СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Все граждане РФ являются плательщиками налога на имущество физических лиц, в случае если в их собственности имеется недвижимость, а именно – дома, квартиры, дачи, хозяйственные и прочие строения. От исполнения данной обязанности освобождаются лишь лица, имеющие специальные льготы или прямо указанные в налоговом законодательстве. Исчисление суммы налога осуществляется на основании сведений о суммарной инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, при этом ставки для объектов налогообложения устанавливаются в соответствии с положением о местных налогах. Собираемость местных налогов обеспечивает формирование финансовой базы местных органов самоуправления, которая в свою очередь предназначена на решение основных социально-экономических проблем населения.

В целом по России за периодов с января по июль 2012 и 2013 гг. отмечается рост поступления налога на имущество физических лиц в бюджеты (рис. 1.1).

Рисунок 1.1. – Динамика налоговых поступлений по налогу на имущество физических лиц за январь – июль 2012 и 2013 гг. [1].

Налог на имущество физических лиц имеет незначительные показания. Его доля в бюджете очень мала, что во многом связано с проблемами учета и оценки недвижимого имущества. Таким образом, бюджет теряет миллиарды налоговых поступлений от такого вида неучтенного имущества. Важное значение здесь имеет желание и настойчивость местных властей проинвентаризировать это имущество.

Так большая часть не стоящей на налоговом учете недвижимости образовалась, когда гражданам разрешили регистрировать дачные участки и строения по упрощенной схеме без определения их инвентаризационной стоимости, а значит, и без возможности рассчитать ставку налога. В то время налогоплательщикам были предложены два варианта: провести оценку своей недвижимости самостоятельно или дождаться, когда оценку проведут налоговые органы. В первом случае все расходы по оценке нужно было оплатить самим гражданам, во втором расходы понесли бы местные бюджеты. Так как большинство налогоплательщиков предпочли второй вариант, что повлекло за собой отсутствие информации об инвентаризационной стоимости объектов, актуальной для прошлых периодов, то сумму налога и санкций за несвоевременную уплату рассчитать было невозможно в связи с отсутствием налоговой базы.

Несмотря на вышеизложенные проблемы, возникающие при определении суммы налога, в г. Тюмени темп роста поступлений налога на имущество физических лиц за период с января по октябрь текущего года составил 109,6%. Это свидетельствует о том, что поступления по налогу на имущество физических лиц выросли на 9,6% по сравнению с прошлым годом и составили более 102,9 миллиона рублей (рис. 1.2).

Рисунок 1.2. – Динамика налоговых поступлений по налогу на имущество физических лиц за январь – октябрь 2012 и 2013 гг. в г. Тюмени [2].

За аналогичный период времени в г. Кургане темпы роста данного налога составили 123,8%, что больше по сравнению с темпами роста в г. Тюмени, при этом в денежном выражении сумма налоговых поступлений была зафиксирована в размере 72,2 миллиона рублей, что практически в два раза меньше показателей г. Тюмени (рис. 1.3).

Рисунок 1.3. – Динамика налоговых поступлений по налогу на имущество физических лиц за январь – октябрь 2012 и 2013 гг. в г. Кургане [3].

Выявленные превышения собираемости налога на имущество физических лиц г. Тюмени над г. Курганом можно объяснить тем фактом, что ставки в г. Кургане ниже, чем в г. Тюмени. Так, например, для имущества, инвентаризационная стоимость которого до 300000 рублей, в Кургане действует ставка 0,07%, в Тюмени ставка для имущества с аналогичной стоимостью установлена в размере 0,1%. Ставки налога по городу Тюмени также имеют более детализированный характер: если в Кургане для всех объектов, чья инвентаризационная стоимость превышает 500000 рублей, установлена одна и та же ставка, то по городу Тюмени установлены различные ставки для объектов с инвентаризационной стоимостью свыше 500000 рублей. Таким образом, для объектов с инвентаризационной стоимостью от 500000 до 700000 рублей действует ставка 0,35%, от 700000 до 1500000 – 0,5% и свыше 1500000 – 1%, когда в Кургане действует только одна ставка.

Таким образом, анализ собираемости налога на имущество физических лиц в разных городах показал, что значения налоговых поступлений имеет непосредственную зависимость от того, какие ставки и какие льготы предусмотрены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Местные органы самоуправления могут самостоятельно регулировать показания по поступлению налога на имущество физических лиц, изменяя ставки и перечень льгот, что позволит увеличить или снизить финансовую составляющую каждого бюджета муниципалитета в зависимости от финансово-экономической ситуации.

Литература

  1. Торгово-промышленная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]: Налогообложение. – Режим доступа: http://www.tpprf.ru/ru/activities/business-support/am/ioreg/tax/.

  2. УФНС России по Тюменской области [Электронный ресурс]: Сведения о поступлении налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему за 10 месяцев 2013 г. – Режим доступа: http://www.r72.nalog.ru/statistic/pn72/4335180/.

  3. УФНС России по Курганской области [Электронный ресурс]: Поступление налогов и сборов, администрируемых УФНС России по Курганской области, в местные бюджеты за январь-октябрь 2013 г. – Режим доступа: http://www.r45.nalog.ru/statistic/pn45/mestn/4330301/.

Просмотров работы: 6298