ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Экономическая безопасность представляет собой состояние экономики государства, характеризующееся наличием стабильного дохода и других ресурсов, при котором обеспечиваются защита национальных интересов, устойчивость к внутренним и внешним угрозам.

Налогообложение является связующим звеном между экономикой и бюджетной системой, осуществляющей перераспределение средств между хозяйствующими субъектами, физическими лицами и государством. В условиях рыночной экономики налоговая система остается одним из немногих механизмов регулирования социально-экономических процессов, которыми обладает исполнительная и законодательная власть, так как налоги являются главными источниками финансовых ресурсов, централизуемых государством для выполнения законодательно закрепленных за ним функций. Поэтому важнейшим элементом экономической безопасности страны в современных условиях является налоговая безопасность.

Налоговая безопасность государства представляет собой состояние экономики, при котором обеспечивается гарантированное поступление налоговых платежей в бюджет государства. Она обеспечивает защиту национальных интересов, социальную направленность налоговой политики, достаточный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Обеспечение экономической безопасности в налоговой сфере зависит от многих факторов, и, прежде всего, от налоговой политики государства, которая формирует налоговую систему.

Механизм обеспечения экономической безопасности в налоговой сфере представляет собой набор законодательно-нормативных актов и наличие институциональных структур, которые своевременно предупреждают о возникновении угроз экономической безопасности в налоговой сфере, снижают уровень их воздействия или полностью ликвидируют возможность их возникновения. Также, этот механизм должен иметь инструменты нейтрализации коррупции при налоговом администрировании.

Следует согласиться с теми специалистами, которые особо выделяют угрозу налоговой безопасности государства – составную часть экономической безопасности, которая, в свою очередь, является одной из составляющих национальной безопасности России [1]. Среди пороговых значений индикаторов экономической безопасности выделяют дефицит федерального бюджета [2].

Основным источником, создающим угрозу налоговой безопасности, являются действия хозяйствующих субъектов и населения по сокрытию (или уменьшению) своих доходов и соответствующей неуплате законодательно установленных налогов. Согласно данным Организационно-аналитического департамента МВД РФ, по состоянию на конец марта 2013 г. совершено 2,8 тыс. налоговых преступлений, что составило около 7% всех экономических преступлений, совершенных за этот период [3]. За 2012 г., в общем, недоимка по уплате налогов и сборов составляет 346,3 млрд. рублей, если не брать в расчет показатель уровня теневой экономики, который составляет 45-50% по данным МВД РФ [4].

Способы, используемые для уклонения от уплаты налогов, достаточно разнообразны, и их можно объединить в следующие группы:

  1. полное или частичное искажение результатов финансово-хозяйственной деятельности организации в документах бухгалтерского учета;

  2. использование операций в наличностью, не фиксируемой в бухгалтерских документах;

  3. необоснованное отнесение на издержки производства затрат;

  4. искажение экономических показателей;

  5. занижение объема или стоимости реализованных товаров, работ, услуг;

  6. способы, основанные на маскировке объекта налогообложения (подмена объекта налогообложения, лжеэкспорт);

  7. осуществление операций с фирмами-однодневками или посредническими аффилированными лицами.

Таким образом, существует необходимость комплексного подхода к решению проблем, связанных с уклонением от уплаты налогов и сборов. В первую очередь, это связано с совершенствованием деятельности налоговых органов. В этой связи наделение налоговых органов полномочием регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей позволило бы существенно сократить документооборот, пресечь деятельность юридических лиц, зарегистрированных в качестве таковых, но не стоящих на учете в налоговых органах.

Говоря о роли налоговых органов в обеспечении экономической безопасности, можно выделить внутренний и внешний аспекты. Внешний аспект связан с выявлением и устранением угроз в налоговой сфере, а внутренний – предполагает устранение недостатков в самой системе налоговых органов.

Одной из основных проблем, препятствующей эффективной деятельности органов, противодействующих налоговым правонарушениям, является отсутствие единого массива данных о налогоплательщиках. Поэтому в настоящее время существует необходимость формирования систем мониторинга соблюдения налогового законодательства. Формирование системы мониторинга налоговой безопасности требует наличия развитой системы, которая обеспечила бы сбор и накопление информации, а также анализ и обработку данных, принятие и реализацию управленческих решений, и контроль за их исполнением. Однако такие системы требуют решения технических проблем (например, таких как обеспечение защиты каналов связи) и проблем подбора квалифицированных кадров.

Одной из важных мер, способствующих повышению собираемости налогов и сборов, является усиление налоговой дисциплины. Санкции за совершение налоговых правонарушений должны быть достаточно жесткими, но соизмеримыми с допущенными правонарушениями.

В завершении статьи хотелось бы отметить, что экономическая безопасность в налоговой сфере связана с уровнем налогового администрирования. То есть, чем выше эффективность налогового администрирования, тем выше устойчивость государства к внутренним и внешним угрозам. На данный момент в России существует множество способов уйти от налогообложения, что оказывает неблагоприятное воздействие на социально-экономическое развитие государства. Для решения этой проблемы необходим системный подход, предусматривающий совершенствование налогового, а также уголовного законодательства, и налогового администрирования.

Литература

1. Ролик А.И. Налоговая преступность: криминогенные детерминанты и предупреждение (по материалам о налоговых преступлениях в рыбной, лесной отраслях и топливно-энергетическом комплексе Дальневосточного федерального округа). — Владивосток, 2003. С. 9.

2. См.: Сенчагов В.К. Индикативная система экономической безопасности // Экономическая безопасность России / Под ред. В.К. Сенчагова. — М., 2005. С. 75.

3. Официальная статистика [Электронный ресурс]: официальный сайт Министерства внутренних дел РФ. – Режим доступа: URL: mvd.ru/upload/site1/document_file/weVhnudOS8.rtf‎

4. Официальная статистика [Электронный ресурс]: официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. – Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/fin24.htm

Просмотров работы: 5895