябрь, 2001 г. – 166 с.

  2. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс. – М.: Волтерс Клувер, 2004. – 496 с.

  3. Лебедева М.М. Мировая политика. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 351 с.

  4. Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации / П.А. Цыганков, Г.А. Дробот, М.М. Лебедева и др.; Под ред. П.А. Цыганкова. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007. – 320 с.

  5. Рогатных Е.Б. Эволюция современной системы многостороннего межправительственного сотрудничества и место БРИКС в этой системе // Российский внешнеэкономический вестник. – 2013. – № 7. – С. 3 – 18.

  6. Современные международные отношения: учебник / Под ред. А.В. Торкунова, А.В. Мальгина. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 688 с.

  7. Чечурина М.Н. Международная интеграция и международные организации. – Мурманск: МГТУ, 2012. – 269 с.

  8. Шумилов В.М. Словарь внешнеторговых терминов // Российский Внешнеэкономический вестник. – 2008. – № 4. – С. 72 – 74.

  9. Ягодкина В.М. Институты и институализация мировой экономики: генезис, эволюция, перспективы. – Иркутск: БГУЭП, 2006. – 294 с.

  10. About G20. – URL: http://www.g20.org/about_G20 (дата обращения: 16.12.2013)

Просмотров работы: 4585