Организации культуры обладают своей спецификой. Это находит отражение в особенностях их трудовых ресурсов. Для поддержания кадрового потенциала культурной сферы важная роль отводится государству. В частности, нужно говорить о создании достойных условий труда, о достойном размере заработной платы для обеспеченья развития работника культуры.
До 1 сентября 2007 г. повсеместно во всех организациях бюджетной сферы РФ зарплата выплачивается по Единой тарифной сетке (далее - ЕТС). Однако, Постановление Правительства РФ от 22.09.2007 г. № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее – Постановление № 605) был указан и временной интервал, за который должна быть введена новая система оплаты труда (далее - НСОТ). Этот временной интервал укладывался с 1 сентября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. [1]. Постановление № 605 утратило силу с 1 декабря 2008 г. в связи с изданием для работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей нового Постановления Правительства РФ № 583 от 05.08.2008 г. (далее – Постановление № 583) [2]. ЕТС с 1 июня 2011 г. в РФ была повсеместно отменена.
Главный принцип НСОТ – это то, что заработная плата работника делится на две части: гарантированную - ту, которая выплачивается работнику за исполнение должностных обязанностей, и на стимулирующую – ту, размер которой зависит от того, насколько результативно, качественно и эффективно работал сотрудник. Причём, размер стимулирующих выплат неограничен.
Главное отличие ЕТС от НСОТ - это разделение сотрудников по видам экономической деятельности. Зарплата делится на три части:
- оклад;
- компенсационные выплаты - доплата за совмещение должностей, замену и интенсивность работы;
- стимулирующие выплаты - премии, денежные вознаграждения, выплата за выслугу лет.
Таким образом, переход от ЕТС к НСОТ направлен на стимулирование работников к оказанию качественных услуг в бюджетной сфере. Значимым моментом НСОТ является предоставление большей самостоятельности руководителям бюджетных организаций, так как им предоставляется возможность перераспределять средства для стимулирования наиболее ценных работников.
Согласно ст. 144 ТК РФ, Правительство РФ может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Снижение уровня зарплаты не предусматривается, то есть она не будет меньше той, которая выплачивалась работникам до введения новых систем оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей и выполнения ими работ той же квалификации.
Выплаты стимулирующего характера при новых системах оплаты труда установлены Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 г. № 818. В частности имеется следующий переченьвидов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях [4]:
выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
выплаты за качество выполняемых работ;
выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
премиальные выплаты по итогам работы.
Данные выплаты определяются учреждениями самостоятельно в пределах фонда оплаты, и направлены на стимулирование и поощрение работника за качественный результат труда. Стимулирующие выплаты закрепляются соглашениями, локальными нормативными актами и конкретизируются в трудовых договорах работников.
Таким образом, мотивирующей силой является повышение оплаты труда за счет применения работодателем стимулирующих надбавок и премиальных выплат, а также выплат компенсационного характера, которые играют немаловажную роль в общем объеме выплат по результатам труда.
В регулировании трудовых отношений важную роль играет законодательная база, в связи с этим установлена многоуровневая система регулирования этих отношений. Законодательные и нормативные положения актов нижестоящих уровней не должны противоречить положениям актов вышестоящих уровней, а нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ. Если между федеральными законами и ТК РФ имеются противоречия, применяются нормы ТК РФ.
На уровне федерального законодательства могут определяться только общие принципы, правила и требования по установлению систем оплаты труда. Постановлениями Правительства РФ, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти могут устанавливаться системы оплаты труда только в отношении учреждений, находящихся в непосредственном подчинении соответствующего органа государственной власти (финансируемых за счет средств федерального бюджета).
С 1 октября 2006 г. вступили в силу изменения, внесенные в ТК Федеральным законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ, признании не действующими на территории РФ некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ», в соответствии с которыми условия оплаты труда работников бюджетных учреждений регулируются положениями ст.135 и ст.144 ТК РФ [3].
Положение об оплате труда и материальном стимулировании сотрудников является самостоятельным нормативным актом организации, основное назначение которого - установление порядка и определение условий и правил оплаты труда в ней.
Разработка положения об оплате труда в бюджетном учреждении осуществляется в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 г. № 425 «Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений» (далее - Рекомендации) [5].
Положение об оплате труда с учетом Рекомендаций должно состоять из следующих глав:
- «Общие положения»;
- «Порядок и условия труда»;
- «Условия оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера»;
- «Другие вопросы оплаты труда» либо «Заключительные положения».
Как было отмечено выше, до 1 сентября 2007 г. бюджетные учреждения при оплате труда применяли ЕТС работников бюджетной сферы в соответствии со ст. 143 ТК РФ. Существенной проблемой в ЕТС, с которой вынуждены были сталкиваться руководители бюджетных организаций, была низкая конкурентоспособность заработной платы бюджетников на рынке труда. Именно эта проблема оказалась «болевой точкой» для многих отраслей экономики.
Основными законодательными актами, регулирующими переход на новые системы оплаты труда, являются:
Постановление № 605;
Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденное Постановлением № 583, с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2008 № 725 «О внесении изменения в Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений».
Подводя итог, можно сказать, что стимулирование призвано оказывать внешнее воздействие на людей с целью влияния на их результаты труда и активизации их деятельности. Материальное стимулирование – одна из самых распространенных форм в практике управления. В научной литературе стимулирование рассматривается в роли элемента мотивации труда.
Для работников бюджетной сферы долгое время действовала ЕТС. Она применялась ко всем работникам независимо от характера труда. Условия оплаты ЕТС, распространялись на трудящихся здравоохранения, системы социальной защиты населения, образования, культуры, науки и других организаций, находящихся на бюджетном финансировании. На данный момент в России применяется НСОТ работников бюджетной сферы, что дает руководителям свободу в вопросе стимулирования и поощрения ценных сотрудников. НСОТ позволяет установить взаимосвязь оплаты труда и эффективности работы организации в целом, что в итоге приводит не только к построению эффективной мотивации персонала и росту его заработной платы, но и улучшает общие показатели работы организации.
Литература
1. О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений [Текст] : Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. № 605 (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2008 № 221) // Рос. газ. – 2007. – 4 окт.
2. О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений [Текст] : Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.09.2008 № 725) // Рос. газ. – 2008. – 13 авг.
3. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон РФ от 30 июля 2006 г. № 90-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2006.
4. Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях [Текст] : Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 818 (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 19.12.2008 № 739н) // Рос. газ. – 2008. – 9 фев.
5. Об утверждении рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений [Текст] : Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2008 г. № 425 // Экономика и жизнь, № 37, сентябрь, 2008.