РОЛЬ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА КАРДИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РОЛЬ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА КАРДИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ.

Твердохлебова М.В. 1, Алексеева В.М. 1
1Первый МГМУ им. И.М.СЕЧЕНОВА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дневные стационары удовлетворяют потребности населения в высококачественной медицинской помощи. Роль среднего медицинского персонала в организации медицинской помощи в дневном стационаре по мнению пациентов значительна.

Актуальность. Актуальность данного исследования обусловлена быстрыми темпами роста патологии сердечно-сосудистой системы среди населения России. По статистикеБСК лидируют среди всех прочих болезней как причина летальных исходов. Именно поэтому заболевания сердца находятся в зоне особого внимания, и важно, чтобы с особым вниманием к этой проблеме. Проблемы пациентов, страдающих болезнями системы кровообращения, не утратили на сегодняшний день своей актуальности, так как ущерб, наносимый болезнью здоровью человека, требует качественного и целесообразного объема медицинской помощи.

Роль медицинской сестры в лечебном процессе постоянно развивается и возрастает. Медсестра в современных условиях должна обладать не только милосердием, но и знаниями ухода за больным, сложными медицинскими, естественнонаучными, техническими познаниями. Медсестра постоянно находится рядом с пациентом, именно от нее зависит во многом не только уход за больным, но и в конечном итоге выздоровление пациента. Сфера деятельности медсестры широка и многогранна. Эта и здоровый человек с его проблемами, и окружающая среда, и профилактика заболеваний, и больной человек – обеспечение надлежащего сестринского ухода за ним, и, наконец, социально-психологические проблемы человека. На основании вышеизложенного целью исследования стало:

Цель исследования: Определить роль среднего медицинского персонала в организации медицинской помощи пациентам дневного стационара кардиологического профиля.

Задачи исследования:

  1. проанализировать литературу по теме исследования;

  2. изучить мнение пациентов, прошедших лечение в дневном стационаре, об удовлетворенности работой среднего медицинского персонала и качеством медицинской помощи;

Объект исследования:

1) средний медицинский персонал, работающий в дневном стационаре в период 2009-2011гг.

Предмет исследования: организация лечебного процесса в дневном стационаре и роль медицинской сестры в нем.

Методы исследования: аналитический, статистический, социологический и метод непосредственного наблюдения.

Проблема: Рост болезней системы кровообращения и роль среднего медицинского персонала в организации медицинской помощи этому контингенту.

Гипотеза: Роль среднего медицинского персонала в организации медицинской помощи пациентам с болезнями системы кровообращения значительна.

База исследования: дневной стационар Кардиологического диспансера №2

Дневной стационар.

Образование дневных стационаров. Правительство Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы, рассматривают работу по сохранению, укреплению здоровья людей, страдающих болезнями системы кровообращения и повышению качества их жизни как одно из самых приоритетных направлений деятельности. И здесь существенных качественных изменений можно добиться только путем тесного взаимодействия учреждений здравоохранения. И инструментом такого сотрудничества могут явиться дневные стационары при амбулаторно-поликлинических учреждений.

Известно, что появление дневных стационаров стало ответом на необходимость обеспечить удовлетворение потребности населения в высококачественной медицинской помощи, на требование разработки и внедрения прогрессивных форм и методов организации работы больничных и внебольничных учреждений здравоохранения, рациональное использование имеющихся материально-технических ресурсов и кадрового потенциала. Одной из таких форм являются нетрадиционные формы госпитализации; дневные стационары при поликлиниках, диспансерах, стационарах [8].

В «Положении об организации деятельности дневного стационара в лечебно-профилактических учреждениях», утвержденном приказом Минздрава России от 09.12.1999 года № 438 , дано следующие определение дневного стационара: дневной стационар является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения, в том числе амбулаторно-поликлинических, больничных учреждений, клиник медицинских научно-исследовательских и образовательных учреждений и предназначен для проведения профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий больным, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения, с применением современных медицинских технологий в соответствии со стандартами и протоколами ведения больных.

Впервые стационарозамещающие формы медицинской помощи были созданы в России в 30-ые годы. В 1930-31 гг. на базе психоневрологической больницы им. П.Б. Ганнушкина был открыт дневной стационар. Он выполнял функции промежуточного звена между больницей и диспансером. Начавшаяся в 60-ые годы активизация работы по созданию стационарозамещающих форм медицинской помощи позволила оценить позитивные стороны их деятельности, обосновать их медико-организационную целесообразность. В 80-ые годы деятельность дневных стационаров была регламентирована приказом МЗ России № 1278 от 16.12.1987 г. «Об организации стационаров (отделений, палат) дневного пребывания в больницах, дневных стационаров в поликлинике и стационаров на дому».Учитывая целый ряд преимуществ при лечении больных в условиях внегоспитальных форм, были организованы дневные стационары в различных городах и различного профиля.

В 90-ые годы произошло интегрирование системы здравоохранения и медицинского страхования, что создало предпосылки для интенсификации лечебно-диагностического процесса, развития ресурсосберегающих медико-организационных и клинических технологий, в их числе развитие стационарозамещающих технологий. В целом в Российской Федерации за последние годы (1990-2001 г.г.) число ДС на базе АПУ увеличилось в 3,8 раза, на базе больничных учреждений - в 12,4 раза, а число стационаров на дому увеличилось в 4,4 раза.

Изучение литературы, посвященной организации и эффективности работы дневных стационаров, показало, что наибольшее распространение эта форма оказания медицинской помощи населению получила в терапевтической службе, а также в акушерстве и гинекологии (стационары дневного пребывания для беременных).

В современных условиях функционируют следующие виды стационарозамещающих форм медицинской помощи;

1). Дневные стационары поликлиники - форма оказания медицинской помощи силами амбулаторно-поликлинического учреждения, когда назначенный больному комплекс лечебно-диагностических мероприятий проводится в дневное время в специально оборудованных помещениях (палатах) поликлиники. При этом используется весь потенциал учреждения.

2). Стационары дневного пребывания в больничном учреждении – форма медицинского обеспечения, при котором больные проходят обследование и лечение в стационарном отделении лечебно-профилактического учреждения в дневное время без круглосуточного наблюдения.

3). Стационары на дому – форма оказания медицинской помощи силами амбулаторно-поликлинического учреждения на дому у больного с применением максимально возможного комплекса диагностических и лечебных мероприятий при ежедневном динамическом наблюдении за состоянием пациентов.

4). Стационар одного дня - кратковременная госпитализация больного, когда все манипуляции проводятся в течение одного дня. Это могут быть малые хирургические операции, инвазивные методы исследования и др.

Важным моментом является соблюдение преемственности в лечебных мероприятиях между стационаром и поликлинической службой. В условиях дневного стационара производятся диагностические исследования, в т.ч. инвазивные, лечебные мероприятия, а также в необходимых случаях долечивание после выписки из стационаров. Значительное число публикаций о деятельности дневных стационаров свидетельствует как о социальной удовлетворенности пациентов, так и об экономической эффективности этой организационной формы работы.

Средний медицинский персонал.

Медицинская сестра должна иметь квалификацию троякого рода: научную - для понимания болезни, сердечную – для понимания больного, техническую для ухода за больным»Флоренс Найтингел

Здоровье населения является самым ценным достижением общества, поэтому сохранение и укрепление его — важная задача, в выполнении которой должны принимать участие все без исключения. Не последняя роль в выполнении этой задачи отведена нашему многочисленному, трудолюбивому звену здравоохранения — медицинским сестрам. Хотя долгие годы снижалась престижность работы медицинской сестры, ее социальный статус, в настоящее время в России проводится активная целенаправленная работа по возрождению сестринской профессии, ее значимости.[5]

Медицинская сестра – специалист со средним медицинским образованием (оканчивает медицинский колледж). Медицинскую сестру относят к среднему медицинскому персоналу, она выступает помощником врача в лечебно-профилактических учреждениях, выполняет врачебные назначения и осуществляет сестринский процесс.

Профессиональная медицинская сестра обязана знать многое: должностные обязанности, правила внутреннего распорядка, этику и деонтологию, приказы и нормативные акты, стандарты деятельности, т.е. медсестра должна многое знать и уметь, и на практике применять весь багаж знаний, по первому зову быть рядом с пациентом и помогать ему справиться с возникшей ситуацией.

В настоящее время специальность медицинской сестры „сестринское дело» приобретает все больший вес. Она существенно меняет роль медицинской сестры в системе здравоохранения и во взаимоотношениях с пациентами. В этой специальности главной формой деятельности является сестринский процесс. Понятие сестринского процесса значительно расширяет возможности участия медицинской сестры в оказании помощи и последующем лечении больного. Она выступает не простым исполнителем воли врача, как было раньше, а собирает анамнез, ставит предварительный диагноз и в дальнейшем постоянно следит за поведением больного, сообщает врачу обо всех изменениях, участвует в обходе больных врачом [14].

Роль медицинской сестры во время пребывания пациента в стационаре заключается в умении правильно построить отношения с определенным пациентом, в зависимости от его личностных качеств и состояния здоровья, правильно и своевременно оценить изменения состояния больного и совместно с врачом провести адекватное лечение и неотложные мероприятия по профилактики осложнений. Дать рекомендации пациентам и их родственникам о целесообразности четких выполнений назначений врача и профилактических мероприятий дальнейшего развития сердечно - сосудистых заболеваний и их осложнений. Она должна уметь найти подход к каждому пациенту, чтобы он доверял ей, верил в ее слова и выполнял все рекомендации.

Дневной стационар КД №2

Схема 1. Дневной стационар и его связи с другими подразделениями КД.

Дневной стационар находится на базе кардиологического диспансера.

Наши пациенты с заболеваниями системы кровообращения требуют внимания и профессионального подхода. Любое медицинское вмешательство может привести к необратимым последствиям.

Наша задача избежать негативных влияний на пациента и улучшить состояние пациента. Мы должны научить пациентов жить со своим заболеванием и помогать себе в экстренных ситуациях. Пациент должен знать свой лекарственные препараты уметь их правильно применять.

Диспансер оснащен современной аппаратурой, и контактирование с другими структурными подразделениями позволяет провести полное обследование пациентов и в краткие сроки установить точный диагноз и сопутствующие заболевания, чтобы качественно провести курс лечения.

Спокойная обстановка, вежливый персонал в сочетании с профессионализмом, пребывание в стационаре только днем максимально уменьшают неудобства и дискомфорт, связанные с госпитализацией.

Мы стремимся сделать пребывание больных в стационаре комфортным полезным и высококачественным. Мы делаем все, чтобы курс лечения был полным, и поэтому сочетаем подбор лекарственной терапии с инфузионной терапией и физиотерапевтическими процедурами, ЛФК, ВЛОКом и сеансами психотерапии.

Анализ мнения пациентов об удовлетворенности работой среднего медицинского персонала и качеством медицинской помощи

В добровольном анкетировании принимало участие 100 пациентов, прошедших лечение в дневном стационаре кардиологического профиля.

Результаты анкетирования.

  • Ответы пациентов по оценки работы дневного стационара.

Рис. 1 Частота ответов пациентов по оценки работы дневного стационара.

Вывод: большинство опрошенных (73%) - оценивают работу дневного стационара хорошо, удовлетворительно 19%, 7% опрошенных считают, что стационар работает плохо и 1% опрошенных считают, что очень плохо.

  • Ответы пациентов о их самочувствии после прохождения лечения в ДС.

Рис. 2 Результаты ответов пациентов об их самочувствии после лечения в ДС.

Вывод: большинство пациентов (79%) после прохождения лечения в ДС почувствовали себя лучше, 16% почувствовали незначительное улучшение и всего 5% не почувствовали улучшение самочувствия.

  • Ответы пациентов об удовлетворенности внешним видом сотрудников, работой сестринского персонала и лечением в стационаре.

Рис. 3 Частота ответа пациентов об удовлетворенности внешним видом сотрудников, работой сестринского персонала и лечением в стационаре.

Вывод: большинство опрошенных удовлетворены внешним видом сотрудников стационара (79%) , работой сестринского персонала (91%) и лечением в стационаре (89%).

  • Ответы пациентов на вопрос как часто пациентам в течение лечения необходима помощь среднего медперсонала.

Рис. 4 Частота ответов пациентов на вопрос как часто пациентам в течение лечения необходима помощь среднего медперсонала.

Вывод: Пациенты ответили, что им при лечении необходима помощь среднего медперсонала, очень часто 37%, часто 53% , редко 9% и очень редко 1%.

  • Оценка удовлетворенности пациентов в ответах на вопросы во время лечения.

Рис.5 Получили ли Вы ответы у среднего медперсонала в ДС?

Вывод: Пациенты получали ответы у среднего медперсонала всегда 40%, часто 51% и редко7%. Не получили ответов только 2% пациентов.

  • Ответы пациентов об потребности в услугах среднего медицинского персонала во время лечения в дневном стационаре.

Рис. 6 Частота ответов пациентов на вопрос сколько процентов времени они проводят со средним медперсоналом во время лечения в дневном стационаре.

Вывод:33% пациентов ответили, что со средним медицинским персоналом проводят 81-100% времени своего лечения в дневном стационаре, 31% проводят 61-80%, 27% проводят 41-60%, 8% проводят 21-40%, 1% проводят до 20% времени со средним медицинским персоналом во время своего лечения.

  • Оценка роли среднего медицинского персонала в дневном стационаре.

Рис.7 Частота ответов пациентов на вопрос значительна ли роль среднего медперсонала при прохождении лечения в дневном стационаре.

Вывод: Роль среднего медицинского персонала при прохождении лечения в дневном стационаре очень значительна для 37% пациентов, значительна для 56% пациентов и лишь для 7% пациентов нет.

  • Распределение анкетируемых по возрасту и полу.

Рис. 8 Распределение анкетируемых по возрасту и полу.

Вывод: среди анкетируемых самый большой процент (27%) приходится на женщин в возрасте 40 – 50 лет и на мужчин (12%) этого же возраста. Самый маленький процент на мужчин(5%) и женщин (7%) моложе 40 лет.

Что Вам не понравилось в работе медицинских сестер в стационаре?

  • Очень большая нагрузка на медицинских сестер и поэтому они не могут уделять достаточно времени на каждого пациента (64%)

  • Медленно работают, не успевают внимательно выслушать пациента (18%)

Что Вам понравилось в работе медицинских сестер в стационаре?

  • Очень внимательные, добрые, отзывчивые и тактичные (71%)

  • Очень стараются уделить внимание всем пациентам (32%)

  • Профессионально выполняют медицинские манипуляции (89%)

  • В отделении чисто и очень хорошо организована работа младшего медперсонала (уборка проводится до прихода пациентов) (48%)

  • Всегда можно получить ответы на вопросы у медсестер (67%)

Вывод: среди анкетируемых самый большой процент 27% приходится на женщин и 12% на мужчин возрасте 40 – 50 лет, самый маленький процент на мужчин 5% и женщин 7% моложе 40 лет. Оценивают хорошо работу 73% пациентов, 79% после прохождения лечения почувствовали себя лучше и большая часть опрошенных. Большая часть опрошенных 79% удовлетворены внешним видом сотрудников стационара , 91% - работой сестринского персонала и 89% - лечением в стационаре. Пациенты ответили, что очень часто 37% и часто 53% им при лечении необходима помощь среднего медперсонала. Пациенты получали ответы у среднего медперсонала во время лечения в дневном стационаре 40% всегда, 51% часто. 33% пациентов ответили, что со средним медицинским персоналом проводят 81-100% времени своего лечения в дневном стационаре, 31% пациентов проводят 61-80% времени, 27% пациентов проводят 41-60% времени, 8% 21-40%, 1% пациентов - до 20% времени.

Роль среднего медицинского персонала при прохождении лечения в дневном стационаре очень значительна для 37% пациентов, значительна для 56% пациентов и лишь для 7% пациентов - незначительна.

ВЫВОДЫ:

  1. Анализ литературы показал, что количество пациентов, страдающих болезнями системы кровообращения стоит на первом месте недостаточно освещена тема дневных стационаров кардиологического профиля и роль среднего медицинского персонала в организации дневных стационаров.

  2. Изучение результатов анкетирования выявило, что большая часть опрошенных удовлетворены внешним видом сотрудников стационара 79% , работой сестринского персонала 91% и лечением в стационаре 89%. Пациенты ответили, что им при лечении необходима помощь среднего медперсонала, очень часто 37%, часто 53%. Пациенты получали ответы у среднего медперсонала во время лечения в дневном стационаре всегда 40%, часто 51% . 33% пациентов ответили, что со средним медицинским персоналом проводят 81-100% времени своего лечения в дневном стационаре, 31% проводят 61-80%, 27% проводят 41-60%, 8% проводят 21-40%, 1% проводят до 20% времени. Роль среднего медицинского персонала при прохождении лечения в дневном стационаре «очень значительна» для 37% и «значительна» - для 56% пациентов и лишь для 7% пациентов – «незначительна».

  3. Не понравилось в работе медсестер в стационаре: очень большая нагрузка на медицинских сестер и поэтому они не могут уделять достаточно времени на каждого пациента. Медленно работают, не успевают внимательно выслушать пациента. Понравилось: очень внимательные, добрые, отзывчивые и тактичные. Очень стараются уделить внимание всем пациентам. Профессионально выполняют медицинские манипуляции. В отделении чисто и очень хорошо организована работа младшего медперсонала (уборка проводится до прихода пациентов. Всегда можно получить ответы на вопросы у медсестер.

Результаты исследования подтверждают сформулированную гипотезу: роль среднего медицинского персонала в организации медицинской помощи пациентам с болезнями системы кровообращения значительна.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Алексеева, В. М. Услуги среднего медицинского персонала. - М.: Норма, 2011. - 350с.

  2. Болтенко Н.Н., Лабзовская А.Г. Организация работы дневного стационара в городской поликлинике – Здравоохр. РФ 1999г-№2 с.50

  3. Вебер В.Р. Чуваков Г.И. ЛапотниковВ.А. Основы сестринского дела. –М.: Медицина 2001.-496с.

  4. Винокуров Б.Л. Экономика и управление современной системой обеспечения здоровья населения России. - СПб, 1997. - 228 с.

  5. Вялков А.И. Роль стандартизации в выполнении задач совершенствования медицинской помощи населению // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2002. - N 3.

  6. Гасников В.К. Основы научного управления в здравоохранении: Учебное пособие. - Ижевск, 1997. - 170с.

  7. Греков И. Г. Медико-социальные аспекты экспериментального моделирования сестринского процесса в лечебном учреждении. // Медицинская сестра. 2002. - № 2 - с. 40 - 41.

  8. Калининская А.А., Батыров Н.Н. Дневной стационар – эффективная форма использования коечного фонда – Медицина труда и проблемы экологии на железнодорожном транспорте. М. 1990. Выпуск 4 – с.131-133

  9. Котеева Н.Ш. Дневной стационар как неотъемлемое структурное подразделение амбулаторно – поликлинического учреждения// Внебольничные учреждения в системе современного здравоохранения. – Казань. – 1997. – С110-113

  10. Кучеренко В.З., Флек В.О., Вялкова Г.М. и др. Оценка эффективности деятельности медицинских организаций: Учебно-методическое пособие. Под ред. А.И. Вялкова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004. - 106 с.

  11. Островская И.В. Какой должна быть профессиональная медицинская сестра?// Медицинская сестра. 2000. - № 3

  12. Шипова В.М. Медико-экономическая оценка стационарозамещающих технологий / В.М. Шипова, В.Я. Горбунков // Главный врач.– 2003. – № 3.

  13. Шумилин В.В. Структура госпитализированной заболеваемости ишемической болезнью сердца // Проблемы городского здравоохранения. Выпуск 7. СПб, 2002. – С200-203

  14. Шляфер С.И., Камынина H.H., Гажева A.B., Турчиев А.Г., Тимофеева Е.И. Деятельность среднего медицинского персонала в Российской Федерации // Социальные аспекты здоровья населения. — 2010. №1.

Просмотров работы: 21946