Проблема влияния типа взаимодействия взрослого и ребенка на формирование личности последнего широко обсуждается в психологической литературе и является достаточно актуальной. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка. По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Среди наиболее актуальных проблем современной психологии одно из главных мест занимает состояние тревоги и связанное с ним понятие тревожности. Тревожность – определяется, как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге ее возникновения. Не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании личности ребенка.
В настоящее время не существует единой точки зрения на причины, лежащие в основе формирования данного явления. Согласно работам представителей динамического подхода и отечественных психологов, истоки тревожности, как устойчивого свойства личности, лежат в детстве индивида. Решающим периодом, по мнению Л.И. Божович, А.В. Захарова, М. И. Лисиной А.М. Прихожана, является дошкольный возраст. Фактор семейного воспитания, выделяется в настоящее время в качестве центральной причины возникновения тревожности у детей (С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие).
Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка. По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям, которые оказывают влияние на его эмоциональный фон. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие). Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие, является психологический микроклимат семьи.
В настоящее время круг исследований, связанных со спецификой детско-родительских отношений постоянно расширяется и углубляется, что, безусловно, связано с возрастающим пониманием в обществе важнейшего значения семьи как социального института. Поэтому актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Именно поэтому нами была взята тема исследования: взаимосвязь детско-родительских отношений и тревожности у младших школьников в полных и неполных семьях.
Цель исследования – изучение взаимосвязи типов детско-родительских отношений и тревожности у младших школьников в полных и неполных семьях.
Объект исследования – эмоциональная сфера младшего школьника.
Предмет исследования – взаимосвязи типов детско-родительских отношений и тревожности у младших школьников в полных и неполных семьях.
Гипотеза исследования – предполагается, что уровень тревожности у детей младшего школьного возраста из неполных семей выше, чем у их сверстников из полных семей, и напрямую зависит от типа детско-родительских отношений.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
Изучить теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
Составить эмпирическую программу исследования.
Провести диагностику и выявить уровень тревожности у младших школьников и их отношение к родителям.
Исследовать взаимосвязь проявления тревожности и детско-родительских взаимоотношений у детей младшего школьного возраста.
Проанализировать результаты сделать выводы.
Теоретическая значимость состоит в том, что: выявлены сущность и специфические причины зависимости тревожности младших школьников от типов детско-родительских отношений.
Практическое значение работы состоит в том, что результатами исследования могут использовать учителя начальных классов, социальные педагоги, психологи, работающие с неполными семьями.
Методы исследования: анализ литературы, тестирование, эксперимент, методы математической обработки данных.
Для изучения этой темы и для решения заявленных задач было намечено провести диагностику тревожности по следующим методикам:
Методика «Несуществующее животное» (автор М.3. Друкаревич).
Методика диагностики уровня школьной тревожности (автор Филлипс).
Рисуночная методика (автор Р. Жиль).
Диагностика детско-родительских отношений на основе анализа сказок детей (авторы З. Ф. Семенова, М.Л. Кирдяшкина).
Данные исследования проведены с помощью констатирующего эксперимента, включающего в себя тестирование респондентов по выбранным методикам. Исследование было проведено на базе МБОУСОШ №14. В нем приняли участие 68 учащихся начальных классов в возрасте 7-9 лет.
Проведя анализ теоретической литературы по теме исследования, мы выявили, что проблемой тревожности занимались многие ученые. Эта проблема крайне актуальна сегодня. Повышенная тревожность младших школьников детерминируется факторами неблагоприятного семейного воспитания. В целом можно говорить о том, что тревожность в младшем школьном возрасте является большей частью производной широкого круга семейных нарушений.
Анализ литературы и проведенное психологическое исследование указывают на то, что отношение родителя к ребенку понимающееся, как система разнообразных чувств и поступков и проявляющее в стиле воспитания и социальной установке оказывает значительное влияние на формирование личности ребенка. Неадекватный стиль воспитания, проявляющийся в виде доминирования родителя над ребенком, игнорировании его реальных потребностей, эмоциональном отвержении ребенка, занижении его возможностей, отношении как к более слабому - приводит к повышению уровня тревожности у ребенка. Наиболее приемлемым для ребенка типом отношения взрослого можно назвать тот, при котором родитель принимает и уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, одобряет его интересы и планы, кооперирует с ним, помогает ему, высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.
Для анализа уровня тревожности нами была разработана и апробирована эмпирическая программа, включающая в себя исследования уровня тревожности. Были проведены исследования по методике диагностики тревожности Филипса, методике Р. Жиля, тесту «Несуществующее животное» и диагностике детско-родительских отношений на основе анализа сказок детей.
Для проведения исследования была разработана программа диагностики уровня тревожности детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей.
После проведения диагностики по выбранным методикам - методика исследования тревожности Филипса, теста «Несуществующее животное», методики Р. Жиля и диагностике детско-родительских отношений на основе анализа сказок детей. Исходя из анализа результатов по подгруппам было выяснено, что наибольшая разница наблюдается по следующим типам тревожности: общая тревожность в школе и страх не соответствовать ожиданиям окружающих. При проверке результатов методом математической статистики мы можем утверждать, что наша гипотеза в ее первой части, а именно что уровень тревожности у детей младшего школьного возраста из неполных семей выше, чем у их сверстников из полных семей частично доказана.
В ходе исследования были выделены 2 подгруппы детей, по типу детско-родительских отношений: «автономность» и «единение».
Исходя из данных анализа, мы можем утверждать, что в подгруппе детей с ведущим типом взаимоотношения с родителями «автономность», наблюдается повышенная тревожность в школе. Дети испытывают проблемы в общении со сверстниками и преподавателями. С ними не хотят дружить одноклассники. Они переживают социальный стресс, что негативно сказывается на обучении. Проблемы и страхи в отношении школы могут сохраняться на всем этапе обучения. У этой группы детей ярко выражен страх самовыражения и страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Эти дети более конфликтны.
В подгруппе детей с ведущим типом взаимоотношения с родителями «Единение» наблюдается иная картина. По всем показателям в этой подгруппе уровень тревожности значительно ниже. Однако самым распространенным видом тревожности для обеих подгрупп является общая тревожность в школе, так как этот показатель складывается из ряда причин. После проверки результатов методом математической статистики вторая часть гипотезы о том, что тревожность напрямую зависит от отношения с родителями, доказана полностью.
Таким образом, наша гипотеза о том, что уровень тревожности у детей младшего школьного возраста из неполных семей выше, чем у их сверстников из полных семей, и напрямую зависит от взаимоотношений с родителями, доказана, задачи решены, и цель исследования достигнута.
Литература:
Айзенк Х. Психологические теории тревожности. Тревога и тревожность / Х. Айзенк, Под ред. В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2011. – 257 с.
Дубровина И. В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И. В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Академия, 2009. 369 с.
Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. – М.: Тривиола, 2009. – 353 с.
Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. – М.: Сфера, 2010. – 240 с.