СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сущностью налогового планирования является признание за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения и оптимизации своих налоговых обязательств. Сущность налогового планирования проявляется так же в выполнении им определенных функций. Основными принципами налогового планирования являются законность, обязательность, эффективность, перспективность, взаимосвязь налогового планирования и общего планирования организации.

Итак, налоговое планирование – законная деятельность хозяйствующего субъекта в рамках общего стратегического планирования бизнеса, направленной на выявление возможности налоговой экономии и учет налоговых последствий в деятельности организации, в основе которой лежит системный подход.

В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства. Налогоплательщик вправе организовывать свои дела таким образом, чтобы получить максимальную налоговую экономию.

Так же, налоговым планированием можно назвать разработку и применение специальных приемов уменьшения налоговых обязательств налогоплательщика правомерными способами и средствами. Отличие от обхода налогов состоит в том, что налоговое планирование - это не пассивное, а активное поведение налогоплательщика. Оно не предполагает, например, отказа от ведения определенных видов бизнеса, а направлена на их рационализацию с налоговой точки зрения.

Отдельные вопросы, решаемые на различных этапах налогового планирования, имеют важнейшее организационное значение для всей деятельности налогоплательщика, что позволяет отнести их к сфере стратегического налогового планирования. К их числу относятся, прежде всего, вопросы размещения и выбора формы юридического лица, реорганизации юридических лиц, в том числе направленной на создание групп предприятий, расширение предприятия, выбора инвестиционной политики.

Таким образом, можно сделать вывод, что сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

В настоящее время налоговое прогнозирование и планирование выступают основой рыночных отношений всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с различными формами собственности.

Эти процессы оказывают самое непосредственное воздействие на деятельность организаций и предприятий. Именно планирование является тем действенным инструментом, благодаря которому организации могут правильно и достоверно оценивать возможности своего развития на краткосрочную (текущую) и длительную (стратегическую) перспективу. Оно обеспечивает условия для прогнозирования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что налоговое планирование в РФ существует и активно развивается [5]. Существует механизм реформирования структуры и повышения качества доходных статей социально-ориентированных бюджетов, методика расчета коэффициента финансовой независимости регионов, нововведения для реализации принципа бюджетного федерализма с целью обеспечения субъектами РФ социальных программ.

Известные методические разработки по налоговому планированию приводят три основных варианта планирования: прямое прогнозирование налоговой базы, на основе макроэкономических показателей и индексация данных предыдущих периодов, предлагая использовать все три метода с расчетом средней величины планируемых налогов. В полном объеме разрабатываются показатели только для трех налогов, составляющих на текущий момент основу доходной части федерального бюджета: налога на добавленную стоимость, на добычу полезных ископаемых и на прибыль организаций. Но все три метода не свободны от недостатков и корректировочных коэффициентов. Назрела необходимость разработки единой методики планирования налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с учетом всех факторов влияния.

Автором предложены дополнительные принципы: осуществление планирования для всех налогов и сборов, планирование налоговых поступлений во взаимосвязи налогов как элементов единой системы формирования налогооблагаемой базы, использование количественных показателей поведенческой модели налогоплательщика, обеспечение сопоставимости результатов за счет стабилизационных этапов налогового законодательства.

Этапы государственного налогового планирования предлагается разместить в следующей последовательности:

1) цель налогового планирования, совпадающая с целью социального развития общества;

2) расчет макроэкономических поправочных коэффициентов;

3) анализ плановых или фактических показателей бюджета предыдущего года с уточнением коэффициента собираемости налогов и сборов;

4) прогнозный анализ изменений в налоговом законодательстве;

5) прогнозный анализ внезаконодательных факторов, влияющих на налогооблагаемую базу налогов и сборов;

6) прогнозирование или планирование налоговых поступлений текущего или следующего года с определением показателей бюджета.

Индекс изменения налоговой базы будет образован двумя составляющими: за счет налогового законодательства и внезаконодательных факторов. Комплексными индексами являются два из используемых в формуле: индекс поведенческой модели плательщика и влияния остальных налогов.

Налоги с точки зрения взаимного влияния можно разделить на группы:

1) в налоговую базу которых входит как структурная составляющая большое количество других налогов, изменение которых приводит к росту

(уменьшению) налоговой базы основного налога;

2) в налоговую базу которых не входят другие налоги, но рост (уменьшение) которых изменяет налоговую базу основного налога;

3) в налоговую базу которые не входят и не влияют на нее другие налоги.

В результате планирования на основе данных методов структура федерального бюджета утратит неэффективные каналы, составляющие менее 1%; создаст резервы для осуществления социальных программ; определит роль налога на прибыль организаций, как контролирующего доходы организаций. В структуре регионального бюджета в этих условиях основными источниками станут налог на прибыль организаций и ресурсные налоги, также будут ликвидированы неэффективные налоговые каналы, а устойчивое пополнение бюджета будет осуществляться на основе равноэффективных налоговых потоков.

Предложенные методы позволяют осуществлять поэтапное регулирование и контроль бюджетного процесса для усиления социальной направленности бюджетно-налоговой политики России: формировать сбалансированный социальный бюджет, фиксировать и устранять отклонения в процессе исполнения бюджетов, оценивать и регулировать уровень финансовой независимости регионов для выполнения социальных задач.

Учёт и строгое соблюдение перечисленных выше моментов является залогом успешного налогового планирования на предприятиях и условием их устойчивого функционирования, что и обеспечивает им необходимые преимущества.

Во-первых, экономическая нестабильность и частое изменение налогового законодательства обеспечивают большую конкурентоспособность для организаций, оперативно реагирующих на вносимые изменения. Подобное способны осуществить только хозяйствующие субъекты, использующие налоговое планирование. Во-вторых, появляется реальная возможность снижения налоговых обязательств и, зачастую, экономических санкций со стороны контролирующих органов. В-третьих, происходит сбережение в виде более рационального и эффективного использования как собственных, так и заемных ресурсов. В-четвертых, достигнутая налоговая экономия является резервом для увеличения прибыли, которая может использоваться для реализации эффективной социальной политики на предприятии.

В результате сохраняется гибкость управления всей хозяйственной деятельностью организации.

Все методы оптимизации складываются в оптимизационные схемы. Ни один из методов сам по себе не приносит успеха в налоговом планировании, лишь составленная грамотно и с учетом всех особенностей схема позволяет достичь намечаемого результата; напротив, некачественная схема налоговой оптимизации может нанести компании ощутимый вред. Любая схема перед внедрением проверяется на соответствие нескольким критериям: разумности, эффективности, соответствия требованиям закона, автономности, надежности, безвредности.

Из всего вышесказанного следует то, что в настоящее время налоговое прогнозирование и планирование выступают основой рыночных отношений всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с различными формами собственности.

Эти процессы оказывают самое непосредственное воздействие на деятельность организаций и предприятий. Именно планирование является тем действенным инструментом, благодаря которому организации могут правильно и достоверно оценивать возможности своего развития на краткосрочную (текущую) и длительную (стратегическую) перспективу. Оно обеспечивает условия для прогнозирования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Эффективность коммерческих организаций является основой для развития экономики страны и наполняемости доходной части бюджетов разных уровней, величины национального дохода и ВВП.

Существует механизм реформирования структуры и повышения качества доходных статей социально-ориентированных бюджетов, методика расчета коэффициента финансовой независимости регионов, нововведения для реализации принципа бюджетного федерализма с целью обеспечения субъектами РФ социальных программ.

Известные методические разработки по налоговому планированию приводят три основных варианта планирования: прямое прогнозирование налоговой базы, на основе макроэкономических показателей и индексация данных предыдущих периодов, предлагая использовать все три метода с расчетом средней величины планируемых налогов. В полном объеме разрабатываются показатели только для трех налогов, составляющих на текущий момент основу доходной части федерального бюджета: налога на добавленную стоимость, на добычу полезных ископаемых и на прибыль организаций.

Предложенные методы позволяют осуществлять поэтапное (на стадии разработки, принятия и исполнения) регулирование и контроль бюджетного процесса для усиления социальной направленности бюджетно-налоговой политики России: формировать сбалансированный социальный бюджет, фиксировать и устранять отклонения в процессе исполнения бюджетов, оценивать и регулировать уровень финансовой независимости регионов для выполнения социальных задач.

Так как для граждан и организаций уплата налогов является не целью, а определенным обременением, естественно, что каждое лицо заинтересовано в том, чтобы осуществлять свои права и обязанности, уплачивая налоги в минимальном размере. Кроме того, современное налоговое законодательство само стимулирует планирование налоговых последствий, так как предусматривает неодинаковые налоговые режимы для различных ситуаций, допуская выбор метода исчисления налоговой базы и предлагая налогоплательщикам всяческие льготы.

Множество аудиторских, консультационных, страховых и юридических компаний, банков предлагают свои услуги желающим сократить налоговые платежи. В таких условиях при осуществлении налогового планирования налогоплательщику важно представлять, до какой степени он свободен в оптимизации указанных платежей.

На сегодняшний день складывается сложная для предприятий ситуация в плане налогообложения: зачастую полученный доход оказывается значительно меньше суммы, подлежащей уплате в бюджет и внебюджетные фонды. Для выживания в этой системе предприятия и предприниматели должны уметь спланировать деятельность таким образом, чтобы оставлять в своем распоряжении максимально возможную сумму заработанных денежных средств. Налоговое планирование на предприятиях на современном этапе представляется актуальным, но еще недостаточно развитым начинанием.

Налоговое планирование по своей сути, представляет часть финансового планирования. Финансовое планирование - процесс разработки и последующего контроля за приемами и методами по организации движения финансовых потоков с целью определения наилучших способов достижения желаемого результата [4].

Налоговое планирование, налоговая оптимизация и налоговая минимизация несут в себе различный смысл. Налоговое планирование трактуется как предварительный расчет налогового поля предприятия по результатам деятельности на определенный период времени или по отношению к определенной сделке, в зависимости от различных форм ее реализации, с целью достижения определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки.

Налоговое поле предприятия представляет собой перечень всех необходимых к уплате в той или иной ситуации налогов, сборов и пошлин с учетом ставок или льгот. При изменении условий реализации сделки или изменении направлений деятельности налоговое поле предприятия может изменяться. Оптимизация налогообложения - это один из этапов налогового планирования, связанный непосредственно с поиском способов снижения совокупности налоговых платежей путем выбора между различными вариантами осуществления деятельности и размещения активов [3].

Налоговое планирование это вовсе не обязательно налоговая оптимизация, а существование налоговой оптимизации невозможно без налогового планирования. У субъектов малого предпринимательства есть возможность самостоятельно решать, какая система налогообложения для них более предпочтительна, традиционная или упрощенная.

При выборе системы налогообложения необходимо учитывать особенности осуществляемой деятельности субъектом малого предпринимательства. Необходимо отметить, что налоговое планирование требует высокого профессионализма и индивидуального подхода применительно к каждому налогоплательщику и к каждой сделке (проекту).

Налоговое планирование важно не только для юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Вполне вероятно, что при подсчете сумм налоговых платежей, планируемая сделка или новый вид деятельности окажется невыгодным. Лучше просчитать все плюсы и минусы до того момента, пока деньги в проект не вложены, и подобрать более оптимальный вариант вложения. Все методы оптимизации складываются в оптимизационные схемы. Ни один из методов сам по себе не приносит успеха в налоговом планировании, лишь составленная грамотно и с учетом всех особенностей схема позволяет достичь намечаемого результата; напротив, некачественная схема налоговой оптимизации может нанести компании ощутимый вред.

Актуальность темы порождает возрастающая роль налогового планирования в условиях современного рыночного хозяйства, которая определяется рядом факторов. Потребность в налоговом планировании диктуется, прежде всего, двумя основными факторами: тяжестью налогового бремени для конкретного хозяйствующего субъекта и сложностью и изменчивостью налогового законодательства. В качестве других факторов можно назвать увеличение размеров фирмы, усложнение форм ее деятельности, подвижность внешней среды, новый стиль руководства персоналом.

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г., изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2013 г.) [Электронный ресурс] / «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000 г., № 32, ст. 3340 – Режим доступа: http://www.consultant.ru

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г., с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2013 г.) [Электронный ресурс] / «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000 г., № 32, ст. 3340 – Режим доступа: http://www.consultant.ru

  3. Особенности обществ с ограниченной ответственностью [Текст]: сб. материалов / отв. ред. С. П. Самуилов. - М.: Крот, 2008. - 178 с.

  4. Налогообложение субъектов малого предпринимательства [Текст]: сб. материалов / отв. ред. М. И. Светлаков - М.: Дело, 2008. - 350 с.

  5. Налоги и Россия[Текст]: сб. материалов / отв. ред. Г. И.Фурсов. - М.: Движение, 2008. - 450 с.

Просмотров работы: 7867