Предметная область информационных систем – это та часть реального мира, описание которой является сферой проблемной ориентации информационной системы. Система образования является одной из составляющих подсистем института государственного управления любой страны. Характерные особенности российских образовательных учреждений: многоплановость видов их деятельности и региональные особенности. Специфика каждого образовательного учреждения проявляется в организации учебного процесса, управлении исследованиями, административно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью, проведении кадровой политики, реализации социальных программ и т.д.
Применение информационных систем изменяет организационную структуру образовательного учреждения и функции всех участников образовательного процесса, совершенствует способы получения и анализа информации о состоянии управляемого объекта. Современная информационная система для образовательного учреждения представляет собой комплекс различных программ для автоматизации основных процессов (делопроизводства, ведения личных дел преподавателей, сотрудников и обучаемых, составления расписания и т.д.). Основная цель и задача таких ИС - обеспечение необходимой интегративности и создание единого образовательного информационного пространства. Решение этой задачи начинается с обеспечения однозначности и полной эквивалентности и интерпретации описания предметной области в информационном пространстве для разных операционных систем и приложений. При этом ИС не должна отклоняться от заданных требований на протяжении всего жизненного цикла системы.
Полноценное функционирование современного образовательного учреждения уже немыслимо без подобных систем, так как человек не способен справляться с большим количеством разнообразной информации в одиночку, без помощи соответствующих программ. Цели появления на рынке любого программного продукта, позволяющего автоматизировать процессы в учебном заведении:
во-первых, облегчить и упростить деятельность администраторов и преподавателей, с тем чтобы сократить затраты времени на выполнение рутинных операций и увеличить количество времени, отведенного непосредственно на процесс обучения;
во-вторых, обеспечить сбор, обработку и анализ информации о ходе учебного, воспитательного или иного процесса, и принятие обоснованных решений
в-третьих, сформировать единую информационную инфраструктуру учреждения;
в-четвертых, организовать информационное взаимодействие между всеми сотрудниками учебного заведения и органами управления всех уровней.
Представленные на отечественном и зарубежном рынке программные продукты для образовательных учреждений представляют собой комплексы программ, включающих в себя автоматизированные информационно-аналитические системы для руководителя, менеджеров по учебной и воспитательной работе, преподавателя (учителя), работников библиотеки, медицинского персонала, сотрудников бухгалтерии. При этом на рынке имеется достаточно большой спектр информационных систем, предназначенных как для среднего, так и для профессионального образования. Основными разработчиками данного класса программного обеспечения являются фирмы: «Аверс», «1С», «Кирилл и Мефодий» и др.
Выделим основные функциональные возможности ряда отечественных и зарубежных программных продуктов, программных и программно-аппаратных решений для сферы образования.
Фирма «Аверс» предлагает комплекс программ, который позволяет автоматизировать многие аспекты деятельности школьного учебного заведения: «АРМ Директор», «Школьная библиотека», «АВЕРС Бухгалтерия» и «Тарификация», образовательных учреждений системы НПО и СПО, и управление системой Информационная система автоматизирует рабочие место директора, секретаря, заведующего учебной частью, учителя, классного руководителя, медсестры. Программа содержит блоки делопроизводства, планирования, успеваемости, аналитики, приказов, тарификации. Автоматизированная информационно-аналитическая система «Школьная библиотека» осуществляет учет библиотечного фонда и организацию деятельности школьных библиотек. «Бухгалтерия» автоматизирует работу на всех участках бухгалтерского учета бюджетного учреждения за счет ведения многоуровневого аналитического учета, контроля за использованием денежных средств, формирования достоверной отчетности. Соответственно руководитель получает объективную информацию для принятия решений по управлению материальными и финансовыми ресурсами учреждения. Данной фирмой создана целая серия информационных систем и для начального и среднего профессионального образования, имеющих сходные функции и назначение: «Управление учреждением НПО и СПО», «Электронный журнал учреждений НПО и СПО (очное обучение)».
Система «Сетевая школа», или «Net Школа» представляет собой комплексное решение по автоматизации учебно-воспитательного процесса в целом, а не только отдельных его частей. Информационная система представляет собой сетевое клиент-серверное приложение и имеет Web-интерфейс (т.е. на клиентских машинах не нужно ничего, кроме стандартного браузера, поставляемого вместе с операционной системой), что позволяет пользователю не быть «привязанному» к какому-то определенному компьютеру, включенному в локальную школьную сеть. Система осуществляет сбор и представление информации о сотрудниках, учениках и родителях. В ней содержатся учебные планы, классные журналы, школьное расписание, разнообразные отчеты и другая информация. Система поддерживает информационное взаимодействие всех участников образовательного процесса: учителей, учеников, родителей, администрации школы (обмен сообщениями, доска объявлений) — как в рамках локальной сети учебного заведения, так и через Интернет. На сайте школы учителя могут собирать электронные учебные материалы и методические пособия по всем школьным дисциплинам и организовывать дистанционное обучение (например, в случае болезни ученика). Система «Net Школа» позволяет привлечь к работе не только школьных работников и учеников, но и родителей, у которых дома или на работе есть компьютер с выходом в Интернет. Эта система может с успехом применять не только в школьном образовании, но в системе начального профессионального образования.
Комплекс «Школьный офис». Представляет собой программное обеспечение для автоматизации управления школой и представляет собой информационную систему, позволяющую путем подключения различных модулей создавать единую базу данных школы и автоматизировать рабочие места директора, завуча, секретаря, классного руководителя и других сотрудников школы, создавая единое информационное пространство школы, объединяя рабочие место сотрудников в полноценную систему управления учебным заведением. Данная информационная система предполагает функцию администрирования. Администратор сети создает и контролирует общие базы данных, подключение к ним учителей, родителей, библиотекарей через локальную или глобальную сеть.
«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» - это программный продукт, который состоит из двух основных блоков: 1) учебного, включающего в себя мультимедийные уроки и учебные пособия по предметам в соответствии с учебным планом средней общеобразовательной школы, интерактивные словари, энциклопедии, медиатеку «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», конструктор курсов и тем и т.д.; 2) административного, обеспечивающего информационную поддержку работы учителя и школьного администратора (сбор и хранение сведений об учениках школы, учителях, изучаемых предметах; сбор и хранение промежуточных и итоговых оценок учеников и т.д.).
Программный комплекс «Школьный портфель» компании «Хронобус». Предлагает программное обеспечение для информатизации административной деятельности учебных заведений. Программный комплекс состоит из трех пакетов: «ХроноГраф 2.0 Плюс: Редактор расписания занятий учебного заведения»; «1С: ХроноГраф Тарификация»; «ПараГраф М: Учебное заведение XXI». Программный комплекс разработан на основе современных технологий создания информационных систем: SQL-запросы, позволяющие мгновенно извлекать из системы нужные данные, быстро формировать отчеты по деятельности учебного заведения; все три пакета обладают возможностями взаимного обмена данными на основе OLE технологий, осуществляющих связь (экспорт, импорт данных) со стандартными офисными приложениями Microsoft Office. Комплекс включает в себя программы: «Администрация»; «Конструктор запросов и отчетов»; «Успеваемость»; «Диспетчер данных»; «Диспетчер пользователей»; «Перевод года».
Система комплексной автоматизации образовательного учреждения профессионального образования «GS-Ведомости» - это современный программный продукт, позволяющий автоматизировать процессы, связанные с управлением деятельностью средних профессиональных и высших учебных заведений. Данная система мнению многих учебных заведений системы СПО и ВПО, является одним из лучших, представленных на рынке программного обеспечения для образовательных учреждений. По набору подсистем «GS-Ведомости» имеет тот же набор, что описанные выше, но учитывает специфику учреждений высшего профессионального образования. Среди подобных информационных систем можно назвать «АСУ Спрут», и др.
Рассмотрим зарубежный опыт создания и использования систем автоматизации управления учебным заведением. В качестве наиболее распространенных систем этого класса выделим наиболее известные в Европе программные продукты.
«Электронная школа» (e-School) компании Bromcom. Это сетевая система для работников образования, предназначенная для автоматизации управления учебным заведением. Система осуществляет множество функций, которые облегчают работу преподавателей и органов управления образованием, предоставляет данные о посещаемости учеников, ведет электронный журнал оценок, содержит список изучаемых предметов в данной школе или колледже, позволяет использовать e-mail и вести страничку школы и класса в Интернете. Доступ к базе данных системы, осуществляется по паролю. Система позволяет организовать информационное взаимодействие между всеми категориями пользователей, обеспечивает сбор, передачу, обработку информации для органов управления образованием, пересылку сообщений пользователям. В систему входят модули составления расписания, электронная записная книжка, система звуковой передачи информации. Связь осуществляется через Интернет.
Программно-аппаратный комплекс Granada Learning. Предназначен для автоматизации управления школой и мультимедийного образовательного пространства для использования как внутри страны, так и за ее пределами. Всего в каталоге Granada Learning имеется более 800 программных продуктов. В последние годы наблюдается быстрое развитие этой компании и расширение спектра прикладных программ.
Программный комплекс SIMS.net Capita Education. Компания Capita занимается проектированием программного обеспечения в сфере образования, предоставляет программное обеспечение и услуги управления информацией и администрирования. Перечислим основные программные продукты, созданные компанией Capita: SIMS — управляющая информационная система для школ начального и среднего звена, которая позволяет не только сократить объем рутинной работы, но и усовершенствовать учебный процесс; EMS — управляющая информационная система для муниципальных учреждений; UNITe — управляющая информационная система для высших учебных заведений; SIMS, net Learning Platform — электронная обучающая среда, предоставляющая возможности обучения в любое время и в любом месте. Данная система используется в 80 % всех школ Великобритании.
Образовательная служба Pearson Phoenix (Phoenix First limited) специализируется на поставке информационных систем управления (ИСУ) школам и местным органам образования. В настоящее время почти 5 000 стран Европы используют информационные системы компании Pearson Phoenix, позволяющие автоматизировать составление расписания, проводить академическое и профессиональное тестирование и наполнение образовательными программами электронной обучающей среды. Основными модулями системы Pearson Phoenix являются: «Gold» — управляющая информационная система для школ; образовательная платформа «Е» данная платформа позволяет работать в режиме online и в настоящее время обучает более 100 млн. чел. во всем мире; MarklTPRO — среда для преподавателя; «Central» - обеспечивающий двустороннюю передачу данных между школами и центральной базой данных; «AssessIT» — интеллектуальное программное решение для стимулирования достижений обучающихся; PfS – финансовый модуль, работающий со всеми финансовыми делами школы.
В рамках данного исследования мы представили анализ только некоторых, наиболее известных информационных систем, предназначенных для автоматизации управления учебным заведением, и далеко не все возможности этих продуктов. Все они реализуют один подход – комплесная реализация на общей информационной базе и модульный характер приложени, каждый из которых отвечает за автоматизацию определенного аспекта, но органично вписывается в общую систему. Такой подход позволяет реализовать развитие и адаптацию информационных систем под изменяющиеся со временем требования системы образования.