УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ДОУ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ДОУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Образовательная стратегия закона «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО ориентируют дошкольных работников на освоение новых профессиональных компетенций, что, в свою очередь, провоцирует возникновение такого стратегического направления работы с педагогическими кадрами, как непрерывное совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов, являющегося одним из условий качества обучения и воспитания дошкольников. Сегодня профессиональное мастерство работников дошкольных образовательных учреждений, реализуемое в их профессиональной деятельности, становится особенно значимо для ДОУ, работающего в режиме развития.

Проблема развития профессионального мастерства средствами педагогической деятельности служит предметом многочисленных исследований (Ю.П. Азаров, Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.Н. Щербаков и др.). В работах И.Ф. Александрова, О.А. Абдуллиной, А.В. Петровского, Л.Ф. Спирина и др. раскрываются пути становления педагогического мастерства в системе профессиональной подготовки педагога. Изучением профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений занимались А.М. Бородич, Р.С. Буре, О.В. Драгунова, И.Ю. Ерофеева, Л.И. Зорило, М.А. Кавардакова, В.И. Логинова, В.А. Лысова, З.И. Нестерова, Т.Х. Яворская и др. В работах этих ученых рассматриваются вопросы, связанные со структурой профессиональной деятельности педагога и его профессионального мастерства.

Основополагающим понятием для термина «профессиональное мастерство» является понятие «мастерство». В толковом словаре С.И. Ожегова приводится несколько определений термина «мастер»: 1) руководитель отдельной специальной отрасли какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области: человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать (например, сменный мастер; мастер сборочного цеха); 2) квалифицированный работник в какой-нибудь производственной деятельности (например, скрипичный мастер, этот сапожник – хороший мастер); 3) специалист, достигший высокого искусства в своем деле, (мастер искусств, мастер спорта, мастер пчеловодства.). Человек, который умеет хорошо делать что-нибудь (например, мастер на выдумки, мастер рассказывать). Итак, мастерство - это «высокое искусство в какой-нибудь области»; высший уровень профессионализма - комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной деятельности в определенной области.

Мастерство формируется и проявляется в деятельности (Н.В. Кузьмина). Именно такое понимание мастерства и принято в педагогике. Оно определяется как высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов. Или же, как высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, или как синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств педагога (Н.В. Кузьмина).

Таким образом, в педагогической науке наиболее целостным и системным понятием, определяющим качественность профессиональной деятельности, является понятие «педагогическое мастерство», под которым понимают:

- комплекс свойств личности педагога, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности (И.А. Зязюн);

- синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личных качеств учителя (А.И.Щербаков);

- совокупность определенных качеств личности учителя, которые обуславливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи (обучения, воспитания и развития школьников) (Н.В. Кухарев);

- высший уровень владения педагогической технологией, а также синтез личностно-деловых качеств и свойств, определяющих высокую эффективность педагогического процесса (В.А. Сластенин);

- свойство личности, отражающее ее духовно-нравственную и интеллектуальную готовность к творческому осмыслению социокультурных ценностей общества, а также теоретическую и практическую готовность к творческому применению знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности (И.П. Андриади);

- достаточно устойчивую систему теоретических обоснований и практически оправданных педагогических действий и операций, обеспечивающих высокий уровень информационного взаимодействия между учителем и учащимся (В.П. Кузавлев);

- стержневой компонент педагогической культуры, синтез развитого психолого-педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с качествами личности педагога позволяют ему успешно решать многообразные учебно-воспитательные задачи (А.Л. Сидоров, М.В. Прохорова и Б.Д. Синюхин);

- высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека (Л.А. Байкова и Л.К. Гребенкина).

На наш взгляд, наиболее прогрессивным представляется определение педагогического мастерства, данное Н.П. Тарасевич с позиций личностно - деятельностного подхода, подчеркивающего, что в структуре педагогического мастерства в целом выражается личность и деятельность педагога. Автор рассматривает педагогическое мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, и в структуре педагогического мастерства выделяет такие компоненты как: гуманистическую направленность личности педагога, его профессиональные знания и умения, педагогические способности и педагогическую технику. Все эти четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, а не только рост под воздействием внешних условий. Данное определение мы берем за основу в своем исследовании.

Для педагога мастерство - это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится. Профессиональное мастерство педагога требует постоянного совершенствования. Фактором совершенствования выступает профессиональная деятельность педагога. Именно в профессиональной деятельности формируются: направленность педагога, его знания способности и умения. Основой развития педагогического мастерства является сплав знаний и профессиональной направленности, условием успешности - педагогические способности, средством, придающим целостность профессиональной деятельности педагога, - умения в области педагогической техники.

Наше исследование показало, что педагогическая деятельность становится фактором формирования и развития профессионального мастерства педагогов ДОУ при реализации следующих педагогических условий. Рассмотрим их.

Первым педагогическим условием развития профессионального мастерства педагога ДОУ является включение педагогов ДОУ в творческую деятельность, обеспечивающую развитие и саморазвитие профессиональной направленности воспитателей ДОУ. Методическим механизмом развития профессиональной направленности педагогов выступают: создание в ДОУ информационно-образовательной творческой среды, благоприятствующей реализации творческого потенциала каждого воспитателя в отдельности и педагогического коллектива в целом; включение педагогов в творческие группы.

Вторым педагогическим условием является совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов через разнообразные формы методической работы. На современном этапе развития дошкольного образования, характеризующегося реализацией ФГОС, в систему работы ДОУ вводятся инновационные формы методической работы, направленные на повышение профессионального мастерства педагогов. Анализ научной литературу по управлению научно-методической работой образовательных учреждений разных авторов (Т.А. Буянова, В.И. Гончарова, С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина и др.) позволил нам выделить инновационные формы методической работы по развитию профессионального мастерства педагогов ДОУ, к которым относятся: психолого-педагогический консилиум, годичные команды педагогов, школа профессионального мастерства и передового опыта, педагогическое ателье или педагогическая мастерская, мастер-классы, кружки качества, временные творческие группы, школы исследователя и др. Эффективные формы и методы работы с педагогами в конечном итоге содействуют становлению профессионального мастерства воспитателей и созданию коллектива единомышленников.

Третье педагогическое условие – это совершенствование умений в области педагогической техники. Педагогическая техника – это совокупность навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных воспитанников и коллектив детей в целом (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.). Педагогическая техника охватывает все сферы воспитательной деятельности педагога ДОУ и оказывает непосредственное влияние на решение любой воспитательной задачи. Она, например, включает технику воспитательного убеждения, технику внушения, технику предъявления требований, технику использования воспитательных возможностей различных средств и т.д. Совершенствование умений в области педагогической техники возможно на основе организация методической работы с учетом жизненных и профессиональных установок, опыта и уровня профессионализма педагогов, их отношения к своему профессиональному росту.

Четвертым педагогическим условием развития профессионального мастерства педагога ДОУ является стимулирование педагогов к развитию их педагогических способностей, что предполагает использование методов поощрения, выявление затруднений воспитателей и проектирование действий по созданию режима развития, побуждая педагогов к самоанализу деятельности.

Таким образом, в данной статье нами уточнены имеющиеся в современной психолого-педагогической науке наработки по вопросу становления профессионального мастерства педагогов и выявлен комплекс педагогических условий по эффективному формированию и развитию профессионального мастерства педагогов ДОУ средствами их педагогической деятельности.

Просмотров работы: 9190