АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОПЕКА В РОССИИ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОПЕКА В РОССИИ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье 7 Конституцией Российской Федерации закреплено, что: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»[1]. Социальную роль государство выполняет разными путями и способами и одним из таких способов является административная опека.

Следует сказать, что данная тема актуальна уже потому, что в административном праве России такое понятие как «административная опека» нигде в законе не закреплено, хотя и представлено довольно широким списком законодательных актов.

Так же данный вопрос мало раскрыт на уровне теории – авторы в основном пишут на тему государственной помощи в иных аспектах, избегая при этом употребления понятия «административная опека». В то же время следует заметить, что государственная помощь включает в себя так же помощь, например, фермерам, мелким бизнесменам, но в этих случаях имеют место совсем иные субъекты, другие цели, а так же другая нормативная база государственной заботы.

В то же время следует заметить, что сама по себе административная опека часто соприкасается с такими видами помощи как пенсионные выплаты, например, матери одиночке или инвалиду детства. Поэтому определить грань где начинается, а где кончается административная опека довольно сложно, но в общих чертах возможно.

В теории российского административного права выделяют такое понятие административной опеки – «система государственной помощи, непосредственно не связанной с трудом, службой лиц, которым она предоставляется» [2].

Довольно часто предоставление льгот, материальной помощи людям без учета их материального положения, лишь с применением общих положений законодательства довольно несправедливо. Так, например, руководствуясь текущим законодательством, возможна выплата пособия по безработице лицу, имеющему супруга который занимается предпринимательством и в достаточной мере способен обеспечить семью.

В основе административной опеки лежит адресная помощь, то есть она предоставляется только конкретному гражданину по его заявлению. Сама по себе она должна быть направлена только на тех лиц, которые действительно нуждаются в такой помощи.

Следует заметить, что в связи с недостаточной разработанностью данного вопроса возникают такие проблемы как неверное отождествление административной опеки с такими явлениями как система пенсионирования в связи с работой, государственной помощи малому бизнесу, гражданско-правовой опекой. Это представляется не верным. Так суть гражданско-правовой опеки заключается в осуществлении опекуном юридической поддержки, содержании и воспитании опекаемого и в основе своей содержит вопрос о вменяемости последнего и регламентируется гражданским правом. Административная же опека осуществляется государством через специальные органы и выражается в обеспечении материальной и иной помощи и регламентируется, соответственно, административным правом.

Следует отметить гибкость данного явления т.к. государство предоставляет полномочия субъектам РФ, органам местного самоуправления, административным предприятиям и учреждениям самостоятельно определять круг субъектов, уровень помощи.

Административная опека – это помощь, в результате которой на основании действующих правовых норм между гражданами и соответствующими государственными, муниципальными органами возникают административные правоотношения. В основном это адресная помощь, но так же возможно ее обеспечение по инициативе публичных организаций (например, для признания сиротой).

Среди субъектов административной опеки следует выделить две категории лиц. Во-первых, это слабые по демографическим признакам, такие как сироты, представители коренных национальностей малочисленных народностей Крайнего Севера и другие. Во-вторых, это жертвы экстремальных ситуаций, такие как вынужденные переселенцы, беженцы, пострадавшие от пожаров, наводнений, землетрясений и другие лица, пострадавшие от социальных кризисов, техногенных катастроф и стихийных бедствий[2].

На настоящий момент сам по себе институт административной опеки в России не выделен отдельно, впрочем это представляется вполне понятным ведь те отношения которые включает в себя этот термин на настоящий момент регулируются такими видами социальной поддержки как пенсионирование, социальное обеспечение и пр.

В то же время это кажется не совсем правильным т.к. государственная помощь (административная опека) является гарантом защиты и помощи довольно большого круга лиц. Поэтому представляется было бы верным включить данное понятие в акты административного права. Это могло бы поспособствовать к более системному и верному распределению ресурсов для обеспечения государственной помощи.

Впрочем, говоря о введении административной опеки в административное право, следует учесть что за этим последуют довольно существенные изменения т.к. та структура которую мы имеем на настоящий момент довольно тесно соприкасается с тем понятием административной опеки которое дают исследователи. Поэтому придется переделывать довольно большую часть законодательства, но учитывая тот факт, что реальное российское законодательство нуждается и в иных более серьезных доработках не считаю столь уж необходимым проводить внедрение административной опеки.

Если говорить о теоретической стороне данного вопроса, то мне кажется, что дальнейшая разработка данной темы была бы довольно положительным моментов в теории административного права, а так же довольно неплохим подспорьем для решения некоторых практических вопросов.

Существует множество проблем относящихся к обеспечению детей-сирот, беженцев, вынужденных переселенцев и др. Государство должно стараться обеспечить их будущее как полноценных граждан Российской Федерации. Для этого строятся специальные организации помогающие таким людям адаптироваться во враждебной для них среде и становиться полноценными гражданами.

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 (в ред. от 30.12.2008)/ СПС «КонсультантПлюс»

  2. Бахрах Д.Н. Учебник Административное право России. – М.: НОРМА, 2002

Просмотров работы: 3245