ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО НАЛОГОВОГО И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО НАЛОГОВОГО И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Немаловажной проблемой современной российской налоговой системы является разделение налогового и бухгалтерского учёта. Все более широкое использование МСФО особенно остро обозначило конфликт бухгалтерского и налогового учёта, так как МСФО не допускают никаких компромиссов с налогообложением. Разделение налогового и бухгалтерского учета в той или иной степени в разное время проявилось во всех национальных экономических системах, базирующихся на рыночных принципах. Главной причиной разделения учётов стало принципиальное различие между целями расчёта налогов и налогового администрирования с одной стороны и целями формирования достоверной финансовой отчётности для принятия экономических решений с другой стороны [3, с 111-113].Государственные органы в процессе разделения бухгалтерского и налогового учёта преследовали цель обеспечить для себя, а также для хозяйствующих субъектов возможность корректировать налоговые поступления в бюджет за счёт изменения налогооблагаемой базы. Инструментом таких изменений и стало ведение параллельного налогового учёта. Различные цели потребовали использования не только разных, но и противоположных регулятивных принципов. В результате требования к исходящей итоговой информации, предоставляемой налоговым и бухгалтерским учётом, оказались несовместимыми [3, с 111-113].

Важно понимать, что при указанной модели учёта наблюдается появление дополнительных издержек, а также имеет место постепенное усложнение правил учёта доходов, расходов и других объектов учёта. Что, в свою очередь, влечёт допущение бухгалтерами ошибок при исчислении налоговой базы и сумм налогов и, как следствие, недопоступление обязательных платежей в бюджет, появление задолженностей.

Для решения обозначенной ранее в данном исследовании проблемы ведения параллельного налогового учёта наряду с бухгалтерским учётом и нивелирования, таким образом, рисков, порождаемых такой моделью учёта, необходимо сближение правил налогового и бухгалтерского учёта. Сближение двух учётов означает, в частности, отмену норм, которые не соответствуют бухгалтерскому учёту. Указанное сближение должно происходить без ущерба функциям и целям составления бухгалтерской отчётности. В результате оно должно привести к исключению необходимости ведения параллельного налогового учёта.

Как уже было указано, система современного налогового учёта характеризуется избыточной отчётностью, излишними затратами, связанными с необходимостью ведения параллельно с бухгалтерским учётом налогового учёта. Между тем, очевидно, что налоговая отчётность должна быть проще и основываться на данных бухгалтерского учёта. Безусловно, в настоящее время планируется упрощение налогового учёта через изменение норм налогообложения прибыли организаций, вызывающих сложности при ведении учёта, а также ограничивающих возможности использования одинаковых правил налогового и бухгалтерского учёта. Кроме того, к настоящему времени, согласно положениям Основных направлений налоговой политики РФ на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг., уже были сделаны определённые шаги по сближению бухгалтерского и налогового учёта. Так, в рамках проводимой работы был уточнён порядок налогового учёта доходов и расходов при совершении операций с имуществом, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, компетентными органами власти были проведены анализ и инвентаризация норм, обусловливающих существование различий между налоговым и бухгалтерским учётами. По итогам этой работы были определены области, в которых законодательством о налогах и сборах нецелесообразно устанавливать особые правила определения показателей, используемых при расчёте налоговой базы, отличные от правил бухгалтерского учёта. Количество таких различий в итоге должно быть сведено к минимуму, что будет сделано как путём внесения изменений в Налоговый кодекс, так и, возможно, корректировок некоторых правил бухгалтерского учёта. Итогом данной работы, в соответствии с указанными положениями, должна стать система налогового учёта, которая будет более тесно привязана к регистрам бухгалтерского учёта [2].

Мы же ориентированы на полное исключение, в конечном счёте, необходимости ведения налогового учёта. На наш взгляд, в целях решения поставленной проблемы необходимо произвести следующие изменения в правилах ведения бухгалтерского учёта:

  1. Исключение временных разниц в бухгалтерском учёте. Для этих целей необходимо установить следующие правила признания доходов и расходов:

  • отказ от применения в целях исчисления налога на прибыль способа начисления амортизации, отличного от способа начисления амортизации, принятого в учётной политике организации для целей бухгалтерского учёта;

  • применение единого способа признания коммерческих и управленческих расходов в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в отчётном периоде для целей бухгалтерского учёта и для целей исчисления налога на прибыль организаций;

  • единый способ признания убытка, перенесённого на будущее, в текущем и последующих отчётных периодах;

  • применение, в случае продажи объектов основных средств, единых правил признания для целей налогообложения остаточной стоимости объектов основных средств и расходов, связанных с их продажей;

  • применение единого метода определения доходов и расходов в целях бухгалтерского учёта и в целях налогообложения (по общему правилу, - метода начисления, а для отдельных категорий хозяйствующих субъектов (малого бизнеса) – кассового метода);

  • применение единых правил отражения процентов, уплачиваемых организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов) для целей бухгалтерского учёта и целей налогообложения;

  • применение единых правил учёта иных аналогичных групп доходов и расходов, если применение различных методов их учёта, согласно существующим в настоящее время правилам налогового и бухгалтерского учёта, влечёт появление временных разниц [1].

  1. Отражение сумм постоянных разниц на соответствующих субсчетах счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и 91 «Прочие доходы и расходы» бухгалтерского учёта. Формирование сумм постоянных отложенных активов и постоянных отложенных обязательств на соответствующих субсчетах счёта 99 «Прибыли и убытки».

Основываясь на экономической сущности товарно-денежных отношений, более целесообразным мы полагаем использование кассового метода признания доходов и расходов в бухгалтерском учёте. Однако экономика современного мира – это экономика «обязательств». Этой экономике присуща нетипичная для классической экономической теории рынка модель товарооборота: «обязательство – товар – обязательство», а не привычная для нас модель «деньги – товар – деньги». Поэтому в настоящее время применение кассового метода может повлечь появление некоторых проблем и сложностей, рисков для хозяйствующих субъектов. На наш взгляд, применение кассового метода будет наиболее оптимальным и не повлечёт за собой возникновение рисков и проблем тогда, когда властная элита (не только национальная, но и мировая) возьмёт курс на построение экономики «реальных денежных потоков», когда экономика «обязательств», основанная на финансовых махинациях и избытке деривативов, породивших, в частности, кризисы перепроизводства, уйдёт в прошлое.

Построение экономики «реальных денежных потоков» повлечёт за собой кардинальное изменение обычаев делового оборота, типичных условий договоров между контрагентами и даже самих принципов предпринимательской деятельности. Это заставит субъекты хозяйствования осуществлять свою деятельность, прежде всего, на основе принципов равномерности, рациональности и стабильности. Возможно, это также вызовет повышение дисциплинированности участников хозяйственных правоотношений.

Литература

  1. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» (ПБУ 6/01) [Электронный ресурс]: Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н. – Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/12122835/

  2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг. [Электронный ресурс]: одобрены Правительством РФ 30.05.2013 г. – Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=129118;fld=134;dst=4294967295;rnd=0.5363080283110965

  3. Филина Ф.Н., Беспалов М.В. Бухгалтерский и налоговый учет: пути сближения. - М.: РОСБУХ, 2010. - 257 с.

Просмотров работы: 3406