ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемы налогообложения субъектов малого бизнеса актуальны во мно­гих странах, в том числе и в России, что связано с существующими противоре­чиями в налоговом законодательстве и его нестабильностью. Особенности на­логообложения субъектов малого бизнеса зависят также от страны, от форм собственности, от льгот, которые предоставляются тем или иным видам дея­тельности предприятий малого бизнеса.

В последнее десятилетие в РФ много говорится об исключитель­ной важности малого бизнеса для развития экономики, формирования «средне­го класса», обеспечения политической и социальной стабильности в обществе. В эти же годы принято немало законов, указов, постановлений и других норма­тивных актов, направленных на поддержку малого предпринимательства. Это не намного улучшило положение представителей малого бизнеса в России. И самая главная причина этому - непосильные налоги.

Основными недостатками существующей системы налого­обложения субъектов малого бизнеса являются следующие:

1. Система налогообложения сложна и запутанна. Фактически не соблю­дается норма п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ, предусматривающая формули­ровку актов законодательства о налогах и сборах таким образом, чтобы «каж­дый точно знал, какие налоги и сборы и в каком порядке он должен платить». Сегодня уплата налогов требует от предпринимателя профессиональных зна­ний по учету и налогообложению либо найма высокооплачиваемых специали­стов по бухучету и налогам.

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая мас­са платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошиба­ется при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога. Возникают сомнения в социальной ориенти­рованности налоговой системы, так как она кажется специально усложненной, чтобы получать пени от налогов. Кроме того, многие законы, устанавливающие ставки налогов, и доходы, из которых они отчисляются, очень неоднозначно указывают обязательные элементы налогов. Поэтому спустя несколько месяцев после опубликования некоторых Законов (которые тоже не всегда можно найти) начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как те или иные налоги правильно считать.

2. Чрезмерно высокое налоговое бремя. Очевиден приоритет фискальных интересов государства над всеми остальными. Сегодня в стране ставки налогов устанавливаются без достаточного экономического анализа их воздействия на производство, на стимулирование инвестиций и т.д. Между тем при установле­нии ставок налогов необходимо учитывать их влияние не только на это, но и на ликвидацию условий, способствующих вполне легальному уходу налогопла­тельщика от уплаты налогов. Аксиомой является тот факт, что последствия уклонения от налогов меньше, если различные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам. В противном же случае наблюдается тенденция к пере­распределению доходов в пользу тех, которые облагаются налогом по наимень­шей ставке.

Действующая в стране система налогообложения со слабо проработанны­ми теоретически и экономически ставками налогов вынуждает вводить новые (и подчас совсем не рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей, сгладить негативные последствия, связанные с произвольностью ставок нало­гов на отдельные доходы. Поэтому сейчас из-за более низкой ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, нежели платить налог с прибыли. Завтра это может привести к тому, что все доходы уйдут в личное потребление. Поэто­му важно, чтобы доходы облагались по одинаковым средним ставкам, чтобы при прочих равных условиях у предпринимателя не было мотива перераспреде­лять доходы в целях «легального» снижения размера уплачиваемого налога. Как видно, нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, ко­личества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

3. Нестабильность законодательства. Недостаточная четкость и ясность нормативных документов, и слишком частые изменения налогового законода­тельства затрудняют работу самих налоговых служб, делают бесправным нало­гоплательщика. Все изменения в налоговом законодательстве должны осуще­ствляться одновременно с внесением соответствующих уточнений в бюджеты исключительно путем внесения изменений в законодательные и нормативные акты по налогам.

Еще одной проблемой является налоговая отчетность предпринимателей. Сегодня ИП отчетность становится все более сложной и запутанной. На начальном этапе становления и развития нового бизнеса, предприниматель сталкивается с проблемами ведения бухгалтерского учета и налоговой отчетности. Отсутствие знаний, а также запутанность законодательства в отношении этих вопросов, являют начинающему предпринимателю реальные проблемы, грозящие большими штрафными санкциями. Сложившаяся ситуация увеличивает расходы предпринимателя на обеспечение учета и налоговой отчетности, так как стоимость подобных услуг растет. Ко всему вышесказанному, еще подогревают существующие проблемы налогообложения малого бизнеса, возросшие в последнее время фиксированные платежи в ПФ РФ. Это увеличение уже вызвало волну закрытия ИП, ведущих периодическую деятельность.

Все это в ближайшем будущем может привести к тому, что малый бизнес постепенно будет возвращаться в состояние, в котором он начинал развиваться в 90-е гг. - полулегальный или же полностью неофициальный режим. Выиграет от этого государство? В краткосрочной перспективе - да, а вот в долгосрочной - нет. Причем с каждым годом собираемость налогов будет падать все больше и больше.

Важнейшей задачей государства в настоящее время является создание эффективной системы налогообложения субъектов малого бизнеса, адекватной российским условиям и создающей стимулы для раз­вития малого предпринимательства. Основными направлениями государствен­ной поддержки малого предпринимательства являются: формирование благо­приятного предпринимательского климата; устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров; расширение доступа к финан­совым ресурсам; системное развитие инфраструктуры для предоставления предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи. Отлаженная и по­следовательная работа в данных направлениях позволит осуществить каче­ственные изменения предпринимательской среды и повысить эффективность функционирования предприятий малого бизнеса.

Совершенствование налогообложения субъектов малого предпринима­тельства должно быть основано на оптимальном сочетании интересов государ­ства и малого бизнеса. Поэтому необходим переход от гипертрофированной ре­ализации фискальной функции налогообложения к активно-стимулирующей. Данные условия будут способствовать развитию малого предпринимательства, усиливать его социальную значимость и стимулировать инвестиционную ак­тивность.

Для того, чтобы налоговое бремя было посильным для малых предприя­тий, чтобы количество их росло, и они стремились вести свой бизнес в легаль­ной, а не теневой экономике, необходима однозначность, стабильность системы налогообложения и справедливый уровень изъятия части доходов. Также долж­ны быть предприняты меры по борьбе с предоставлением незаконных льгот и с ведением неотражаемой в бухгалтерском учете хозяйственной деятельности пу­тем ужесточения контроля за движением наличных денег в легальном секторе и перекрытие каналов их перетока в «теневой» сектор, за зарубежными банковскими счетами юридических и физических лиц (в том числе за оффшор­ными счетами), а также за предприятиями, оказывающими услуги по созданию оффшорных фирм и открытию зарубежных банковских счетов, за практикой осуществления расчетов за реализованную продукцию через счета специально создаваемых структурных подразделений и «третьих лиц».

Эффективная система налоговых преобразований в отношении субъектов малого предпринимательства должна отвечать следующим критериям:

1. Прозрачности - то есть все результаты проведенных реформ видны, от­сутствуют скрытые процессы и явления, имеющие отдаленные послед­ствия.

2. Непротиворечивости - при разрешении существующих противоречий не были заложены новые проблемы и глубинные противоречия, кото­рые потребуют решения в будущем.

3. Завершенности преобразований, что значит возвращение системы от­ношений между государством и налогоплательщиками из зоны распа­да в зону безопасности

сохранение устойчивого состояния динами­ческого равновесия.

В соответствии с этим, основными направлениями совершенствования системы налогообложения субъектов малого бизнеса являются следующие:

1. Совершенствование налогового законодательства с целью его упроще­ния, придания налоговым законам большей прозрачности, расширения базы налогообложения, снижения налоговых ставок, обеспечение ней­тральности налогов по отношению к некоторым категориям налого­плательщиков; пересмотр налоговых льгот.

2. Объединение налогов, имеющих одинаковую налоговую базу;

3. Совершенствование норм и кодификация правил, регламентирующих деятельность налоговой администрации и налогоплательщиков, устра­нение противоречий налогового и гражданского законодательства;

4. Установление жесткого оперативного контроля за соблюдением нало­гового законодательства, пресечение «теневых» экономических опера­ций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов.

5. Четкое установление налогов по различным уровням финансовой си­стемы, прежде всего введение и строгий контроль закрытого перечня региональных и местных налогов (на федеральном уровне будут опре­делены общие принципы установления этих налогов и предельные значения их ставок).

Существуют, конечно же, и положительные стороны налогообложения малого бизнеса, которые просматриваются только в определенных сферах бизнеса. Это касается инновационной сферы, науки и техники. Они имеют определенные льготы. Однако, высокий порог входа в данный бизнес, практически не по карману начинающим предпринимателям, поэтому примеров инновационного малого бизнеса очень мало, чтобы это каким-то образом способствовало улучшению общей картины.

Таким образом, совершенно очевидно то, что без дальнейших реформ в области налогообложения субъектов малого бизнеса не обойтись, так как удоб­ство, грамотность и простота уплаты налога является ключевым моментом не только в выполнении государством в полном объеме своей фискальной функ­ции, но и в повышении мотивации к развитию у малого бизнеса, без которого невозможно повышение конкурентоспособности страны в целом.

Литература

1. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социаль­ного страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного ме­дицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования [Электронный ресурс] : Закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

2. Власенкова В. А. Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы / В. А. Власенкова // Налог. вестн. - 2011. - № 2. - С.3-8.

3. Смогина И. А. Налогообложение малых предприятий / И. А. Смогина // Право и экономика. - 2012. - № 11. - С.74-79.

4. Ресурс о малом и среднем бизнесе [Электронный ресурс]: электрон. дан.// Режим доступа: www.pro-biznes.com.

 

Просмотров работы: 13782