Материнство - это сложный феномен, который базируется на физиологических механизмах, имеет свою эволюционную историю, культурные традиции и индивидуальные особенности. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что в основе материнства лежат социально-психологические установки, определяющие менталитет и жизненные ориентиры женщины в конкретный период. Поэтому говорить о проблеме в плоскости реализации женщиной только лишь биологического инстинкта, мы полагаем, не корректно. Поэтому мы рассматриваем проблему с позиций психосоциального подхода.
Заметим, что в наши дни, вследствие целого комплекса причин, готовность стать матерью утратила лидирующие позиции в иерархии ценностей женщины. В результате этого острой проблемой стало появление такой формы, как девиантное материнство (отклоняющееся от нормы).
Как известно, естественным считается поведение матери по отношению к ребенку, которое способствует сохранению и развитию его здоровья: психического, физического и духовного. С этой точки зрения девиантное материнство можно рассматривать, как такое поведение матери, которое не способствует сохранению здоровья ребенка, а, напротив, нарушает и затрудняет нормальный процесс его развития.
Выделяют два основных вида девиантного материнского поведения, а именно:
подростковое материнство вследствие ранней беременности и неготовности принять ребенка;
материнское отказничество от ребенка взрослой женщины вследствие нежеланной беременности.
Наряду с имеющимися сегодня вариантами, решение указанной проблемы, мы полагаем, возможно при тесном взаимодействии медицинских работников и специалистов по социальной работе. Большое значение в этом процессе, на наш взгляд, отводится специалистам, работающим в женской консультации. В этой связи нами была разработана модель медико-социальной профилактики девиантного материнства, представленная ниже:
Проблема |
Механизм решения |
Специалисты |
Ожидаемый результат |
Диагностический этап |
|||
1.Работа с женщиной |
|||
Готовность женщины отказаться от ребенка при рождении (по информации врача-гинеколога) |
Психодиагностика |
Психолог |
|
|
|||
|
Психолог |
|
|
|
Психолог |
|
|
Социальная диагностика
|
Социальный работник |
|
|
2.Работа с родственниками |
|||
|
Социальный работник |
|
|
Аналитический этап |
|||
Наличие необработанной информации, полученной в ходе диагностики |
|
Психолог Социальный работник |
|
Коррекционно-профилактический этап |
|||
1.Работа с подростком/женщиной |
|||
Страх и тревога из-за неизвестности в будущем |
|
Психолог |
|
|
Социальный работник |
|
|
|
Психолог Социальный работник |
|
|
|
Социальный работник |
|
|
2.Работа с родственниками |
|||
|
Социальный работник |
|
|
Заключительный этап |
|||
|
Социальный работник, психолог |
|
Таким образом, ведение в учреждениях здравоохранения, в том числе в женских консультациях, стационарных учреждениях, должности социального работника, мы полагаем, может способствовать более эффективному решению проблем, выходящих за рамки чисто медицинских.