АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Жигалова А.С. 1, Островская И.В. 1
1Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Реферат

В данной статье представлены результаты изучения особенностей адаптации студентов первого курса к обучению в высшем учебном заведении на примере студентов ФВСО и ПСР Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

Изучение компонентов адаптации, проведенное путем анкетирования студентов факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы (ФВСО и ПСР) Первого МГМУ им. И.М. Сеченова и последующий анализ позволят использовать полученные результаты при разработке системы адаптации. Особое внимание было уделено студентам-заочникам. Первый год обучения студентов-заочников является самым проблематичным с точки зрения адаптации личности к новым условиям.

Введение

Потребность в адаптации у человека возникает тогда, когда он начинает взаимодействовать с какой-либо системой в условиях определенного рассогласования с ней, что порождает необходимость изменений. Эти изменения могут быть связаны с самим человеком или системой, с которой он взаимодействует, а также с характером взаимодействия между ними. То есть, пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды, при которой привычное для него поведение оказывается малоэффективным или вообще неэффективным, что порождает необходимость в преодолении затруднений, связанных именно с новизной условий.Именно с такими затруднениями, связанными с новизной условий, сталкиваются студенты первого курса при поступлении в вуз.

Актуальность проблемы адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в вузе закладываются основы профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях. В этой связи особенно важно, чтобы студенты, активно включались в процесс овладения знаниями и способами их освоения с начальных этапов обучения, осознавали, что результаты учебно-профессиональной деятельности становятся подлинным достоянием личности.

В исследовании нас интересовала проблема адаптации студентов ФВСО и ПСР к обучению в условиях Первого МГМУ им. М.И. Сеченова. Высшее учебное заведение – это то место, где осуществляется формирование профессиональных компетенций и личностных качеств будущих специалистов - руководителей сестринским персоналом.

В настоящее время в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование – бакалавриат; 3) высшее образование – специалитет, магистратура; 4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21.12.2012, вступил в силу 01.09.2013).

Роль и место бакалавров в здравоохранении должно определять содержание их подготовки, а именно: медицинские сестры для высокотехнологичной помощи, медицинские сестры, работающие автономно - школьная медицина, профессиональная медицина; и медицинские сестры общественного здравоохранения - специалисты по укреплению здоровья и профилактике [1].

Методы

Для решения поставленных цели и задач был проведён теоретический анализ литературных источников, анкетирование, анализ данных. Для проведения исследования была разработана специальная анкета, которая направлена на изучение особенностей адаптации студентов. Исследование проводилось в сентябре 2013 года. В исследовании приняли участие 112 студентов первокурсников заочной формы обучения.

Результаты исследования

Результаты анализа литературы показали, что адаптация - сложный процесс, затрагивающий различные стороны жизнедеятельности. Адаптацию можно рассматривать и как составную часть социализации, и в качестве ее механизма.

Понятие «адаптация» определяется как процесс взаимодействия личности и социальной среды, процесс активного приспособления личности к изменившейся среде, освоения относительно стабильных условий среды, как перестройка профессиональной деятельности в соответствии с новыми условиями.

У человека больше видов адаптации, чем у других существ на нашей планете. Логично будет сказать, что они зависят от внешних факторов, которые, в свою очередь, - от сфер жизнедеятельности. Отсюда и большое количество таковых у человека. Человек - это социальное существо, которое имеет эмоции, переживания, стрессы и свои умозаключения.

В природе человека существуют следующие виды адаптации: физиологическая, социальная, психологическая, рабочая (профессиональная), анатомическая.

Можно придумать еще несколько десятков других видов, но все они будут вытекать из этих основных.

Адаптация первокурсников к обучению в вузе имеет свои особенности. Ряд авторов выделяют несколько этапов адаптации: предадаптация, дезадаптация, реадаптация, десадаптация.

Адаптация студентов первого курса имеет свои особенности. Процесс адаптации в новом для себя коллективе зависит от обстановки в группе, от ее психологического климата, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя студент во время занятий, в ситуациях взаимодействия с однокурсниками. Помимо освоения в новом коллективе, первокурснику предстоит знакомство с новыми преподавателями, а это процесс не из легких. Ведь к каждому преподавателю нужно найти свой подход, понять его стиль преподавания и отношение к студентам. В вузе работа по осмыслению и усвоению теоретического материала, который преподается в лекции, должна синхронизироваться с процессом самостоятельной внеаудиторной работы и сопровождаться его глубоким осмыслением и самоконтролем. От того, насколько правильно организуется эта работа, зависит глубина и прочность знаний студентов.

Специфика вузовского обучения во многом обусловлена отсутствием систематического текущего контроля над качеством усвоения знаний.

Профессиональная адаптация в условиях вуза является процессом формирования у студентов интереса к избранной профессии, стремление в совершенстве овладеть ею. Профессиональное формирования студента успешно осуществляется в том случае, если оно основывается на интересе, наклонностях и способностях человека к определенной профессии.

Ещё одно немаловажное отличие вузовского обучения заключается в том, что в конце каждого семестра наступает момент, которого так боятся подавляющее большинство студентов - экзаменационная сессия.

Первая сессия для студента первокурсника это практически всегда шок.

Первый год обучения студентов-заочников является самым проблематичным с точки зрения адаптации личности к новым условиям.

Степень адаптации студента-заочника определяется множеством факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и так далее.

Как показывает практика, наиболее сложно протекает процесс адаптации первокурсников. Это связано с тем, что студенты, по сравнению с очной формой, ограниченное время (в учебные сессии) находятся в социальной среде вуза, мало общаются с преподавателями и сокурсниками, выполняют большой объем учебной нагрузки самостоятельно, не участвуют в общественной жизни вуза и т.д. Поэтому к организации учебного процесса по заочной форме необходимо подходить более тщательно, с учетом указанных особенностей.

Процессу успешной адаптации способствует реализация коммуникативного потенциала студентов в учебной группе, развитие их творческого потенциала, социального интеллекта в коллективных видах деятельности, активная позиции студентов в учебно-воспитательном процессе, установление отношений сотрудничества с преподавателями и учебно-вспомогательным персоналом вуза [2].

Практический анализ проблемы адаптации студентов первого курса выявил следующее.

Самую многочисленную группу исследуемых составили молодые специалисты после медицинских колледжей и училищ.

Анализируя ответы анкетируемых, можно сделать следующие выводы:

На вопрос «Трудно ли Вам будет адаптироваться к студенческой жизни?» 38% ответили, что процесс адаптации будет нетрудным и недолгим.

На вопрос «Кто или что помогут адаптироваться в новой социальной роли студента?» респонденты возложили свои надежды одновременно на преподавателей (29%), однокурсников (36% ), семью (18%). И лишь 4% ни на кого не надеются, а только на себя.

На вопрос «Что вызовет наибольшие проблемы в студенческой жизни?» 63% решили, что недостаток свободного времени из-за работы и самостоятельного освоения учебного материала; 23% недостаточно владеют компьютером; 11% решили, что проблем не будет.

90% считают, что с началом учёбы в институте изменится их образ жизни.

Средний балл готовности к обучению в ВУЗе составляет 7 балов.

Чтобы справиться с предстоящими трудностями, которые будут возникать при освоении нового материала, при подготовке контрольных работ студенты ожидают помощи от преподавателей (74%), сокурсников (52%).

На вопрос: «Какие обстоятельства могут помешать добиться хороших результатов в первой сессии?» студенты отвечали по-разному: 30% считают, что ничего не помешает, результаты будут соответствовать их уровню подготовки, 32% могут заболеть в самый неподходящий момент, 42% считают, что могут возникнуть непредвиденные семейные обстоятельства, 21% считают, что работодатель может не отпустить на сессию.

Для достижения положительных результатов в учёбе нужно уметь рационально распределять своё время: 18% студентов считают, что на всё хватит время, 74% ответили «когда как», т.е. не всегда получается распределить время.

Немаловажным этапом в адаптации студента к обучению, которого не избежать, является способность налаживания контактов в новом коллективе, 74% студентов ответили, что легко вольются в новую среду.

В процессе адаптации студент первокурсник, впервые столкнувшийся с новыми условиями жизнедеятельности в ВУЗе, неизбежно испытывает трудности, которые вызывают стресс. Со стрессовыми ситуациями легко справятся всего лишь 13%, будут возникать трудности у 17%, а 64% будут решать эту проблему по-разному.

Уверенными пользователя ПК являются 57% студентов, быстро находят информацию в интернете, пользуются электронной почтой.

Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья. Физические возможности и состояние здоровья окажут положительное влияние на работоспособность, успешность обучения у 45% студентов, 30% сомневаются, но приложат все усилия, чтоб добиться успеха в учёбе. В целях улучшения здоровья 15% могут отказаться от вредных привычек, а 18% - постараются. Отрадно, что 58% респондентов ответили, что не имеют вредных привычек. Некоторые студенты ответили, что не могут долго находиться в «сидячей» позе (17%), а 38% ответили, что длительное пребывание в «сидячей» позе не всегда отрицательно воздействует на состояние организма, 20% вообще не ощущают, 23% не обращают внимание.

Впечатления студентов от первых дней занятий распределились следующим образом: 31% были напуганы, 27% порадованы, 34% не могли определиться, 6% засомневались – тот ли путь они выбрали, 4% были разочарованы, 7% были обнадёжены, возможно, ожидали каких-то других впечатлений.

Обсуждение результатов исследования

Анализ результатов анкетирования, направленный на изучение мнений студентов первого курса ФВСО и ПСР Первого МГМУ им. И.М. Сеченова по проблеме адаптации студентов первого курса к обучению в высшем учебном заведении, показал, что процесс адаптации пройдёт быстрее и более безболезненно у студентов, которые поступили в Вуз сразу после окончания училища или колледжа. Они более стрессоустойчивы, многие ещё не обременены семейными отношениями, более коммуникабельны.

Выводы

Теоретический анализ проблемы адаптации студентов первого курса к обучению в высшем учебном заведении показал:

1. Понятие «адаптация» - это процесс взаимодействия личности и социальной среды, процесс активного приспособления личности к изменившейся среде, освоения относительно стабильных условий среды, как перестройка профессиональной деятельности в соответствии с новыми условиями. Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.

2. Все виды адаптации довольно тесно связаны между собой. Невозможно проходить адаптацию в чем-то по отдельности. Любое изменение задевает комплекс адаптаций, которые могут проходить и независимо от осознания человека.

3. Адаптация первокурсников к обучению в вузе имеет свои особенности. Ряд авторов выделяют несколько этапов адаптации: предадаптация, дезадаптация, реадаптация, десадаптация.

4. Процесс адаптации студентов в новом для себя коллективе зависит от обстановки в группе, от ее психологического климата. Помимо освоения в новом коллективе, первокурснику предстоит знакомство с новыми преподавателями. Чрезвычайно важное значение для успешного обучения в вузе имеет правильная организация самостоятельной работы.

5. Процессу успешной адаптации способствует реализация коммуникативного потенциала студентов в учебной группе, развитие их творческого потенциала, социального интеллекта в коллективных видах деятельности, активная позиции студентов в учебно-воспитательном процессе, установление отношений сотрудничества с преподавателями и учебно-вспомогательным персоналом вуза.

Практический анализ особенностей адаптации студентов первого курса к обучению в вузе показал, что:

1. Преобладают студенты, поступившие в вуз сразу после окончания медицинских училищ и колледжей.

2. При поступлении в ВУЗ кардинально изменится образ жизни. Придётся сочетать учёбу и работу. Возникнут трудности из-за недостатка времени и самостоятельного освоения учебного материала.

3. Одной из составляющих в достижении успеха в процессе учёбы является самоорганизация, способность налаживать контакты в новом коллективе.

4. Любые трудности влекут за собой возникновение стрессовых ситуаций.

5. Большая часть студентов испытывает страх перед большим количеством информации для самостоятельного изучения учебного материала.

6. Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья.

7. Необходимо провести сравнительный анализ мнений студентов ВСО и ПСР по проблеме адаптации студентов первого курса к обучению в высшем учебном заведении с результатами мнений студентов первокурсников по окончании первого полугодия, студентов второкурсников. В дальнейшем разработать систему адаптации студентов к обучению в высшем учебном заведении.

Список используемых источников

1. Двойников С.И. Развитие высшего сестринского образования в России.// Главная медицинская сестра". - 2011 г.

http://www.zdrav.ru/articles/practice/detail.php?ID=80193

2. Щербакова О.В. Адаптация студентов. - ГБОУ СПО МО "Коломенский аграрный колледж" - 2013 г. // http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/adaptaciya-studentov

Просмотров работы: 17274