ОСОБЕННОСТИ ПРИЗНАНИЯ РАСХОДОВ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЯМИ – НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ПРИЗНАНИЯ РАСХОДОВ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЯМИ – НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Российская Федерация обладает одним из наиболее крупных в мире потенциалов важнейших топливно-энергетических ресурсов, в том числе и нефти. Добывающая промышленность – это базовый сектор всей российской экономики. Только более 240 предприятий занимаются добычей нефти в нашей стране, а более 95% всего объема добычи обеспечивают 11 нефтедобывающих холдингов. Кроме того, с каждым годом общие показатели по добыче полезных ископаемых увеличиваются.

В перспективе развития России предполагается увеличение добычи нефти и газа за счет перехода к освоению крупнейших месторождений углеводородного сырья, внедрение более совершенных технологий эксплуатации месторождений в традиционных районах добычи [6].

В связи с этим, налоговое законодательство Российской Федерации предусматривает ряд особенностей признания расходов на освоение природных ресурсов в целях налогообложения прибыли. Кроме того, законодательство в данной сфере постоянно совершенствуется, и с 1 января 2014 г. вступают в силу поправки в налоговый кодекс РФ, направленные на стимулирование деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе РФв соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. № 268-ФЗ [4].

Под «природными ресурсам» согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» понимаются компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность [2].

Перечень расходов на освоение природных ресурсов и порядок их признания в целях исчисления налога на прибыль организаций регулируются ст. 261 и 325 НК РФ.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 253 и абз. 1 п. 2 ст. 261 Налогового кодекса РФ расходы на освоение природных ресурсов относятся к прочим. При этом в п. 1 ст. 261 Налогового кодекса РФ уточнено, что расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера. Федеральным законом от 23.07.2013 г. № 213-Ф3 в п. 1 ст. 261 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г., в соответствие с которыми расходами на освоение природных ресурсов также признаются работы по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин [3].

К расходам на поиск и оценку месторождений относится аудит запасов, а также разведка ископаемых и гидрогеологические изыскания. Организация имеет право признать данные затраты в целях налога на прибыль только в случае наличия лицензии по таким видам деятельности.

К затратам на информацию относятся данные о геологическом строении недр, нахождении в недрах полезных ископаемых, об условиях их разработки, также другие данные из геологических отчетов и карт (ст. 27 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»). Приобрести информацию можно как за счет собственных, так и за счет государственных средств. В первом случае приобретенная информация будет являться собственностью пользователя недр (в соответствии с п. 1 ст. 261 Налогового кодекса РФ затраты на приобретение таких данных можно включать в состав расходов), во втором – госсобственностью [5].

Отметим, что в п. 6 ст. 261 НК РФ прямо установлено, что расходы на приобретение геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе у государственных органов, принимаются для целей налогообложения в сумме фактических затрат.

Состав расходов на возмещение ущерба, наносимого природным ресурсам, определен в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [2].

В связи с тем, что перечень затрат, указанный в п. 1 ст. 261 Налогового кодекса РФ, открытый, к расходам на освоение природных ресурсов можно отнести соответствующие материальные затраты, амортизацию НМА и основных средств, а также затраты на оплату труда. Кроме того, к ним можно отнести и затраты на оплату услуг третьих лиц, выполнявших работы по освоению природных ресурсов.

Расходы на поиски и оценку месторождений, а также расходы на проведение работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин включаются в состав расходов равномерно в течение 12 месяцев. Расходы на подготовку территории к ведению работ, а также расходы на возмещение комплексного ущерба включаются в состав расходов равномерно в течение двух лет, но не более срока эксплуатации (п. 2 ст. 261 НК РФ).

Если разведочная скважина оказалась непродуктивной, то расходы по ней можно признавать для целей налогообложения равномерно в течение 12 месяцев с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором эта скважина была ликвидирована. В соответствии с п.4 ст. 261 НК РФ такой порядок применяется налогоплательщиком независимо от продолжения или прекращения дальнейших работ на соответствующем участке недр после ликвидации скважины [1].

С 1 января 2014 г. Налоговый кодекс РФ предусматривает особенности определения налоговой базы, доходов и расходов при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на Новом морском месторождении. Таким особенностям посвящены введенные ст. 275.2, 299.3 и 299.4 НК РФ соответственно (Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. № 268-ФЗ).

В ст. 261 НК РФ также внесены дополнения, вступающие в силу с 1 января 2014 г. В частности, уточняется порядок учёта расходов на освоение природных ресурсов, понесенных налогоплательщиком, на участке недр при осуществлении деятельности, связанной с поиском, оценкой и (или) разведкой Нового морского месторождения углеводородного сырья.

При этом освоение Нового морского месторождения углеводородного сырья должно осуществляться либо организациями, владеющими лицензиями на пользование участком недр, в границах которого расположено такое месторождение либо операторами Нового морского месторождения углеводородного сырья.

Условия признания организации оператором Нового морского месторождения углеводородного сырья введены п. 1 ст. 25.7 Федерального законаот 30 сентября 2013 г. № 268-ФЗ. Новым морским месторождением признается морское месторождение, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на котором приходится на период с 1 января 2016 г. [4].

Налоговая база по деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на каждом Новом месторождении определяется отдельно по каждому такому месторождению, и отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности налогоплательщика.

В случае если Оператор или Владелец лицензии принял решение о прекращении работ на участке недр в связи с экономической нецелесообразностью, геологической бесперспективностью или по иным причинам, вся сумма расходов на освоение природных ресурсов (либо любая их часть) может быть отнесена на другое Новое месторождение на данном участке недр. Вместе с тем, сумма расходов, относимых к расходам по указанной деятельности, осуществляемой в отношении каждого месторождения на другом участке недр, не может превышать 1/3 общей суммы расходов на освоение природных ресурсов на участке недр, в отношении которого было прекращено право пользования.

В ст. 299.4 НК РФ указан список расходов, которые налогоплательщик имеет право учесть при исчислении налога на прибыль организации. В частности, Владельцу лицензии предоставляется право в сумме фактических затрат включать в состав прочих расходов затраты в виде компенсации расходов на освоение природных ресурсов, ранее осуществленных прежним владельцем лицензии на пользование этим участком недр в целях ее приобретения. Оператор вправе в полном объеме включать в состав расходов затраты в виде компенсации, выплачиваемой Владельцу лицензии в отношении понесенных им ранее расходов, связанных с получением этой лицензии [4].

Расходы на освоение природных ресурсов, понесенные Владельцем лицензии, признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, в котором налогоплательщиком принято решение об отнесении всей суммы указанных расходов либо любой ее части к расходам по такой деятельности, но не ранее даты выделения первого Нового морского месторождения углеводородного сырья, либо даты принятия налогоплательщиком решения о прекращении работ на участке недр в связи с экономической нецелесообразностью, геологической бесперспективностью или по иным причинам [1].

Гл. 25 НК РФ предусматривает признание в целях налогообложения не только расходов на освоение природных ресурсов по уже предоставленным организации лицензионным участкам, но и расходов, связанных с приобретением лицензий и учитываемых в аналитических регистрах налогового учета отдельно по каждой лицензии. Перечень расходов, осуществляемых в целях приобретения лицензии, приведен в п. 1 ст. 325 НК РФ. Кроме расходов на геологическое изучение к ним относятся затраты на проведение аудита запасов, подготовку проекта разработки месторождения, а также на участие в конкурсе на предоставление лицензии.

Если по результатам конкурса налогоплательщик получает лицензию, то его расходы, связанные с процедурой участия в конкурсе, формируют стоимость лицензии, которая учитывается налогоплательщиком в составе нематериальных активов. При этом амортизация данного нематериального актива начисляется в общем порядкеили по выбору налогоплательщика в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет.

В случае если по результатам конкурса налогоплательщик не заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами, то расходы, осуществленные в целях приобретения лицензии, включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем проведения конкурса, равномерно в течение двух лет [1].

Другие особенности налогового учёта расходов на освоение природных ресурсов регулируются ст. 325 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, если предприятие занимается освоением новых месторождений полезных ископаемых, ему необходимо соблюдать правила признания таких расходов в целях налогообложения прибыли. В противном случае, любая ошибка в их учете может привести к значительному изменению налоговой базы по налогу на прибыль.

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: федеральный закон Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 30.07.2010 № 242-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2000. - № 32. – Ст. 3340; Российская газета. - 2010. – 3 августа. – С. 14.

  2. Об охране окружающей среды [Текст]: федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ// Собр. законодательства РФ. – 2002. - № 2. – С. 133.

  3. О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй НК РФ и статью 3.1 Закона РФ «О таможенном тарифе» [Текст]: федеральный закон РФ от 23 июля 2013 г. № 213-Ф3 // Рос.газ. – 2013. - № 163. – С. 57.

  4. О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе РФ[Текст]: федеральный закон от 30 сентября 2013 г. № 268-ФЗ // Рос.газ. – 2013. - № 6199. – С. 99.

  5. О недрах [Текст]: закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1// Собр. законодательства РФ. – 1995. - № 10. - С. 823.

  6. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. [Электронный ресурс]: справочная информация подготовлена специалистами АО «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

Просмотров работы: 1464