НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе развития происходит социально-экономическая трансформация российского общества, сопровождающаяся модернизацией государственных институтов. Указанные процессы невозможны без государственных расходов и обеспечивающих их доходов. Основными доходами в Российской Федерации выступают налоговые платежи, поступление которых в бюджетную систему обеспечивается благодаря системе налогового администрирования, поэтому оценка эффективности и совершенствование налогового администрирования представляет собой одну из первоочередных задач налоговой политики как Тюменской области, так и Российской Федерации в целом. Качество налогового администрирования определяет эффективность налоговой системы страны, её фискальную отдачу. Сложность взаимодействия налоговых органов и предприятий в целях достоверного исчисления налога на прибыль обуславливает актуальность выбранной темы.

Основными показателями, характеризующими налоговое администрирование по налогу на прибыль в Тюменской области являются: объём поступлений налога на прибыль; динамика задолженности по налогу на прибыль; количество проверок по налогу на прибыль и их результаты. Динамика поступлений налога на прибыль в бюджет Тюменской области представлена в таблице 1.

В 2009 г. вследствие снижения ставки налога на прибыль с 24% до 20%, а так же негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономику области в целом сокращаются плановые объёмы поступлений по всем налоговым и неналоговым доходным источникам. Так поступления налога на прибыль в бюджет Тюменской области значительно уменьшились, а именно на 27,14% и составили к концу 2009 г. 20 386 023 тыс.руб.

Таблица 1

Динамика поступлений налога на прибыль в бюджет Тюменской области в

2008-2012 гг., тыс.руб.*

Налог/год

2008

2009

2010

2011

2012

Налог на прибыль организаций

27 978 643

20 386 023

34 953 029

31 872 483

32 458 588

* Источник: Составлено автором на основе данных годовой отчётности УФНС России по Тюменской области за 2008-2012 гг. [1]

По итогам 2010 г. налоговые отчисления в консолидированный бюджет региона, по сравнению с 2009 г., увеличились в 1,7 раза до 34 953 029 тыс.руб., что свидетельствует о выходе региона из кризисного состояния. Это в некоторой степени обусловлено увеличением добычи нефти на территории Уватского района.

«Добыча нефти на территории Уватского района приносит примерно 95% средств экономике района. В районе достаточно большие объёмы лесных ресурсов, развивается транспорт, но нефтедобыча остаётся доминирующей составляющей экономики. Как следствие – мощными темпами развивается сам район», – отметил Юрий Свицкевич [2].

В 2011 г. наблюдается сокращение налога на прибыль с 34 953 029 тыс.руб. (к концу 2010 г.) до 31 872 483 тыс.руб. (к концу 2011 г.), но к следующему году ситуация несколько улучшилась, так к концу 2012 г. наблюдается рост поступлений налога на прибыль организаций по сравнению с поступлениями прошлого года на 1,8 %.

Несмотря на то, что к 2012 г. по сравнению с показателем 2010 г. почти на 2,5 млрд.руб. (2 494 441 тыс.руб.) зафиксировано снижение поступлений данного налога, Тюменская область с автономными округами остаётся в девятке регионов – «доноров», (т. е. регионом, не получающим дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности) наравне с Москвой, Санкт-Петербургом с Ленинградской областью, Сахалинской, Самарской областями и др. [3].

Глава Минфина Антон Силуанов прогнозирует потери регионов в размере 1,34 трлн.руб. в ближайшие два года называя основной причиной – падение поступлений налога на прибыль, что, прежде всего, коснётся самых богатых добывающих и промышленных центров, в консолидированных бюджетах которых доля поступлений налога на прибыль выше среднероссийского показателя. Тюменская область не только находится в списке данных центров, но и занимает в нём первое место.

Заместитель директора группы государственных финансов Standard & Poor`s Карен Вартапетов уточнил, что доля налога на прибыль в доходах консолидированных региональных бюджетов в 2011-2012 гг. в среднем составляла 25%. В Тюменской области в 2012 г. доля поступлений от налога на прибыль в доходах консолидированного бюджета составила 59%.

Прогнозы Минфина основываются на ожиданиях замедления российской экономики. По прогнозу Минэкономразвития, в этом году ВВП вырастет на 2,4% (в предыдущем прогнозе значилась цифра в 3,6%). В 2014 г. – на 3,7% (ранее было 4,3%), в 2015-м – 4,1% (ранее 4,5%). Кроме того, во властных кругах по-прежнему идет дискуссия o возможных последствиях перегрева экономики. Силуанов считает, что экономика демонстрирует «некоторые элементы перегрева» – практически полную загрузку мощностей и низкую безработицу. Перегрев может обернуться ухудшением экономической ситуации в дальнейшем [4].

Уже в начале 2013 г. неутешительные прогнозы Минфина начали сбываться, о чём свидетельствует отчёт об исполнении областного бюджета за первый квартал 2013 г., который заслушали депутаты на 15 заседании Тюменской областной думы. По результатам которого доходы региональной казны за первый квартал 2013 г. составили 27,6 млрд.руб., или 22,6 % к утверждённому годовому плану. Как сообщил на заседании председатель комитета Тюменской областной думы по бюджету, налогам и финансам Дмитрий Горицкий, поступление налога на прибыль организаций в областной бюджет за этот период составило 16,5 млрд.руб., или 20,0 % к плану на год и, если сравнить доходы с аналогичным периодом 2012 г., то в 2013 г. снижение показателей по налогу на прибыль организаций составляет 43%. То есть бюджет не досчитался почти половины поступлений от данного налога [2].

Следующим важным показателем, характеризующим эффективность налогового администрирования налога на прибыль по Тюменской области, является величина задолженности по налогу на прибыль. Динамика изменений представлена в таблице 2.

Проанализировав представленные в таблице 2 данные можно сделать вывод о том, что в целом задолженность по налогу на прибыль в период 2008-2012 гг. имеет тенденцию уменьшения. Однако в 2011 г. наблюдался резкий скачок задолженности по налогу на прибыль, которая к концу 2011 г. составила 3 025 425 тыс.руб., что больше соответствующей задолженности 2008 г. в 8,7 раза, 2009 г. – в 3,3 раза, 2010 г. – в 3,6 раза и 2012 г. – 6,5 раза. Это можно объяснить тем, что сальдированный финансовый результат предприятий в целом по экономике имеет отрицательное значение.

Реструктурированная задолженность на протяжении изучаемых пяти лет не имеет резких скачков и колеблется в пределах от 1 051 тыс.руб. (2008 г.) до 2 004 тыс.руб. (2010 г.) и к концу 2012 г. достигла отметки в 1 094 тыс.руб.

Таблица 2

Динамика задолженности по налогу на прибыль в бюджет Тюменской области в 2008-2011 гг., тыс.руб.*

Задолженность/год

2008

2009

2010

2011

2012

Задолженность по налогу на прибыль

349 138

912 960

845 251

3 025 425

462 110

Реструктурированная

1 051

1 907

2 004

1 186

1 094

Приостановленная к взысканию

55 563

449 998

37 419

73 127

162 316

*Источник: Составлено автором на основе данных годовой отчётности по форме 4-НМ УФНС России по Тюменской области за 2008-2012 гг. [1]

В 2009 г. приостановленная к взысканию задолженность по сравнению с прошлым годом увеличилась на 87,6% и составила 449 998 тыс.руб. В период с 2010-2012 гг. наблюдается рост данной задолженности на 48,8% (с 2010 г. по 2011 г.) и на 54,9% (с 2011 г. по 2012 г.). Таким образом, приостановленная к взысканию задолженность в Тюменской области к концу 2012 г. составила 162 316 тыс.руб. Эти данные позволяют охарактеризовать результаты деятельности налоговых органов в Тюменской области как положительные.

В связи с ростом совокупной задолженности по налогу на прибыль в Тюменской области налоговые органы оперативно реагируют на возникновение задолженности и реализации механизма урегулирования задолженности.

Эффективность налогового администрирования по налогу на прибыль, несомненно, определяется состоянием и уровнем налогового контроля, основные показатели этой стороны деятельности представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты проверок, проведённых налоговыми органами Тюменской области в

2008-2012 гг.*

Показатель/год

2008

2009

2010

2011

2012

Количество выездных проверок, ед.

474

417

374

357

370

Доначислено платежей по результатам выездных проверок организаций, тыс. руб.

468 943

485 638

662 072

462 584

459 791

Среднее количество доначисленых платежей по результатам выездных проверок организаций, тыс. руб.

989, 3

1 164,6

1 770,2

1 295,7

1 242,7

*Источник: Составлено на основе данных годовой отчётности по форме 2-НМ УФНС России по Тюменской области за 2008-2012 гг. [1]

Количество выездных проверок за пять анализируемых лет в целом снижается из года в год, за исключением 2010 г. за который было проведено 374 проверки, что на 17 и на 4 больше количества проведённых проверок в 2011г. и 2012 г. соответственно, но на 100 и на 43 меньше чем в 2008 г. и 2009 г.

Уровень доначисленных платежей по результатам этих выездных проверок сосредотачивается в районе 500 000 тыс.руб., за исключением опять же 2010 г., где он составил 662 072 тыс.руб.

Таким образом, показатели налогового контроля в целом по Тюменской области можно охарактеризовать как положительные, так как среднее количество доначисленных платежей по результатам выездных проверок стабильно и имеют тенденцию увеличения из года в год.

Изучение основных показателей, характеризующих эффективность налогового администрирования по налогу на прибыль в Тюменской области, позволяет сделать вывод, что результаты деятельности налоговых органов Тюменской области в целом положительны, т.е. методы, применяемые в части налогового администрирования налога на прибыль эффективны.

Литература

  1. Данные по формам статистической налоговой отчетности [Электронный ресурс]: официальный сайт Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области. – Режим доступа: URL: http://www.r72.nalog.ru/statistic/statforms/

  2. В бюджет Тюменской области снизились поступления от налога на прибыль [Электронный ресурс]: Сетевое издание «Актуально.ру». – Режим доступа: URL: http://aktualno.ru/view/tumen/politics/13735

  3. Уватский проект развивается успешно [Электронный ресурс]: Новости. Репутационный портал столицы УРФО. – Режим доступа: URL: http://www.upmonitor.ru/news/841960a/0/print/

  4. Прибыль испарится от перегрева [Электронный ресурс]: Информационный портал «Газета.Ru». – Режим доступа: URL: http://www.gazeta.ru/business/2013/06/25/5392973.shtml

Просмотров работы: 2498