РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Смирнова Т.Ю. 1, Кокорева О.И. 2
1НОО ВПО НП <<ТИЭИ>>
2НОО ВПО НП «ТИЭИ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Время (наравне с пространством) является базисной категорией в познании ребенком окружающего мира. Становление представлений о времени, проявляясь во множестве своих частных характеристик, происходит, во-первых, на основе опыта ориентации ребенка во времени с момента рождения по мере развития его движений, речи, знакомства с окружающим миром, а во-вторых, на основе присвоения культурных образцов социального взаимодействия, усвоения лексики и грамматики языка, соотношения мер и величин и т.д.

«Чувство времени» может находиться на разных ступенях развития. Овладение мерами времени и их применение дает возможность пользоваться «чувством времени» более широко, в разнообразных условиях. «Чувство времени» развивается и совершенствуется в процессе специально организованных упражнений и усвоения способов оценки времени. В таких случаях оно начинает играть роль регулятора деятельности.

Современные условия труда и жизни требуют от человека умения чувствовать время, рационально использовать его. В свою очередь развитое чувство времени (умение определять временные интервалы без часов) побуждает человека быть организованным, собранным, точным. Время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений. Оно является регулятором жизни и учебной деятельности. В процессе обучения в школе нет ни одного вида деятельности детей, в котором временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых к моменту поступления в школу не развиты временные различения. Буквально с первых уроков дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в отведенное время. Дети 1 класса должны научиться не опаздывать на уроки, начинать вовремя приготовление уроков дома и т.д.

Ко всем этим требованиям, которые предъявляет ребенку школа, надо готовить еще в дошкольном возрасте. Для этого, прежде всего, необходимо развивать у детей чувство времени, создавать специальные ситуации, заостряя внимание дошкольников на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показывать, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.

Исследования представлений ребенка о времени проводились как за рубежом (Пиаже Ж., Фресс П., Жане П. и др.), так и в отечественной психологии и педагогике (Абульханова-Славская К.А., Головаха Е.А, Кроник А.А., Люблинская А.А., Рихтерман Т.Д. и др.), однако их сравнительно немного, а различия в подходах исследователей делают довольно затруднительным формулирование единого понимания процессов становления у ребенка данных представлений.

Актуальность темы исследования определяется тем, что детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения, которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.

Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей.

Проблема исследования: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.

Цель исследования – выявить особенности развития временных пред-

ставлений у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – временные представления детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Определить психолого-педагогические основы развития временных представлений у детей дошкольного возраста.

2. Выявить уровень развития временных представлений у детей старше-

го дошкольного возраста.

3.Определить последовательность, структуру и методику проведения

специальных занятий по развитию временных представлений у детей

старшего дошкольного возраста.

4. Экспериментально проверить результативность проведенной работы.

Гипотеза исследования: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста будет протекать наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:

  • определенная последовательность, при которой знание, определение и измерение одних интервалов времени служат основанием для ознакомления со следующими и раскрывают детям существенные характеристики времени: текучесть, непрерывность, необратимость;

  • поэтапное структурирование специальных занятий на основе применения проектно-технологического подхода;

  • использование в качестве основных методов развития временных представлений моделирования, дидактических игр и упражнений, обеспечивающих активную деятельность детей по ориентировке во времени и его измерению.

В исследовании были применены следующие методы: теоретический анализ психологической и педагогической литературы; диагностические методы; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), математические методы обработки данных.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные рекомендации по развитию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста могут быть использованы в практике работы психологов и педагогов дошкольных учреждений.

Экспериментальной базой исследования явилось МБДОУ № 125 г. Тулы. В эксперименте приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста.

Знания и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением четкой системой временных эталонов, довольно сложные.

Овладение знаниями о временных эталонах предполагает:

- освоение ребенком умения измерять время, пользуясь общепринятыми приборами времени; овладение знанием временных эталонов, их количественной характеристикой и восприятием их продолжительности;

- осознание зависимости между отдельными звеньями этой сложной системы временных эталонов.

Факторами, на основе которых формируется чувство времени, являются:

1. Знание временных эталонов (обобщенное представление о них). Для того чтобы ребенок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или определить самостоятельно длительность временного интервала, он должен знать меры времени на часах и научиться пользоваться часами.

2. Переживание – чувствование детьми длительности временных интервалов. Для этого необходимо организовать разнообразную деятельность детей в пределах определенных временных отрезков.

3. Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Контроль со стороны взрослых поможет им совершенствовать адекватность оценок, следовательно, он необходим как подкрепление при выработке навыков ориентировки во времени.

При обучении детей выделять временную последовательность необходимо:

- научить детей вычленять временную последовательность в предложенном материале;

- воспроизводить порядок следования предложенных звеньев;

- самостоятельно устанавливать последовательность. В результате такой работы внимание детей будет привлечено к вычленению временной последовательности, и они сами начнут ее отыскивать в любом содержании. Появятся элементы временной оценки.

Таким образом,особенностидля успешногоуровня развития временных

представлений у детей дошкольного возраста заключаются в следующем.

Во-первых, работу следует проводить в определенной последовательности, при которой знание, определение и измерение одних интервалов времени служат основанием для ознакомления со следующими и раскрывают детям существенные характеристики времени: текучесть, непрерывность, необратимость.

Во-вторых, необходимо структурирование занятия на основе применения проектно-технологического подхода, предполагающее следующие этапы:

- знакомство ребенка с термином и понятием (утро, день, вечер, ночь, сутки, неделя, месяц, год);

- формирование представления об изучаемом объекте по его признакам;

- выведение «формулы» изучаемого объекта;

- закрепление полученных знаний в различных видах деятельности с помощью разнообразных средств обучения;

- определение важности полученного знания;

- подведение итогов, ознакомление с временной последовательностью, переход к новому понятию.

В-третьих, в качестве основных методов уровень развития временных представлений должны использоваться моделирование, дидактические игры и упражнения, обеспечивающие активную деятельность детей по ориентировке во времени и его измерению.

Литература:

1. Венгер Л.А. Развитие способностей к наглядному пространственному моделированию / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. 2002. № 3. С. 46-52.

2. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 2007. – 327 с.

3. Чуднова Р. Обучение детей ориентировке во времени / Р. Чуднова // До-школьное воспитание. 2009. № 1. С. 24-29.

4. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика / В.Э. Штейнберг. – М.: Народное образование, 2008. – 267 с.

Просмотров работы: 6240