Одной из важных подсистем отношений в структуре личности больного, в том числе и у пациентов с соматическими заболеваниями, является их отношение к болезни [1].
Мы провели исследование целью, которого явилось изучение типов отношения к болезни у пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями. В качестве испытуемых выступили 30 человек с хроническими сердечнососудистыми заболеваниями. Средний возраст испытуемых составил 27 лет. Были использованы: Опросник мини-мульт опросник СМОЛ и методика ТОБОЛ.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы: у 23 испытуемых (что составляет 76,66% из всей выборки) был выявлен ипохондрический тип отношения к болезни. Можно сказать, что данные испытуемые чрезмерно сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Они стремятся постоянно рассказывать о них врачам, медперсоналу и окружающим. Преувеличивают действительные и выискивают несуществующие болезни и страдания[2]. У 5 испытуемых (16,66%) был выявленэгоцентрический тип. Люди с этим типом отношения к болезни «принимают» свою болезнь и ищут в этом выгоду. Выставляют напоказ близким и окружающим свои страдания и переживания с целью вызвать сочувствие и полностью завладеть их вниманием [2]. У оставшихся 2 испытуемых был выявлен гармоничный тип отношения к болезни. Т.е. испытуемые оценивали свое состояние без склонности преувеличивать его тяжесть. Таким образом, можно сделать вывод что, люди с хроническими сердечнососудистыми заболеваниями относятся к своей болезни «с трепетом» и преувеличением.
Список использованной литературы:
Психологическая диагностика отношения к болезни: пособие для врачей [Электронный ресурс] / Л.И. Вассерман, А.Я. Вукс, Б.В. Иовлев, Э.Б. Карпова // URL: http://www.medpsy.ru/library/library122.pdf. - Дата обращения 01.12.2013.
Цекин, В.П. Типы отношения к болезни у больных с сердечнососудистыми заболеваниями [Электронный ресурс] / В.П. Цекин // Независимый ПсихиатрическийЖурнал. - 2004. - № 2. - URL: http://www.npar.ru/journal/2004/2/attitude.htm. - Дата обращения 02.12.2013.