НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В развитии мировой экономики в настоящее время, определяющим является процесс глобализации. Данный процесс характеризуется такими чертами, как: всеобщность, развитие, объединение. Из описания становиться ясно, что в действо в той или иной степени вовлечены все без исключения. По мере того, как глобализация набирает обороты, усиливается теснота связей, взаимодействий как на глобальном и региональном уровнях, так и на микро-уровне, уровне предприятий. Вследствие чего предприятия, фактически зарегистрированные в одной стране, полностью или частично могут функционировать, осуществлять свою деятельность за пределами места своей регистрации, то есть в другой стране или нескольких странах. Одним из признаков юридического лица является его принадлежность к определённой стране, являющейся местом его происхождения или регистрации. Данное описание выражается термином домициль [5]. Но понятия домициль и резидентство компаний не обязательно должны совпадать. Другими словами, компания может быть домицилирована и зарегистрирована в одном государстве, но её резидентство, что важно для налогообложения, подвергается регулированию тем государством, в котором находиться её центр контроля и управления.

Характерной чертой налогового статуса иностранного юридического лица является то, что полномочия по взиманию налогов с такого юридического лица, регулируются международными налоговыми соглашениями с рядом стран. Стоит отметить, что текущие международные налоговые соглашения, касающиеся избегания двойного налогообложения, регламентируют разграничение прав по налогообложению между государствами, в одном из которых предприятие зарегистрировано, а в другом, в том числе располагаются объекты его налогообложения. Тем не менее, методы реализации положений налогообложения: уплата налога, порядок его исчисления, привлечение к ответственности за правонарушения, допущенные налогоплательщиком, устанавливаются нормами национального налогового права [4].

Таким образом, можно говорить об ограниченности правового налогового поля государства в отношении иностранного юридического лица, как налогоплательщика.

Проанализировав статьи Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), можно констатировать тот факт, что отношения иностранных юридических лиц с государством в лице государственных органов, в том числе налоговых органов, регулируются подобно регулированию отношений государства с налогоплательщиками-резидентами. Данный факт противоречит взятому, государством, курсу на привлечение иностранных инвестиции в страну и наряду с основным, ухудшающим инвестиционный климат, по мнению экспертов ООН, фактором коррупцией является также разрушающим инвестиционную привлекательность государства компонентом [3].

Федеральный закон от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.) «Об иностранных инвестициях в РФ» (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.12.2011 г.) чётко определяет понятие филиал иностранного юридического лица. Филиал иностранного юридического лица это созданный на территории РФ, выполняющий часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица (далее - головная организация) при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несёт непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ обязательствам [1].

В соответствии с ч. 1 ст. 55 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ, под филиалом понимается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утверждённых им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности [2].

Как следует из приведённой нормы ГК РФ, необходимыми условиями признания подразделения иностранной организации представительством являются территориальная обособленность, представление и защита интересов иностранного юридического лица.

Теперь обратимся к НК РФ. Согласно ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную:

- с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

- проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

- продажей товаров с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

- осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной п. 4 ст. 306 НК РФ.

Из п. 2 ст. 306 НК РФ следует, что законодательство устанавливает следующие признаки постоянного представительства:

- наличие обособленного подразделения или любого иного места деятельности иностранной организации на территории РФ;

- осуществление иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории РФ;

- осуществление такой деятельности на регулярной основе.

При одновременном наличии совокупности указанных признаков деятельность иностранной организации в РФ определяется как приводящая к образованию постоянного представительства.

Таким образом, чётко прослеживается факт того, что иностранное юридическое лицо, имеющее свои постоянные представительства на территории РФ, за счёт имущества, которым были наделены постоянные представительства, и в виду ведения коммерческой деятельности на территории РФ, может нести непосредственную имущественную ответственность по своим обязательствам.

Представительства и филиалы не обособлены от создавшего их юридического лица, так как являются частью его структуры. Они наделены частью полномочий, которые им предоставлены создавшим их юридическим лицом. На основании данного комплекса полномочий определяются те виды деятельности, которые иностранное юридическое лицо осуществляет через свои представительства. Как следствие, результаты такой деятельности подвергаются налогообложению.

В том случае, если у иностранного юридического лица нет постоянного представительства на территории РФ, но оно вело или ведёт коммерческую деятельность на территории РФ, налоги будут взиматься с российского контрагента, выступающего в качестве налогового агента, который по итогам отчётного налогового периода, представляет информацию о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогах за отчётный период.

Далее рассмотрим некоторые особенности следующих видов налогов, которыми в том числе облагаются организации-нерезиденты РФ: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и налог на имущество.

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций (ст. 246 НК РФ) признаются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения по налогу на прибыль (ст. 247 НК РФ) признаётся прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью признаётся:

1) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства:

- доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории РФ через её постоянное представительство, уменьшенный на величину произведённых этим постоянным представительством расходов, определяемых с учётом положений п. 4 ст.307;

- доходы иностранной организации от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в РФ за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов;

- другие доходы от источников в РФ, указанные в п.1 ст.309, относящиеся к постоянному представительству;

2) для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в РФ.

В случае, если иностранная организация осуществляет на территории РФ деятельность подготовительного и (или) вспомогательного характера в интересах третьих лиц, приводящую к образованию постоянного представительства, и при этом в отношении такой деятельности не предусмотрено получение вознаграждения, налоговая база определяется в размере 20% от суммы расходов этого постоянного представительства, связанных с такой деятельностью.

Причём доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ. Перечень доходов, не учитываемых при налогообложении, определён в ст. 251 НК РФ, а расходов - в ст. 270 НК РФ [3].

В соответствии с гл. 21 НК РФ, иностранные юридические лица, которые реализуют свои товары через постоянные представительства на территории РФ, являются плательщиками НДС на тех же основаниях, что и российские организации и осуществляют выплаты налога в бюджет, а также предоставляют отчётность в налоговые органы на общих основаниях. Объектами налогообложения признаются: реализация товаров, услуг, работ на территории РФ. Иностранная организация, не имеющая постоянного представительства в РФ, также является налогоплательщиком косвенного налога НДС, осуществляя выплаты через своего налогового агента (контрагента-резидента).

Что касаемо налога на имущество, то в соответствии с гл. 30 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, и имущество, полученное по концессионному соглашению. Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, признаются находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество, а также недвижимое имущество, полученное по концессионному соглашению [3].

Согласно п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учёта, утвержденным в учётной политике организации. Остаточная стоимость основных средств определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации. В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учёта в конце каждого налогового (отчётного) периода.

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаётся инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации (определяется по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом). Сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта РФ, направляются в налоговый орган по месту нахождения данных объектов уполномоченными органами и специализированными организациями, осуществляющими учёт и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) этих объектов.

Подводя итог, стоит отметить, что иностранные юридические лица, осуществляющие коммерческую деятельность на территории РФ, в целом не пользуются особым положением, исходя из норм нормативно-правовых актов РФ, что идёт в разрез с вектором государственной внешнеэкономической политики и является, по мнению автора, упущением законодательной власти.

Литература

1. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 09 июля 1999 г. № 160-ФЗ (в ред. от 18.12.2011 г. № 322-ФЗ) Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 51.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая [Текст]: федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 14.11.2013 г. № 363-ФЗ) Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 45.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: федеральный закон Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 03.12.2013 № 306-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 48.

4. Деловая пресса [Электронный ресурс]: Российский деловой портал. – Режим доступа: URL: http://www.businesspress.ru/

5. Ведомости [Электронный ресурс]: Электронное периодическое издание Vedomosti. – Режим доступа: URL: http://www.vedomosti.ru

Просмотров работы: 2293