ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ РАБОТ ИСКУССТВА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ РАБОТ ИСКУССТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цена на товар складывается исходя из себестоимости продукции, наценки, спроса на товар и множества других факторов. Себестоимость является неотъемлемой частью определения цены товара, включает в себя все затраты, понесённые предприятием на производство и реализацию продукции или услуги. Одно из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции – четкое определение состава производственных затрат, однако, в сфере искусства ценообразование складывается совсем иначе – интуитивно. Все товары искусства – это ощущения, с помощью которых человек воспринимает окружающий мир. Это трудно подаётся оценке, потребительная ценность носит индивидуальный характер, каждый устанавливает свою интуитивную цену, но не всегда находит ценителей. Ценность произведения искусства, как правило, не зависит от себестоимости услуги.

Профессор Александр Долгин в своей книге «Экономика символического обмена» выделяет такое обстоятельство, препятствующее рыночной оценке культурной ценности, как редкость. Редкость – это, по определению, соотношение между существующим количеством данного товара и тем количеством, которое могло бы быть использовано. Экономика многих видов искусства (изобразительного, исполнительского, декоративно-прикладного и др.) объективно завязана на редкость, поскольку эстетика здесь неотделима от рукотворной материальной оболочки. В репродуцируемых видах искусства производство некоторого тиража требует труда и редких материалов, что в свою очередь лимитирует выпуск и определяет цену. Дефицитное ценится не просто потому, что оно дорого в производстве, но и потому, что высокая цена не позволяет данной вещи девальвироваться из-за чрезмерного употребления. Деньги регулируют периодичность услады и, соответственно, силу наслаждения [1].

Рассмотрим способ определения стоимости культурной ценности на примере картин.

Для расчёта себестоимости возможно сосчитать количество выдавленной краски относительно тюбиков, мл. истраченного разбавителя, стоимость используемых кистей, но затруднительно сосчитать потраченное время и приложенные силы, поэтому процесс ценообразования считается интуитивным. Очевидно, что стоимость картины зависит от множества факторов, таких как: размер, используемый материал, имя художника, наличие художественного образование, количество выставок, стаж. Однако, существует «Единый художественный рейтинг», который содержит ценовые рекомендации на произведения изобразительного искусства, что упрощает оценку.

К «Положению о Рейтинговом центре Профессионального союза художников» прилагаются следующие пункты:

  1. Социальная защита художников, их наследников, арт-менеджеров и покупателей, как цель настоящих ценовых рекомендаций.

  2. Нижеприведенные цены являются рекомендуемыми социальными минимумами.

  3. Цены на работы приведены в долларах США (USD).

Ценовые рекомендации для художников, работающих в двухмерном пространстве, представлены в следующих техниках:

Техника 1: холст, масло (акрил, темпера и т.п.), размер 50х60 см;

Техника 2: бумага, акварель (гуашь, пастель и т.п.), размер 40х50см;

Техника 3: станковая графика (тушь, карандаш и т.п.), размер 20х30 см;

Техника 4: авторская печатная графика (офорт, литография, гравюра и т.п.), размер 20х30 см.

В нижеприведенной таблице обозначены рекомендуемые минимальные цены:

Рейтинговый

уровень

Техника

1

Техника

2

Техника

3

Техника

4

1

15680

10080

5600

1120

2

8960

5760

3200

640

3

5500

3600

2000

400

4

3360

2160

1200

240

5

2240

1449

800

160

6

1120

720

400

80

Согласно принципам «Единого художественного рейтинга», художники дифференцируются на категории «А» и «В». Художник группы «В» ориентирован преимущественно на запросы рыночной конъюнктуры, художник группы «А» практически не подчинён запросам рынка. В каждой категории имеются уровни с 1-го (вершина признания и известности; относится к умершим художникам-классикам, чьи произведения прочно заняли место в музеях) по 10-й (художник-ученик) [2].

Описание рейтинговых категорий художников:

1 – художник мировой известности, проверенной временем (более одного века).

1А – художник мировой известности.

1В – художник-профессионал высокого класса с выдающимися организаторскими способностями, пользующийся безусловным спросом и популярностью.

2А – художник-профессионал высокого класса с ярко выраженной творческой индивидуальностью.

2В – художник-профессионал высокого класса, признанный и востребованный художественным рынком и публикой.

3А – художник-профессионал с узнаваемым индивидуальным стилем.

3В – художник-профессионал, признанный и востребованный художественным рынком и публикой.

4А – состоявшийся профессиональный художник с творческим потенциалом.

4В – состоявшийся профессиональный художник, востребованный художественным рынком.

5А – профессиональный художник с творческим потенциалом.

5В – сложившийся профессиональный художник.

6А – художник с творческим потенциалом.

6В – формирующийся профессиональный художник.

7 – художник-любитель, имеющий перспективную оценку специалистов.

8 – художник-любитель.

9 – начинающий художник.

10 – художник-ученик.

На верхних уровнях выделены категории «А» и «В». Разница между ними условна и состоит в отношении к художественному рынку [2]:

– художник категории «А» (обозначенной по первой букве слова «авторский») практически не ориентирован на запросы художественного рынка.

– художник категории «В» (обозначенной по первой букве слова «востребованный») ориентирован преимущественно на запросы художественного рынка.

Художники, отнесенные к категориям «А» и «В», на соответствующих уровнях имеют эквивалентный рейтинг.

Под профессионализмом художника понимается умение использовать необходимые средства пластических искусств для достижения поставленной художественной цели.

Категории «1» и «1А» практически идентичны, и основной разницей между ними является условный фактор проверки временем.

В целях упорядочения рейтинговых категорий живущих и работающих художников определены возрастные ограничения. Не могут быть присвоены [2]:

– рейтинговый уровень 1 – живущим и работающим художникам;

– рейтинговые уровни с 2 по 4 – художникам моложе 50 лет;

– рейтинговый уровень 5 – художникам моложе 35 лет;

– рейтинговые уровни с 6 по 8 – художникам моложе 25 лет.

В пределах вышеуказанных возрастных ограничений возраст художника учитывается при рейтинговании, но не может являться значительным поводом к повышению, либо понижению рейтинга. В исключительных случаях Рейтинговый центр может отказаться от указанных возрастных ограничений.

Единый художественный рейтинг издается как периодический справочник, зарегистрированный в качестве средства массовой информации (свидетельство о регистрации ПИ № 1-00213 от 02.02.2001 г.) в соответствии с Законом РФ № 2124-1 от 27.12.1991 г. «О средствах массовой информации» [2]. Редакционная коллегия справочника «Единый художественный рейтинг» формируется из членов Рейтингового центра Профессионального союза художников и действует в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации».

В Единый художественный рейтинг входит рейтинг художников, включающий:

– художников двухмерного пространства (живописцев, графиков, иллюстраторов, мультипликаторов, театральных художников и пр.);

– художников трехмерного пространства (скульпторов, керамистов, фарфористов, авторов инсталляций, ювелиров и пр.).

В рейтинге художников выделены следующие разделы:

– Российский художественный рейтинг (единый рейтинг художников XVIII–XXI веков, работающих, работавших либо родившихся на территории Российской империи, СССР, «русского зарубежья», Российской Федерации и республик бывшего Советского Союза);

– Международный художественный рейтинг (всемирный рейтинг художников XVIII–XXI веков, формирующих мировое художественное наследие).

Принципы определения рейтинга в этих разделах эквивалентны.

Объединение в Едином художественном рейтинге современных художников и мастеров XVIII–XX веков всего мира решает следующие задачи [2]:

– социальную: протекция художников и покупателей от халатных сделок;

– культурно-историческую: определение места каждого художника в истории искусства и разработка обширной информационной базы по художникам;

– макроэкономическую: стабилизация рынка современного искусства путем соотнесения его с антикварным рынком и выдачи ценовых рекомендаций;

– просветительскую: преодоление «психологического барьера» между современным искусством и «старыми мастерами»;

– международную: сопоставление искусства разных народов и стран.

При определении рейтинга приоритетное значение имеет художественный уровень произведений, их гуманистическая значимость. Критериями также являются [2]:

– профессионализм;

– выставочная деятельность;

– наличие работ в музеях;

– известность публике, галереям и искусствоведам в России и за рубежом;

– общественная и гражданская значимость произведений;

– продаваемость и ценовой уровень работ.

В процессе отнесения художника к той или иной рейтинговой категории используются как творческие, так и «рыночные» критерии.

Стиль сам по себе не служит критерием оценки. Во всех рейтинговых категориях соседствуют художники любых стилей, направлений и школ.

В кругу общения художников выставки считаются очень важным мероприятием [3]. Наличие галерей и арт-менеджеров, эксклюзивно «продвигающих» того или иного художника, может служить поводом к повышению его рейтинга.

Ценовая политика художника, его наследников или менеджеров является существенным, но не определяющим критерием при рейтинговании. Стабильно высокая цена на работы может служить поводом к повышению рейтинга.

Государственные и общественные награды, премии, звания, чины, титулы и должности художников учитываются при рейтинговании, но не могут являться самодостаточным поводом к повышению, либо понижению рейтинга. Это относится и к достижениям художников в иных сферах деятельности.

Непорядочность художника или его наследников по отношению к коллегам, галереям и арт-менеджерам также может служить поводом к понижению рейтинга.

При следовании руслу сложившейся традиции, при работе в соответствии с государственным и социальным заказом художник относится к категории «В».

Новаторы своего времени относятся к категории «А».

Удачная творческая идея не может служить поводом к отнесению к категории «А» без проверки временем. При стабильной эксплуатации такой идеи в рыночных целях художник может быть отнесен к категории «В».

В случаях, если художник кому-то невольно подражает, обычно имеет место слабый профессионализм и творческая незрелость, поэтому категория понижается.

Наличие работ художника в музеях может являться основанием к повышению рейтинга только в том случае, если известно, что инициатива приобретения работ исходила от самих музеев, но не была «организована» художником, его наследниками или менеджерами.

Выставочная и творческая пассивность художника может служить поводом к регрессу рейтинга в том случае, если она привела к потере известности. Тяжелая болезнь, лишающая художника возможности работать, не является причиной для снижения рейтинга [2].

При возникновении затруднений оценки художественной работы, следует обращать внимание на «Единый художественный рейтинг», но при этом помнить, что коммерциализация «убивает» искусство. Думая лишь о деньгах, творчество теряет свою духовную силу, поэтому не стоит спешить ставить цены выше разумного, точно так же, как не стоит обесценивать творческий труд.

Литература

1. Долгин, А. Экономика символического обмена / А. Долгин. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 632 с.

2. «Единый художественный рейтинг» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.artunion.ru/rating/index.htm

3. Стоимость вашей живописи или как продать свою картину [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.artpavel.ru/prodat_kartinu.html

Просмотров работы: 1439