МЕСТНЫЕ НАЛОГИ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РФ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РФ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Становление местных налогов в России берет свое начало в XV в. В данный период в нашей стране начинает складываться двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые естественно формировались за счет княжеских (т.е. государственных) налогов и местных сборов [2].

Местные налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в бюджеты административно территориальных единиц. Местные налоги являются элементом налоговой системы страны [1] и установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

В городе Тюмени регулирование взимания местных налогов осуществляется на основании нормативных актов муниципального образования. К данным налогам относятся:

1. Земельный налог, который предусмтрен Положением о местных налогах города Тюмени (утверждено Решением Тюменской городской Думы от 25 ноября 2005г. №259) с изменениями внесенными решением, Тюменской городской Думы от 26.10.2012 № 927);

Земельный налог – дифференцирован в зависимости от вида земель, их целевого назначения и пользователей (порядок зачисления определяется законодательством о земле). Он включает в себя:

- земельный налог на арендную плату за земли сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;

- земельный налог и арендную плату за земли несельскохозяйственного назначения;

- доходы от централизации средств земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов;

- возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий.

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование на территории Тюмени [4].

2. Налог на имущество физических лиц, элементы которого установлены Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09 декабря 1991 г. (ред. от 29.06.2012 г.) и Положением о местных налогах города Тюмени (утверждено Решением Тюменской городской Думы от 25 ноября 2005 г. №259) с изменениями внесенными решением, Тюменской городской Думы от 26.10.2012 г. № 927) [3].

Налог на имущество с физических лиц – дифференцирован в зависимости от объекта налогообложения. Зачисление сумм платежей по налогу производится в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения. Плательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения признаются такие виды имущества, как:

- жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;

- самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок).

При анализе поступлений налога на имущество физических лиц города Тюмени за период с 2009 г. по ноябрь 2013 г. следует отметить, что наибольшее поступление замечено в 2009 г. и оно составило 146028 тыс. руб., наименьшее поступление, было за 2011 г., его показатель составил 38829 тыс.руб. Для 2013 года по отношению к 2012 году характерно снижение поступивших сумм налога (рис. 1.1).

Рисунок 1.1. – Динамика налоговых поступлений по налогу на имущество физических лиц за 2009 – 2013 гг.*

* Источник: составлено автором по материалам официального сайта Управления ФНС России по Тюменской области

Анализ земельного налога за аналогичный период показывает, что наибольшие поступления были зафиксированы в 2012 г., они составили 1137941 тыс. руб., что выше в 1,08 раза по отношению к 2013 г., в котором налоговые платежи составили 1051506 тыс. руб. При этом показатели 2013 г. превышают показатели 2011 г. в 1,2 раза, в котором поступления в бюджет были отмечены в размере 873189 тыс. руб., что является самым наименьшим значением в течении 5 лет, по которым был произведен анализ поступлений (рис. 1.2.).

Рисунок 1.2. – Динамика налоговых поступлений по земельному налогу за 2009 – 2013 гг.*

* Источник: составлено автором по материалам официального сайта Управления ФНС России по Тюменской области

Наряду с динамикой поступлений налоговых платежей отмечается и соответствующая динамика по неуплате. Так максимальный уровень задолженности можно наблюдать в 2010 г., он составил 287926 тыс. руб., что практически в два раза выше, чем в 2013 г. – показатель этого года составляет 148339 тыс. руб., что является наименьшим значением за весь анализируемый период с 2009 по 2013 гг. (рис. 1.3).

Рисунок 1.3. – Динамика задолженности по местным налогам за 2009 – 2013 гг.*

* Источник: составлено автором по материалам официального сайта Управления ФНС России по Тюменской области

Таким образом, для увеличения собираемости местных налогов необходимо совершенствовать меры воздействия на налогоплательщиков, которые не исполняют свои обязанности по уплате местных налогов.

Так для граждан, которые нарушают налоговое законодательство в отношении местных налогов, можно применить следующие мер по обеспечению исполнения обязанности.

При неуплате гражданином земельного налога и налога на имущество физических лиц в установленные сроки налоговый орган, как и предусмотрено действующим законодательством, направляет должнику требование об уплате налога.

В случае если налогоплательщик не осуществляет свою обязанность по уплате налогов в соответствии с данным документом налоговый орган, к примеру, через 3 месяца, принимает соответствующее решение и направляет требование в адрес работодателя гражданина. При этом работодатель, являющийся налоговым агентом, на основании полученного от налогового органа документа, может удержать и перечислить в соответствующий бюджет задолженность по налогу. Данная сумма задолженности будет удерживаться с ежемесячно начисляемой ему заработной платы.

Удержание может производиться как по частям, так и единовременно. Данный способ удержания будет зависит от величины получаемой зарплаты и суммы задолженности по налогам.

Описанный вариант меры по обеспечению исполнения обязанности налогоплательщика уплатить местный налог требует законодательного закрепления путем принятия дополнений и изменений в действующие законы и кодексы. В частности, надо предусмотреть технические условия обеспечения налоговых органов информацией о месте работы налогоплательщиков, периодичность ее обновления и другое [6].

Необходимо понимать, что цель такой меры воздействия на степень собираемости местных налогов направлена на повышение гражданской ответственности и созидание налоговой культуры общества.

Литература

  1. Брокгауза Ф.А. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / Ф. Брокгауза // Академик: сайт. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/16108

  2. Местные налоги [Электронный ресурс]: Олбест: сайт. – Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/finance/2c0b65625a3bc68b4c53b88421306d27_0.html

  3. О Положении о местных налогах города Тюмени [Электронный ресурс]: Право: сайт. – Режим доступа: http://docs.pravo.ru/document/view/14266563

  4. Механизм формирования доходной части местных бюджетов за счет налоговых поступлений [Электронный ресурс]: Олбест: сайт. – Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/finance/00215953_0.html

  5. Сводные отчеты по формам статистической налоговой отчетности [Электронный ресурс]: УФНС по Тюменской области: сайт. – Режим доступа: http://www.r72.nalog.ru/statistic/sv_otch72/3734719

  6. Как увеличить собираемость местных налогов [Электронный ресурс]: Экономическая газета: сайт. – Режим доступа: http://www.eg-online.ru/article/57203

Просмотров работы: 1556