ЭВОЛЮЦИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УЧЕТА, АУДИТА, АНАЛИЗА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЭВОЛЮЦИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УЧЕТА, АУДИТА, АНАЛИЗА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изменение экономической среды хозяйствующих субъектов, особенно связанных с взаимоотношением с субъектами мирового рынка, появлением и расширением предпринимательской деятельности, изменение правовой базы, вызывает необходимость осуществления комплексных мер по совершенствованию системы бухгалтерского учета.

Ранее реформирование национальных стандартов бухгалтерского учета предусматривалось Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, мероприятия в которой по реформированию бухгалтерского учета предусматривались до 2010 г.

В настоящее Минфин России Приказом от 30.11.2011 г. № 440 утвердил План работ Министерства финансов РФ на 2012 - 2015 гг. по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности (далее - План) [6].

Необходимость принятия данного документы было вызвано следующими обстоятельствами:

- концепция развития бухгалтерского учета в РФ практически имеет истекший срок действия плана;

- возникла необходимость в новых действиях, так как процесс реформирования национального учета не завершен, кроме того, процесс реформирования учета на основе Международных стандартов финансовой отчетности (далее – МСФО) еще продолжается, многие из мероприятий, намеченных в Концепции развития бухгалтерского учета оказались невыполнимыми в установленные сроки.

План работ содержит четыре основных раздела:

1) повышения качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

2) совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) информации;

3) развитие профессии;

4) международное сотрудничество [10].

В каждом разделе предусмотрен комплекс мероприятий, которые предполагается реализовать в ближайшее время.

Среди перечня мероприятий можно отметить следующие:

- в целях повышения качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, предполагается признание МСФО и разъяснений на всей территории РФ;

- определение перечня МСФО, непосредственно применяемых для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности для юридического лица; принятие нормативных актов, которые обеспечили бы непосредственное применение МСФО; утверждение новых федеральных стандартов на основе МСФО;

- введение упрощенных процедур бухгалтерского учета и упрощенной индивидуальной бухгалтерской (финансовой) отчетности для некоторых категорий хозяйствующих субъектов;

- разработку предложений по осуществлению дифференцированного подхода к ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности хозяйствующими субъектами;

- разработку предложений по усилению государственного надзора за своевременностью и полнотой раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующими субъектами;

- разработку рекомендаций по организации и осуществлению хозяйствующими субъектами внутреннего контроля за бухгалтерским учетом и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- разработку предложений по внесению изменений и дополнений в законодательство по вопросам административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности хозяйствующих субъектов, их руководителей и иных должностных лиц за своевременностью, полнотой и достоверностью раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности и др. [11].

Предусмотрены мероприятия по расширению подготовки и повышению квалификации специалистов, занятых аудитом, контролем, надзором за ведением бухгалтерской (финансовой) отчетности по МСФО.

Анализ намеченных мероприятий показал, что он не содержит каких-либо конкретных действий, не определены ответственные на разработку тех или иных предложений, нет ясности, кто из федеральных органов исполнительной власти будет задействован при реализации данных мероприятий.

В соответствии со ст.26 Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 22.11.2011 г. № 402 (далее – Закон №402-ФЗ) [1] Минфин России утвердил Правила подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета, за исключением программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Этот документ выпущен в качестве дополнения к Плану.

Однако, в настоящий момент новые стандарты еще не выпущены и для ведения бухгалтерского учета бухгалтерами применяются нормативными документами, не противоречащими Закону №402-ФЗ [9].

В связи с тем, что система реформирования бухгалтерского учета предусматривает широкое применение МСФО при разработке национальных стандартов, реформирование также актуально и для аудиторской деятельности.

Для решения проблемы качества аудита необходима разработка стандартов аудиторской деятельности с установленными критериями квалифицированного и качественного проведение аудита [3].

Методические основы проведения аудиторских проверок и требования, соблюдение которых свидетельствует о выполнении аудиторской работы с надлежащим качеством, должны быть закреплены в стандартах аудиторской деятельности на федеральном уровне [10, С.5].

В России работа над системой аудиторских стандартов осуществляется с 1995 г. В России велась работа над созданием эффективно функционирующей системы стандартов, которая могла бы максимально соответствовать требованиям организации аудита в большинстве развитых стран и одновременно учитывала бы особенности национальной экономики.

Первые отечественные стандарты были выпущены Комиссией по аудиторской деятельности, действовавшей при Президенте РФ. Законодательно роль данных стандартов была не определена и носили больше рекомендательный характер, и их нарушение не приводило к возникновению каких-либо мер ответственности.

Далее Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФП (С) АД) разрабатывались уже на основании Федерального закона от 07.08.2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (действовал до 01.01.2011 г.). Выпущенные в период действия данного закона Стандарты принимались Правительством РФ, в отличие от стандартов, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, были обязательными для применения всеми субъектами рынка аудиторских услуг (включая индивидуальных предпринимателей), так как они были приняты уполномоченным органом власти и официально опубликованы.

Новый Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» установил, что стандарты аудиторской деятельности должны разрабатываться в соответствии с Международными стандартами аудита (далее – МСА). Первые шаги на пути к внедрению положений МСА в российскую практику уже сделаны: в 2010 и 2011 гг. вступили в силу девять Федеральных стандартов аудиторской деятельности (далее - ФСАД). Несмотря на то, что они отличаются от международных аналогов, в целом их считают соответствующим МСА.

Дальнейшая работа в данном направлении связана с внедрением тех требований МСА, которые обеспечат более качественное проведение аудита и высокий уровень доверия к данным бухгалтерской (финансовой) отчетности со стороны пользователей [4].

Проводя сравнение МСА и разработанных отечественных стандартов, можно выделить несколько групп:

- российские правила (стандарты), имеющие аналоги среди МСА;

- российские правила (стандарты), имеющие существенные отличия от МСА;

- российские правила (стандарты), не имеющие аналогов в системе МСА;

- МСА, не имеющие аналогов в системе российских стандартов аудита [12].

Для разработки стандартов аудиторской деятельности, соответствующих МСА, особенно полезны изучение и анализ зарубежного опыта. Несомненно, МСА представляют наибольший интерес в качестве объекта рассмотрения методологии их разработки и в свете международной глобализации и интеграции России в международное экономическое сообщество [8].

Таким образом, при наличии стандартов МСА в РФ имеет место двойная система стандартов. Так как на рынке объективно складывается ситуация при которой отсутствует государственное требование соблюдения МСА аудиторскими организациями, аудиторские организации, в свою очередь, не могут обеспечить качества аудита в соответствии с МСА и в результате не имеют шансов в конкурентной борьбе за потребителей аудиторских услуг.

20 декабря 2012 г. Совет по аудиторской деятельности при Минфине России принял решение о приостановке дальнейшей разработки федеральных стандартов аудиторской деятельности и рекомендовал аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам при планировании и осуществлении аудиторских процедур в ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц по вопросам (этапам), по которым федеральными стандартами аудиторской деятельности (федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности) не установлены конкретные требования, руководствоваться соответствующими МСА. Скорейшее и более широкое применение МСА обусловливается и необходимостью составления консолидированной финансовой отчетности по МСФО отдельными группами компаний уже в 2013 г. на основании Федерального закона от 27.07.2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» [2].

На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки профессиональных аудиторов, Международная федерация бухгалтеров стремиться к развитию к развитию профессии и гармонизации ее стандартов по всему миру с тем, чтобы помочь бухгалтерам оказывать профессиональные услуги на высоком уровне в интересах всего общества. Федерация тесно взаимодействует с Советом по МСФО (IASC).

Значимость аудиторской проверки заключается не только в подтверждении достоверности бухгалтерской отчетности и соответствии учетной политики действующему законодательству, но также в применении аналитических процедур, на основании которых могут быть определены резервы роста эффективности деятельности, факторов роста прибыли, сокращения производственных потерь. Эти ответы могут быть получены при применении финансового анализа, который, по сути, является составной частью аудита.

Финансовый анализ в аудите в зависимости от поставленной задачи является инструментом получения аудиторских доказательств и сопутствующим аудиту видом услуги. Финансовый анализ используется как метод знакомства с финансовым механизмом предприятия, его результатом является оценка финансовой устойчивости предприятия, состояния его имущества, скорости оборота капитала и его использования. Финансовый анализ затрагивает перспективы развития, ожидаемые последствия принятых управленческих решений.

За рубежом предусмотрена обязательность проведения аналитических процедур стандартами аудита. Так, например, в стандарте SAS 56 предусматривается, что аналитические процедуры представляют собой оценку финансовой информации на основе изучения вероятных соотношений между финансовыми и нефинансовыми данными.

В мировой практике вопросам финансового анализа уделено место в Стандартах по оказанию сопутствующих услуг, утвержденных Международным комитетом по аудиторской практике. Данные Стандарты определяют содержание и задачи работ. Стандарт по анализу финансовой отчетности выделен в отдельный раздел, в котором рассмотрены обязательные аудиторские процедуры при выполнении данного анализа. Этот норматив относится к анализу финансовой отчетности, однако может применяться к анализу другой финансовой информации.

Применение анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта в качестве источников аудиторских доказательств было предусмотрено Правилами (стандартами) аудиторской деятельности в России, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25.12.1996 г.

Позднее в ФСАД №8 «Понимание деятельности аудиторского лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» [7] также были предусмотрены процедуры по оценке и анализ финансовых результатов деятельности аудируемого лица. При этом, в стандарте предусмотрены общие вопросы применения аналитических процедуры, сами аналитические процедуры не стандартизированы. Вероятно, данный вопрос в последствие будет решен при дальнейшем реформировании российских аудиторских стандартов с учетом МСА.

Что касается налоговой системы, то эффективность ее функционирования характеризуется способностью обеспечивать поступления налоговых платежей в бюджет в той мере, которая требуется для достаточного финансирования расходов государства.

На данном этапе на государственном уровне уделяется много внимания взвешенной налоговой политике государства. Это связано и с кризисными явлениями в мировой экономике, которые также затрагивают и экономику РФ. В этой связи государству важно иметь баланс, не допуская диспропорций между полноценным обеспечением поступлений в государственный бюджет, социальной поддержкой граждан страны, поддержанием экономического роста и дальнейшим совершенствованием и развитием системы налогообложения.

Налоговая политика, являясь частью финансовой политики государства, представляет собой совокупность мероприятий государства в налоговой сфере. Главной задачей налогообложения является обеспечение доходов бюджетной системы. Основные направления налоговой политики РФ на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг., (далее – Основные направления налоговой политики) подготовлены с целью составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики необходимо учитывать как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов РФ.

В трехлетней перспективе 2014 - 2016 гг. приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В части мер налогового стимулирования планировалось внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

1) налоговое стимулирование инновационной деятельности;

2) налог на прибыль организаций;

3) налог на добавленную стоимость;

4) акцизное налогообложение;

5) введение налога на недвижимость;

6) налогообложение имущества (в том числе земельных участков);

7) налог на добычу полезных ископаемых;

8) водный налог;

9) налогообложение в рамках специальных налоговых режимов;

10) налоговое администрирование;

11) упрощение администрирования налогообложения физических лиц;

12) международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен;

13) налоговая нагрузка в российской экономике.

Предлагается в ближайшее время внести изменения в НК РФ, направленные на установление особого порядка налогообложения некоммерческих организаций, в том числе бюджетных учреждений, налогом на прибыль организаций. Этот порядок предполагает освобождение доходов указанных организаций, получаемых в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, от налогообложения, налогом на прибыль при соблюдении ряда ограничений и условий, в соответствии с которыми, некоммерческие организации должны быть лишены возможности осуществлять иные виды предпринимательской деятельности, за исключением непосредственно связанных с теми целями, для достижения которых были созданы эти некоммерческие организации.

Таким образом, анализируя вышеизложенное в данной статье, следует сказать, что реформирование бухгалтерского учета, аудиторской деятельности и налогообложения окончательно не завершено и находится в активной фазе. Конечной целью реформирования является совершенствование всех механизмов в финансовой сфере: развитию гибкой системы налогообложения для всех субъектов экономических отношений, подготовки актуальной финансовой отчетности, а также применения эффективных аналитических процедур в ходе аудита. Данная реформация направлена на повышение конкурентоспособности российских компаний и выстраиванию эффективной финансовой системы в целом.

Литература

  1. Закон о бухгалтерском учете [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». – Режим доступа: http://www.consultant.ru

  2. Закон об аудиторской деятельности [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) «Об аудиторской деятельности». – Режим доступа: http://www.consultant.ru

  3. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу [Электронный ресурс] // Приказ Минфина России от 01.07.2004 г. № 180. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

  4. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

  5. План Министерства финансов РФ на 2012 - 2015 гг. по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности [Электронный ресурс] : Приказ Минфина России 30.11.2011 г. № 440) (ред. от 30.11.2012 г.). – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

  6. Правила подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета [Электронный ресурс] : Приказ Минфина России от 11.03.2013 г. № 26н «Об утверждении Правил подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета, за исключением программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора»

  7. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 г. №696 (ред. от 22.12.2011 г.) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

  8. О введение в действие МСА [Электронный ресурс] : Приказ Минфина России от 25.11.2011 г. № 160н (ред. от 18.07.2012 г.) «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории РФ». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

  9. Основные направления антикризисных действий Правительства РФ на 2010 г. [Электронный ресурс] : одобрено на заседании Правительства РФ (протокол от 30.12.2009 г. № 42. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

  10. Гетьман В.Г. Бухгалтерский учет в России: проблемы совершенствования его концептуальных основ и подготовки кадров [Текст] / В.Г. Гетьман // Все для бухгалтера. 2012. N 6.

  11. Ильин А.Ю. Основные направления в формы реализации государственной налоговой политики налоговыми органами [Текст] // «Налоги» (журнал), 2013, №2.

  12. Жминько С.И., Бакланова П.В. Принципы и порядок разработки федеральных стандартов аудиторской деятельности [Текст] // Международный бухгалтерский учет. - 2012. - № 32. - С. 25 - 30.

 

Просмотров работы: 1799