Во все времена человечество собирало и стремилось сохранить предметы, имеющие сакральную, престижную и эмоциональную значимость, представляющие интерес с познавательной и эстетической точки зрения [1, С.15]. Английский ученый Дэвид Марри еще в 1904 г. писал: «Музей, согласно современным представлениям, – это собрание памятников древности или других предметов, представляющих интерес для исследователей и ученых, систематизированное и экспонируемое в соответствии с научными методами». Такое представление о социальной значимости музея актуально и сейчас.
Основная задача современного музея – накопление и сохранение социальной информации, познание и передача знаний, традиций, представлений и эмоций посредством музейных предметов и экспозиций [1, С.9].
В настоящее время в музеях широко используются современные информационные технологии, что особенно привлекает посетителей. В период адаптации учреждений культуры к рыночным отношениям музеи оказались в ситуации свободы выбора маркетинговой стратегии, направлений экспозиционной, культурно-образовательной и научно-просветительской деятельности, реализуя их посредством проведения различных мероприятий. Особую роль при этом играет выставочная деятельность.
Организация и создание музейной выставки-экспозиции – сложный исследовательский, творческий и производственно-технический процесс, который требует совместных усилий научных сотрудников, художников, дизайнеров, музейных педагогов, инженеров. Он нуждается в предварительной системной разработке научного содержания экспозиции, ее архитектурно-художественного решения и технического оснащения [1, С.444]. Планирование выставки требует опыта. При этом сотрудник музея должен опираться на большое количество данных, представлять всю последовательность работ, учитывать трудовые и финансовые возможности музея. Выбранное решение должно по возможности гарантировать оптимальное выполнение поставленной задачи, то есть выставка должна состояться в назначенное время с наименьшими затратами, так как трудовые и финансовые ресурсы музея ограничены.
Например, в тюменском музее «Городская Дума» в течение года проводится около 12 выставок, следовательно, планирование выставки является неотъемлемой функцией управления музеем. Для эффективного планирования выставки необходимо автоматизировать данный процесс, например, на основе сетевых методов. Один из них – метод критического пути (CPM - Critical Path Method), другой – метод оценки и пересмотра проектов (PERT - Project Evaluation and Resiew Technique). Для реализации этих методов создано программное обеспечение (Microsoft Project – управление проектами, СУР – система управления разработками, ЦПК – централизованное планирование и контроль и др.), к сожалению, достаточно дорогое.
Для автоматизации планирования выставки в музее были применены методы сетевого планирования. Для реализации сетевого метода необходимо было определить последовательность работ, их взаимосвязи, время выполнения каждой работы, трудовые и дополнительные финансовые затраты. На первом этапе нами была проделана такая работа. Фрагмент представлен в таблице.
№ |
Описание |
Работа |
Предшест-вующая работа |
Время, дни (ресурсы) |
Стоимость |
1 |
Предварительное обсуждение концептуальных аспектов выставки. |
R1 |
- |
1 (2) |
0 |
2 |
Изучение научной литературы и сбор архивных материалов. |
R2 |
R1 |
12 (1) |
0 |
3 |
Анализ музейных коллекций на предмет отбора для выставки, составление картотеки предполагаемых экспонатов. |
R3 |
R1 |
3 (2) |
0 |
4 |
Сбор рабочей группы. Обмен информацией о концепции выставки, ходе работ по ее подготовке и реализации. |
R4 |
R2, R3 |
2 (5) |
0 |
5 |
Выбор необходимых и доступных технических средств: аудио и аудиовизуальные, демонстрационные установки, действующие модели и макеты. |
R5 |
R2 |
1 (2) |
0 |
6 |
Разработка дизайн проекта выставки, его утверждение. |
R6 |
R4, R5 |
14 (3) |
0 |
7 |
Подготовка сметы. Утверждение сметы у директора. |
R7 |
R6 |
21 (4) |
0 |
8 |
Подготовка договоров на оказание услуг. |
R8 |
R5, R7 |
4 (3) |
0 |
9 |
Приобретение товаров для выставки. |
R9 |
R8 |
3 (1) |
14500 |
10 |
Приобретение материалов и оборудования. |
R10 |
R8 |
5 (2) |
32000 |
11 |
Получение предметов в фондах музейного комплекса. |
R11 |
R1, R3, R6 |
3 (3) |
0 |
12 |
Сбор рабочей группы. Обмен информацией по стадии готовности выставочных материалов. |
R12 |
R6, R8, R11 |
1 (5) |
0 |
13 |
Организация работы по созданию рекламной компании. Подготовка пресс-релиза, рассылка его в СМИ. |
R13 |
R12 |
20 (3) |
5400 |
14 |
Разработка и утверждение макета рекламного баннера. |
R14 |
R7, R13 |
14 (3) |
0 |
15 |
Отправка в печать рекламного баннера. |
R15 |
R14 |
2 (1) |
9000 |
16 |
Монтаж рекламного баннера. |
R16 |
R15 |
1 (3) |
0 |
17 |
Монтаж выставки. |
R17 |
R5, R9, R10, R12 |
5 (5) |
0 |
18 |
Прокладка коммуникационных линий для освещения. |
R18 |
R17 |
1 (2) |
1500 |
19 |
Сборка оборудования. |
R19 |
R17 |
1 (2) |
0 |
20 |
Работа с этикетажем, сопроводительными текстами и прочими материалами. |
R20 |
R2 |
3 (4) |
1500 |
21 |
Отправка в печать путеводителя для посетителя (листовка). |
R21 |
R20 |
3 (1) |
900 |
22 |
Сдача выставки. |
R22 |
R16, R18, R19, R20 |
1 (2) |
0 |
23 |
Подготовка персонала для проведения выставки (экскурсовода, смотрителей). |
R23 |
R22 |
1 (1) |
500 |
24 |
Репетиция открытия выставки. |
R24 |
R22 |
1 (6) |
600 |
25 |
Открытие выставки. |
R25 |
R21, R23, R24 |
2 (3) |
3500 |
По данным таблицы был составлен сетевой график выполнения работ, выполнен расчет параметров событий. Затем были рассчитаны ранние и поздние сроки начала и окончания работ, полные и свободные резервы времени, продолжительность критического пути. Проведена оптимизация затрат трудовых ресурсов. На этом этапе все расчеты выполнялись в MS Excel. Так, например, на основании опыта подготовка выставки «Тюмень. Ты помнишь, как все начиналось» должна была занять, как минимум, 90 рабочих дней, и необходимо задействовать пять сотрудников, после применения сетевых методов планирования выяснилось, что вполне достаточно 72 рабочих дня, при этом необходимо всего три сотрудника. Таким образом, подтвердилась практическая значимость выполненной работы.
На втором этапе была разработана программа «Планирование выставки» с простым и удобным интерфейсом пользователя на языке программирования PHP (Hypertext Preprocessor). Из всех сред разработки с поддержкой синтаксиса PHP выбран редактор Notepad++. Довольно удобен и прост. Абсолютно бесплатен. В итоге программа осуществляет планирование сроков выполнения работ, планирование человеческих и финансовых ресурсов, формирование заданий для каждого сотрудника. В настоящее время программа работает в тестовом режиме.
Литература
Юренева Т.Ю. Музееведение. Учебник для высшей школы. - 2-е изд. - М. Академический Проект, 2004.- 560 с.