ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТАМИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТАМИ

Лосева О.М. 1, Ечмаева Г.А. 1
1ТГСПА им. Д.И. Менделеева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Бизнес – это необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи. На сегодняшний день одним из самых прогрессивных подходов к ведению бизнеса является управление проектами. Проекты и программы имеют огромную важность для коммерческих и государственных организаций. Они играют большую роль в процессе создания концепции продукта, его разработки и вывода на рынок. Проекты в сфере менеджмента, такие, как реструктуризация и реорганизация, снижение затрат и себестоимости, создание новых подразделений, и другие, необходимы для развития и успешной работы предприятий. Не случайно специалисты в области современного бизнеса утверждают, что нынешний век – это век проектного менеджмента [2, с. 155].

Современное проектное управление – это особый вид управления деятельностью, базирующийся на предварительной коллегиальной разработке комплексно-системной модели действий по достижению оригинальной цели и направленный на реализацию этой модели. Управление проектами можно применять к управлению любыми объектами [1, с. 28].

История применения систем управления проектами насчитывает века, однако их систематическое использование началось только в начале двадцатого века. В этом процессе можно выделить три основных этапа развития систем управления проектами.

Первый этап широкого использования систем управления проектами был связан с появлением диаграмм Ганта, которые появились в начале двадцатого века. Диаграмма Ганта – это удобный инструмент для организации, планирования и управления ходом выполнения самых разнообразных процессов.

Второй этап бурного развития систем управления проектами был связан с появлением в конце 1950-х годов методов сетевого планирования и управления. В начале – метода критического пути CPM (Critical Path Method), а затем метода анализа и оценки программ PERT (Program Evaluation and Review Technique).

Третий этап связан как с продолжавшимся в конце двадцатого века усовершенствованием прежних методов управления проектами, так и с появлением новых, но на более качественном уровне – с применением современного программного обеспечения и персональных компьютеров.

Современные системы управления проектами не требуют большой специальной подготовки пользователя и обеспечивают легкое и быстрое применение системы для решения самых разнообразных практических задач [3, с. 12].

С.С. Скобкин дает следующе определение управлению проектами: «это методология организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов на протяжении проектного цикла, направленная на эффективное достижение его целей путем применения современных методов, техники и технологии управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта» [5, с. 348].

Ю.И Попов и О.В. Яковенко пишут, что управление проектами – это относительно новая научная дисциплина, раздел теории управления социально-экономическими системами, изучающий методы, формы и средства наиболее эффективного и рационального управления изменениями. Это искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения современных методов управления и информационных технологий для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, их стоимости, срокам и качеству [4, с. 6].

В настоящее время в научной и практической литературе существует большое разнообразие определений проекта. Н.М. Абдикеев приводит следующие определения [2, с. 157]:

  • «Проект – это комплекс усилий, предпринимаемых с целью получения конкретных уникальных результатов в рамках определенного времени и пределах утвержденного бюджета, который выделяется на оплату ресурсов, используемых или потребляемых в ходе проекта».

  • «Проект – это временное предприятие, направленное на получение нового (уникального) продукта или услуги, выполняемое в рамках ограниченных ресурсов».

Е.М. Кудрявцев под проектом понимает совокупность взаимосвязанных задач, направленных на достижение определенного результата (строительство какого-либо объекта, создание изделия, модернизация предприятия, написание отчета и т.д.). Для выполнения той или иной задачи проекта необходимы соответствующие ресурсы: материальные (оборудование, инструменты и т.д.). Выделение того или иного ресурса на задачу называется назначением, у каждой задачи может быть определенное число назначений [3, с. 12].

Понятие «проект» объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом общих признаков, наиболее общими из которых, по мнению С.С. Скобкина, являются следующие [5, с. 345]:

  • направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов;

  • координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий;

  • ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом.

В каждом процессе управления проектом все задачи и подпроцессы организованы в три группы.

Задачи планирования определяют рамки проекта с точки зрения области его применения, качества работ, их сроков и стоимости. Кроме того, в этих задачах рассматриваются вопросы, связанные с организацией ресурсов для выполнения проекта. Подпроцессы контроля выполняются параллельно с исполняемыми задачами. Контроль осуществляется. Чтобы убедиться в соответствии предпринимаемых шагов целям проекта и в случае необходимости предпринять корректирующие действия. Подпроцессы контроля могут иметь как непрерывный характер, так и выполняться дискретно, по мере необходимости. Подпроцессы координируются друг с другом посредством обмена информацией и синхронизации действий. Задачи завершения проекта формализуют процедуру приемки его результатов и организуют завершение проекта. Завершение проекта означает достижение его удовлетворительных итогов и урегулирование всех нерешенных проблем до передачи результатов проекта заказчику [4, с. 10-11].

Такая организация предназначена для поддержки выполнения задач в тех процессах проекта, которые непосредственно отвечают за создание продуктов и услуг. Эти группы задач образуют модель жизненного цикла проекта, которая может быть использована для организации проектных работ фактически любого типа.

Как правило, проект начинается с обсуждения идей инициаторами проекта. И этот период называется фазой инициации проекта.

Фаза проекта – это набор логически взаимосвязанных работ проекта, в процессе завершения которых достигается один из основных результатов проекта.

В течение фазы инициации (или начальной фазы) проекта определяются цели и задачи проекта, оцениваются ключевые характеристики проекта, например такие, как риски и прибыль. Фаза инициации завершается принятием решения о целесообразности открытия проекта. После этого наступает так называемая концептуальная фаза. Здесь разрабатывается архитектура концепции предметной стороны проекта, определяется состав задач, которые надо выполнить в проекте, решается, кто какие работы будет выполнять, заключаются договоры и контракты. После подписания договоров и контрактов начинается фаза разработки, в течение которой разрабатывается технический и рабочий проекты предметной части проекта, которая завершается вводом нового продукта или услуги в эксплуатацию. С момента подписания акта сдачи-приемки начинается фаза завершения проекта, подводятся итоги, которые затем анализируются. После чего делаются выводы и рекомендации для проведения будущих проектов данного профиля и/или проектов в смежных областях. Фаза завершения заканчивается сводным отчетом по проекту, который передается в архив, обычно называемый реестром проектов предприятия.

Совокупность фаз проекта называют жизненным циклом проекта. Жизненный цикл проекта – это полный набор последовательных фаз проекта, название и число которых определяется исходя из вида основного бизнеса, технологии производства работ и потребностей контроля со стороны организации или организаций, вовлеченных в проект [2, с. 164-165].

Таким образом, можно говорить о том, что управление проектами является еще не полностью устоявшейся сферой деятельности в современном обществе. Развитие управления проектами должно осуществляться путем его глобализации, унификации и локализации.

Литература

  1. Вечканова Е.С., Носкова Е.В. Основные направления проектного управления в маркетинге [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. – № 2. – С. 28-36.

  2. Информационный менеджмент: Учебник / Под науч. ред. д.т.н. проф. Н.М. Абдикеева. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 400 с.

  3. Кудрявцев Е.М. Microsoft Project. Методы сетевого планирования и управления проектом [Текст]. – М.: ДМК Пресс, 2005. – 240 с.

  4. Попов Ю.И., Яковенко О.В. Управление проектами: Учебное пособие [Текст]. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 208 с.

  5. Скобкин С.С. Менеджмент в туризме: Учебное пособие [Текст]. – М.: Магистр, 2011. – 447 с.

Просмотров работы: 3157