ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ НА ПРИМЕРЕ США - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ НА ПРИМЕРЕ США

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления должны располагать соответствую­щей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создаётся разветвлённая сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяй­ства, социальной сферы, благоустройства каждой администра­тивно-территориальной единицы, содержания законодатель­ной власти, аппарата управления и других мероприятий.

В разных странах бюджетное устройство отличается своими особенностями, обусловленными государственным устройством, территориально-административным делением, уровнем развития экономики, её структурными чертами.

Во многих странах, в том числе и в России, существует три уровня власти: центральный (федеральный), региональный (субъекты Федерации в РФ, штаты в США, кантоны в Швейцарии и т.д.) и местный. За каждым из них закрепляются обязанности по выполнению тех или иных государственных функций и определяются ресурсы, которые могут ими использоваться.

Доходы региональных и местных бюджетов формируются за счёт налогов, сборов и других обязательных платежей, закреплённых за каждым уровнем или установленным им, на основе разделения поступлений от определённого налога между разными уровнями, за счёт различного рода перечислений из вышестоящего бюджета. Причём конкретный механизм формирования доходов региональных и местных органов власти в каждой стране свой. Рассмотрим формирование региональных и местных бюджетов на примере налоговых систем США и России, их государственном устройстве и природно-климатических характеристиках. Основываясь на изученном материале, в дальнейшем, выработать предложения по применению положительного опыта зарубежных стран в России [1, C. 32].

В США, как федеративном государстве, существуют три бюджетных уровня: государственный (федеральный) бюджет, бюджеты штатов и местные бюджеты. США состоят из 50 штатов и около 83000 муниципальных образований, каждый из которых имеет свой собственный бюджет. Органы власти штатов проводят независимую налогово-бюджетную политику и вправе самостоятельно вводить налоги и сборы на своей территории, включая и «идентичные» применяемым на общегосударственном уровне. Однако федеральные власти имеют возможность ограничивать налоговые инициативы отдельных штатов (через систему предоставления федеральных грантов и применения льгот по федеральным налогам).

Бюджеты штатов формируется, прежде всего, за счёт косвенных налогов (налоги на продажи и акцизы). Собственные поступления составляют приблизительно 80% доходов бюджета, а оставшиеся 20% - федеральные субсидии (гранты) [2,С.63].

Первое место в доходах бюджетов штатов занимает налог с продаж, доля которого в объёме поступлений более 40%, его уплачивают потребители при покупке различных товаров. Величина налоговых ставок варьируется в зависимости от штата. Этот налог отсутствует в таких штатах, как Аляска, Дэлавер, Нью-Джерси. В остальных ставка колеблется, поскольку устанавливается правительствами самих штатов. Наиболее низкая она в Колорадо и Вайоминге - 3%, в Алабаме, Луизиане, Джорджии, Айове - 4%, наиболее высокая - в Калифорнии - 7,25%, Иллинойсе - 8%, Нью-Йорке -8,25%.

Кроме того, в 44 из 50 штатах применяется дополнительный (к федеральному) налог на доходы граждан. В общей сумме бюджетных доходов его доля составляет примерно 30% [2, С.68].

Налогообложение доходов населения во всех штатах осуществляется по общим принципам, однако различными являются размер ставок и величина предоставляемых по данному налогу льгот. Минимальная ставка равна 2%, максимальная - 10%. Но с целью унификации и удобства использования большинство штатов исчисляют свои ставки как определённый процент от базового, федерального, налога. Во всех штатах на каждого плательщика предоставляется необлагаемый минимум. Если налогоплательщик является главой семейства, то необлагаемый минимум увеличивается в 2 раза. Подобная льгота предоставляется также и на каждого иждивенца.

Еще одним источником доходов бюджета штата является налог на прибыль корпораций. Его доля в общих бюджетных доходах не превышает 7%. Этот налог является инструментом, при помощи которого правительство штата может воздействовать на его экономическую ситуацию, развитие наиболее выгодных для данной территории направлений производства товаров и услуг. Налог на прибыль взимается почти во всех штатах. Большинство штатов используют пропорциональные ставки данного налога [2, С.71].

Многие штаты предоставляют компаниям налоговые льготы. Прежде всего, такие преференции предусматриваются для тех корпораций, которые инвестируют свои средства на данной территории. Значительные скидки имеют и те компании, деятельность которых необходима для штата.

Практически во всех штатах взимается налог на имущество. Его уплачивают как физические, так и юридические лица. Ставки налога варьируются в размерах от 0,5 до 5%. Доля данного налога в общем объёме налоговых поступлений бюджета штата составляет около 2%. В различных штатах предоставляются льготы по налогу на имущество. В некоторых штатах освобождаются от обложения данным налогом компании, впервые зарегистрированные в этом штате. Преференции также предусматриваются для определённых видов производств, развитие которых необходимо для конкретной местности. В большинстве штатов освобождаются от налога на имущество и пользуются правом ускоренной амортизации корпорации по оборудованию, используемому для очистки отходов производства и предотвращения загрязнения окружающей среды.

Штатами взимается и налог с наследства. Его доля в общем объёме доходов штата составляет приблизительно 1%. В большинстве штатов налогом облагаются доходы наследника. Ставки налога дифференцированы в зависимости от степени родства наследника и наследодателя, а также от размера наследства. Вместе с тем уровень налоговых ставок различается и по штатам. По налогу с наследства существуют определённые льготы. Прежде всего, речь идёт о необлагаемом минимуме, исключаемом из налогообложения, величина которого также варьируется по штатам. В некоторых штатах данный налог не уплачивается, если получателем наследства является супруг (а) умершего наследодателя.

Все штаты взимают налог на разные виды топлива по своим собственным ставкам. Они устанавливаются в центах с галлона (1 американский галлон - 3,78 л.) топлива. Ставки данного налога имеют тенденцию к повышению.

Штатами собираются акцизы на спиртные напитки. В одних эти налоги устанавливаются в процентах от объёма оптовой или розничной продажи, в других - ставки выражены в долларах с галлона напитка и различаются в зависимости от его крепости.

Акцизными являются также налоги, уплачиваемые корпорациями с добычи природных ископаемых: нефти, газа, угля, леса. В некоторых штатах вместо поимущественного налога установлен налог на добытые полезные ископаемые. Его платят собственники этих ресурсов. Размер ставок составляет от 3 до 5%. Такой налог взимается штатами в виде компенсации за разработку минеральных ресурсов на их территории. Доля данного налога в общем объёме налоговых доходов бюджетов штатов в среднем составляет 2%.

Каждый штат взимает лицензионные сборы. Их ежегодно оплачивают юридические лица за право заниматься определёнными видами деятельности на территории данного штата. В общем объёме налоговых поступлений штатов их доля составляет приблизительно 6%.

Ещё одним налогом, уплачиваемым компаниями на уровне штата, является налог на капитал, ставка которого равна 0,75%.

Работодатели производят обязательные отчисления на выплату пособий по безработице. Ставки таких взносов варьируются по штатам и находятся в пределах от 2,7 до 7,5% заработной платы (с первых 8 млн.долл.).

Некоторые штаты, например Калифорния, взимают налог на деловую активность. Налог включает два элемента: налогообложение общего годового оборота предприятия в пределах от 1 до 2,5%, и налог на фонд заработной платы. В Калифорнии последний составляет 1,6%.

Несмотря на законодательно установленные широкие права территорий, региональный потенциал в налогообложении США не используется в значимой степени, поскольку около 70% налоговых поступлений проходит через федеральный бюджет и их часть перераспределяется между штатами централизованно с объективными негативными последствиями.

Однако в последнее время сформировалась ощутимая тенденция увеличения собственных налоговых доходов штатов, например, в таких сферах, как социальное обеспечение, здравоохранение, охрана общественного порядка (содержание полиции), обеспечивающих около 90% расходов. Тем не менее, главным источником формирования доходов региональных бюджетов (более 70%) остаются субсидии федерального бюджета [3 С.97]

В целом можно заключить, что бюджеты штатов предусматривают более существенные льготы и пониженные ставки для корпораций и граждан, чем в России, гораздо большие возможности выбора при расчёте облагаемого дохода и, в основном, более низкие ставки прямых и косвенных налогов. Поэтому в США более благоприятный налоговый климат для предпринимательства, чем в России.

Инвестиционный потенциал налоговой системы США ориентирован на использование норм ускоренной амортизации основных средств, на льготное налогообложение научных и конструкторских разработок, что фактически означает комплексное стимулирование развития высокотехнологичных производств.

Налоговая система США отличаются от налоговой системы РФ следующим:

- наибольший удельный вес в региональных бюджетах зарубежных стран составляет подоходный налог, а в РФ – налог на прибыль организаций;

- в США взимание налоговых поступлений от предприятий и других юридических лиц осуществляется гораздо чаще, чем в РФ;

- в РФ действует большое число сложных, запутанных налоговых актов.

Опыт западных государств вполне применим в современных условиях России, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики РФ:

- вследствие большого налогового давления у предприятий изымается почти вся сумма накоплений (прибыли), используется многократное обложение доходов предприятий, например, прибыль облагается трижды – через налог на прибыль, налог на имущество предприятий и через НДС. Всё это ведёт к большому сокрытию доходов, стимулирует занижение прибыли и рост себестоимости продукции, сокращение инвестиций. Если использовать опыт США, то в данной ситуации необходимо снизить ставки налогов – НДС и налога на прибыль, а также социальных платежей с соответствующим переносом налогового бремени на физических лиц через систему акцизов, налогов на имущество и др. В целом эта мера должна повысить инвестиционную заинтересованность предприятий. Но, надо учитывать, что уровень платежеспособного спроса населения падает и предлагаемые меры сократят его еще в большей степени, что отрицательно скажется на развитии производства.

Основной объем налоговых доходов региональных и местных бюджетов дают налоги (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, акцизы, налоги на имущество), полномочия по определению налоговых ставок, баз, льгот и нормативов распределения по которым имеет вышестоящий уровень власти (федеральные разделяемые налоги)[4];

Сложившаяся тенденция централизации налоговых доходов не соответствует реальным потребностям подъема российской экономики и ее регионального звена. Она противоречит принципам бюджетного федерализма и прежде всего, балансу интересов Федерации и ее субъектов в сфере финансово-бюджетных взаимодействий.

- в виду того, что инвестиционный потенциал российской системы налогообложения недостаточно высок, следует ввести особо льготный налоговый режим для инвестиционной деятельности, особенно для вложений в высокотехнологичные и наукоёмкие отрасли;

- использование специальных ставок налога для особо высоких, спекулятивных доходов с целью уменьшения слишком большого неравенства в распределении доходов в обществе.

В РФ в 1994 г. делалась попытка предоставить права вводить налоги, не предусмотренные законодательством «Об основах налоговой системы РФ». Это привело к установлению более 60 дополнительных налогов, и можно было говорить о схожести процесса экспорта налогов между регионами России и США. Но негативных последствий от такого нововведения оказалось больше, чем позитивных и его пришлось отменить.

В настоящее время предоставлять регионам полную автономию еще рано, так как у населения РФ нет достаточных денежных средств для переезда в другой регион, чтобы начал действовать принцип конкуренции, как в Швейцарии. Но в будущем это вполне возможно.

Налоговой системе России необходимо адаптироваться к новым общественным отношениям и соответствовать мировому опыту. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Главная проблема реформы налогообложения – нестабильность налоговой системы РФ.

Литература

  1. Кухаренко В.Б. Налоговые системы зарубежных стран [Текст]: учебное пособие / В.Б. Кухаренко, Н.Н. Тютюрюков. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – 141 с.

  2. Маслов Б.Г. Налоговые системы зарубежных стран [Текст]: учебно-методическое пособие / Маслов Б.Г., Попова Л.В. – М.: ДиС, 2011. – 432 с.

  3. Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран [Текст]: учебник для вузов / Н.Н. Тютюрюков. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2010. – 171 с.

4.Федоров М.Е. Проблемы формирования доходов бюджета субъекта РФ [Электронный ресурс] / М.Е. Федоров // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов: сайт. – Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2008/ekon74.html (дата обращения: 16.09.2008).

Просмотров работы: 3864