РОЛЬ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РОЛЬ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата. В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны. Налоги важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств.

Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны. Сегодня остро стоит вопрос о необходимости формирования налоговых доходов. Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер.

Зарубежный опыт свидетельствует, что с изменением экономической ситуации, должна изменяться и роль государства в рыночном механизме хозяйствования, следовательно – и направления целенаправленного использования государством рыночных рычагов, в том числе налоговой и бюджетной систем как инструментов рыночного хозяйствования. Известно, что научно обоснованная налогово-бюджетная система, которая отражает сформированные в этой сфере, как общие закономерности, так и особенности конкретной страны, оказывает позитивное воздействие на развитие экономики, расширяет сферу деловой активности населения.

Каждый город, район, область имеют экономическую значимость для страны. Тюменская область играет одну из ведущих ролей в развитии и поддержании стабильного положения российской экономики. Здесь добывается весомая доля газа и нефти. Вместе с тем топливная промышленность даёт толчок для развития и других отраслей. Тюменская область является основным каналом поступления налогов и сборов в бюджетную систему.

Бюджет Тюменской области в большей степени зависит от поступления налоговых доходов, насколько эффективно и справедливо законодательство налогообложения страны от этого в большей степени и зависти экономическая стабильность регионов. Согласно ст.6 БК РФ бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета [2, С. 18].

Налоги как основной элемент доходов бюджета Тюменской области обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей. К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустить их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы.

Основным элементом, в формировании доходной части бюджета Тюменской области, является налог на прибыль, его доля в бюджете составляет 33 %. В последний год произошло сокращение сбора данного налога, причиной данной проблемы, являются изменения в налоговом законодательстве, а именно в порядке начисления амортизации, снижение прибыли нефтегазовых компаний в связи с увеличением расходов на приобретение лицензионных участков, а также с низким стимулированием инвестиционной деятельности предприятий. На данный момент в Тюменской области развивается животноводство и сельское хозяйство, а предприятия сельхозпереработки остаются без движения. Также необходимо восстановить работу Заводоуковского спиртового завода, который приносил не малый доход в бюджет области. Помимо этого в ближайшей перспективе в г. Тюмени готовиться к открытию крупнейший металлургический завод, налоговые поступления которого по прогнозам должны составить около 700 млн.руб., но это всего 0,5% от бюджета Тюменской области.

Бюджет Тюменской области значительно сократился и в связи с тем, что доходы от уплаты налога на добычу полезных ископаемых по нефти и газовому конденсату с 2010 г. полностью поступают в федеральный бюджет. В связи с этим необходимо на федеральном уровне пересмотреть налоговую политику страны и решить проблему структурно технической модернизации экономики и равномерного распределения отраслевых и региональных производственных сил, учитывая опыт США. Распределение налоговых полномочий и ответственности между центральными и территориальными государственными структурами выражается в налоговом федерализме, от организации которого во многом зависит регулирование налоговых доходов между центром и регионами и формирование доходной части бюджета любого уровня, в том числе и регионального [7, С. 27].

Налоговый федерализм в США имеет сложную систему. Несмотря на то, что в этой стране налоговая система не является, по мнению большинства экономистов, идеальной, налоги выполняют не только фискальную, но и регулирующую и стимулирующую функции. Существующий налоговый механизм обеспечивает доходами, как федеральный бюджет, так и бюджеты штатов, и местные бюджеты. Он способствует реализации принципов платежеспособности на всей территории страны, развитию малого бизнеса, стимулированию инвестиций и наукоёмкого производства.

В отличие от других федеративных государств, в США проблемы уравнивания территориального распределения бюджетных средств разрешаются путём четкого разделения бюджетно-налоговых полномочий федерального правительства, властей штатов, местных органов. Американский налоговый федерализм рассчитан на привлечение частного капитала, а налоговые льготы распределяются как косвенная форма стимулирования предпринимательской деятельности [6, С. 236].

Необходимо отметить стабильный рост поступлений НДС, в основном на это влияет повышение налоговых вычетов по НДС [5].

Поступление налога на имущество за прошедшие периоды можно назвать стабильными. На положительную динамику во многом повлияли мероприятия в области совершенствования администрирования налогообложения имущества физических и юридических лиц. Прежде всего, причиной роста собираемости данного налога стало внесение изменений в законодательство РФ о налогах и сборах, а именно:

- изменение порядка информационного обмена сведениями, необходимыми для исчисления земельного и транспортного налогов, налога на имущество физических лиц. С 1 января 2011 г. в Налоговом кодексе РФ для всех органов, учреждений, организаций и должностных лиц, за исключением органов ЗАГСа (для органов ЗАГСа - с 1 января 2013 г.), введена обязанность предоставления налоговым органам сведений, необходимых для исчисления налогов, в электронном виде;

- отмена авансовых платежей по земельному и транспортному налогу гражданам;

- введение единой формы налогового уведомления, которая позволила не только проинформировать граждан о всех налоговых обязательствах в рамках одного документа, но и существенно сократить затраты федерального бюджета на формирование и рассылку налоговой корреспонденции,

- разработка формы заявления для обращения налогоплательщиков - физических лиц в налоговые органы в случае выявления ими в налоговом уведомлении недостоверной информации о принадлежащем им имуществе (объектах недвижимости, транспорте), и др. [1, С. 23].

Следует отметить, что в 2012 г. по сравнению с 2010 г. отмечается снижение собираемости транспортного налога. Это связано с внесением поправок в Налоговый кодекс, снижающих базовую ставку транспортного налога в два раза и предоставляющие субъектам Федерации (в том числе Тюменской области) право обнулить ставку для автомобилей мощностью менее 150 лошадиных сил.

Рассмотрев динамику поступления доходов в бюджет Тюменской области, видно, что экономика региона не находится в точке стабильности. Так как происходит продолжение проводимой на федеральном уровне налоговой реформы, направленной, с одной стороны, на последовательное снижение налогового бремени на экономику, а с другой - на централизацию доходов в федеральном бюджете, так и происходит определяющее влияние на поступление налоговых доходов в консолидированный бюджет.

Проанализировав методы повышение уровня бюджета зарубежных стран рекомендуется, чтобы целями совершенствования бюджетного процесса и бюджета в Тюменской области стали:

- усиление эффективности налогового стимулирования предприятий и организаций сферы материального производства, внедряющим перспективные проекты, введением льготного режима налогообложения, что, в свою очередь, благоприятно скажется на развитии региона;

- продолжение поэтапного внедрения бюджетирования, ориентированного на результат;

- принятие законодательных актов уровня региона с целью более тесной увязки бюджетного и социально-экономического планирования на уровне области и муниципальных образований;

- продолжение практики формирования резервного фонда Тюменской области в целях покрытия планируемого бюджетного дефицита, особенно на 2014 г. в связи с окончанием поступлений в бюджет компенсационных платежей из федерального бюджета, обусловленных централизацией на федеральном уровне налога на добычу полезных ископаемых.

Таким образом, несмотря на то, что поступление в бюджет некоторых налогов выросло, этого явно не достаточно для экономической стабильности, так как основной источник дохода - налог на прибыль резко снизился из-за изменений в законодательстве. Федеральному бюджету необходимо, урегулировать повышение трансфертов в Тюменскую область и решить проблему структурно технической модернизации. Области, в свою очередь, необходимо создать благоприятную среду для инвесторов, и сдвинуть с мертвой точки замороженные предприятия, направить все усилии для скорейшего открытия планируемых предприятий, тем самым принести бюджету новые свободные вакансии и повышение НДФЛ, а также рост налога на прибыль.

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: принят Государственной Думой 19 июля 2000 г. - М.: Эксмо, 2013. - 768 с.

  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 17 июля 1998 г. – М.: Эксмо, 2013. – 240 с.

  3. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации №1-НМ за 2010 – 2012 гг. - [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.r72.nalog.ru/

  4. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации №1-НМ за 2010 – 2012 гг. - [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.nalog.ru/

  5. Сведения о поступлении налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему на 01.09.2013 года/ - [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.nalog.ru/

  6. Попова Л. В. Налоговая система зарубежных стран: учеб. пособие / Л. В. Попова, И. А. Маслова, Ю. Д. Земляков. – М. : Финансы и кредит, 2010. – 440 с.

  7. Черник Д. Г. Налоги зарубежных стран / Д. Г. Черник // Финансы. – 2011. – № 3. – С. 24–35.

Просмотров работы: 3033