Франция – страна, в которой в отдельных отраслях доминирует государственная собственность. Правительство делает серьезные шаги в изменении налоговой политики. Среди развитых стран Францию отличает высокая доля налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды социального значения.
Для налоговой системы Франции характерны социальная направленность, широкая система льгот и скидок. Современные налоги Франции можно подразделить на три крупные группы:
- налоги с доходов (подоходный налог, налог на прибыль юридических лиц, всеобщий социальный взнос, налог на состояние);
- налоги на расходы: НДС, налоговые надбавки на бензин, на алкоголь, на табак и спички, а также другие налоги (регистрационные сборы на услуги, на марки, на биржевые операции и т.д.);
- местные налоги (налоги на землю с постройками, на землю без построек, профессиональный налог, налог на жилье).
Рассмотрим более подробно состав местных налогов. Земельным налогом на застроенные участки во Франции облагается 50 % кадастровой или арендной стоимости недвижимости и земельных участков, предназначенных для промышленного и коммерческого использования. Освобождены от налога: государственная собственность; здания сельскохозяйственного назначения; жилые дома и квартиры, принадлежащие физическим лицам, старше 75 лет, а также лицам, которые получают помощи из социальных фондов или выплаты по инвалидности.
Земельный налог на незастроенные участки взимается на основе 80 % кадастровой или арендной стоимости участка под застройку, а также полей, лесов и болот, которые находятся в частной собственности. От данного налога полностью освобождены государственные земли, временно – площади с искусственными лесонасаждениями (до момента коммерческой эксплуатации леса) и некоторые другие.
Налог на жилье платят владельцы и/или арендаторы жилых помещений (домов и квартир). Малообеспеченные полностью или частично освобождаются от данного налога. Ставки земельного налога и налога на жилье определяются каждым органом местного самоуправления, но не могут превышать более чем в 2,5 раза среднюю ставку предыдущего года на региональном или общенациональном уровне.
Налог на земельную собственность и построенные на ней сооружения. Ставку определяет коммуна для 1 района Парижа - 7,98%, из них: 7,11% - сбор коммуны и 0,87% - сбор региона. Налоговая база - 50% арендной платы за год, которая могла быть теоретически получена собственником. Размер арендной платы определяют кадастровые органы.
Налог на земельную собственность (незастроенные земли). Ставку определяет коммуна для 1 района Парижа - 15%, из них: 13,5% - сбор коммуны и 1,5% - сбор региона.
Профессиональный налог налагается на лиц, за работу которых заработная плата непосредственно не выплачивается. Самая многочисленная категория плательщиков данного налога, так называемые лица свободных профессий (писатели, журналисты, художники, артисты и др., за исключением медицинских сестёр и сиделок, а также владельцев автомобилей, занятых частным извозом). Ставка налога определяется каждой административно-территориальной единицей отдельно в зависимости от двух критериев: от оценочной стоимости помещения, которое плательщик использует для своей деятельности, и величины дохода плательщика. Ставка профессионального налога не может превышать 3,5 % суммы добавленной стоимости, созданной плательщиком в течение года. Добавленная стоимость определяется как разница между суммой полученного дохода и затратами в текущих ценах, связанными с профессиональной деятельностью. Возможны различные скидки в зависимости от состояния используемых помещений, степени амортизации оборудования, динамики цен. Налогоплательщик подаёт декларацию с соответствующей информацией.
Ставки местных налогов сильно варьируются по местностям и рассчитываются, как правило, из оценочной стоимости находящихся в собственности или арендуемых земли и жилых построек. Так, житель Ниццы платит ежегодно около 2100 франков в качестве налога на жилище, а парижанин – менее 1300. Профессиональный налог, выплачиваемый предприятием в южном Карпантра, достигает 38% от расчётной ставки, а в парижском пригороде Нейисюр-Сен – 9%. Ожидается, что в будущем разница в уровне местных налогов будет сокращаться, хотя и не должна полностью исчезнуть.
Литература
Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран. Учебник. – М.: Дашков и К, 2009. – 176 с.
Попонова Н.А. Налоговый контроль во Франции // Финансы, 2000. № 10. С. 32-34.
Урман Н.А. Налоговая система Франции. Автореферат диссертации кандидата экономических наук, М.: МГУ, 2012. - С. 19.